Дело № 2-521/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.В.
при секретаре Шапаренко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печора 06 марта 2019 года гражданское дело по иску Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по ********** Республики Коми, действующей в интересах Марковой З. Е., к администрации МР «Печора» о возложении обязанности организовать работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве системы отопления жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции (далее ГЖИ) по ********** Республики Коми, действующая в интересах Марковой З. Е., обратилась в суд с иском к администрации МР «Печора» о возложении обязанности организовать работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве системы отопления жилого ********** в **********, указывая в обоснование иска, что на основании заявления нанимателя **********, расположенной в указанном доме Марковой З.Е. ГЖИ по ********** проведено обследование данной квартиры, в ходе которого установлено, что температура воздуха в жилом помещении не соответствует требованиям п. 15 раздела VI Приложения №... постановления Правительства РФ от **.**.** №... «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», возможной причиной низкой температуры воздуха является нарушение при проектировании и строительстве дома. По состоянию на январь **** года доля муниципального образования в праве общей собственности на имущество в указанном многоквартирном доме составляет **** %, при этом способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран, таким образом, в обязанности администрации МР «Печора» входит надлежащее содержание общедомового имущества, в том числе и системы отопления жилого ********** в **********, однако ответчик действенных мер к решению вопроса с отоплением в жилом ********** в ********** не принял. В связи с данными обстоятельствами, действуя в соответствии с ч.6 ст. 20 Жилищного кодекса РФ ГЖИ по ********** обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ «Управление капитального строительства».
В судебном заседании истец Маркова З.Е. и представитель истца – начальник ГЖИ по ********** Сверчкова И.С., действующая на основании доверенности от **.**.** №... (л.д.14), на исковых требованиях настаивали.
Представитель ответчика Родионова Т.А., полномочия которой подтверждены доверенностью №... от **.**.**, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» Закиров С.М., действующий на основании доверенности от **.**.**, исковые требования поддержал.
Суд, заслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с п. п. 3, 4 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.
ГЖИ по ********** Республики Коми является органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Полномочия органов жилищного надзора предусмотрены Положением о государственном жилищном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. N 493 с последующими изменениями.
В соответствии с ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями: в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В судебном заседании установлено:
**.**.** администрацией МР «Печора» МКУ «Управление капитального строительства» выдано разрешение на ввод многоквартирного жилого ********** в ********** в эксплуатацию №... (л.д.35-36).
По сведениям Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по **********» жилое помещение, расположенное по адресу: ********** является собственностью МО МР «Печора», право собственности зарегистрировано **.**.** (л.д.30-32).
На основании постановления администрации МР «Печора» №... от **.**.** в рамках исполнения муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на **** годы (л.д.52-53) **.**.** между администрацией МР «Печора» (Наймодатель) и Марковой З.Е. (Наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения №..., по условиям которого Наймодатель передал Нинимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в отдельной квартире общей площадью **** кв.м., расположенное по адресу: ********** для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг: центральное отопление, электроэнергия, холодное водоснабжение. Совместно с Нанимателем в данное жилое помещение вселена в качестве члена семьи Макаровой З.Е. В. (л.д.5-6).
Из обстоятельств дела следует, что Маркова З.Е. неоднократно обращалась в адрес администрации МР «Печора» с заявлениями о принятии мер по надлежащему функционированию системы отопления в данном жилом помещении, указывая, что радиаторы отопления почти не греют, при этом стояки горячие, в квартире холодно, она вынуждена включать обогреватель (л.д.7,8).
Поскольку вышеуказанные обращения истца остались без удовлетворения, Маркова З.Е. обратилась с заявлением в ГЖИ по ********** с просьбой обратиться за защитой ее жилищных прав в суд.
На основании данного заявления ГЖИ по ********** проведено обследование жилого помещения, расположенного по адресу: **********.
Согласно акту обследования ГЖИ по ********** от **.**.** при проведении замера температуры воздуха в ********** в ********** установлено: температура воздуха в комнатах равна + 18°С, в кухне - + 17°С, в туалете –
+ 16°С. Приборы отопления в жилом помещении прогреваются неравномерно, разница температуры между верхом и низом радиаторов достигает 15°С. Квартира является угловой, кухня и туалет выходят на торец дома. Температура воздуха не соответствует п. 15 раздела VI Приложения № 1 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», возможной причиной низкой температуры воздуха является нарушение при проектировании и строительстве дома (л.д.13).
Из пояснений представителя МКУ «Управление капитального строительства» следует, что выполнение строительно-монтажных работ по устройству системы отопления многоквартирного ********** в ********** выполнялись подрядными организациями ООО «СК «****» и ООО «****» в рамках заключенных с ними муниципальных контрактов, работы по монтажу системы отопления в рамках данных контрактов были приняты и оплачены. В целях организации мероприятий по восстановлению работы системы отопления МКУ «Управление капитального строительства» был заключен договор №... от **.**.** с ООО «О.» на выполнение работ по обследованию систем отопления на соответствие проекта и проверки правильности проектного решения, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: **********, по результатам проведения которого выявлены дефекты системы отопления, для устранения которых необходимы денежные средства.
Согласно выводам экспертной организации ООО «О.», содержащимся в представленном суду техническом отчете №...-ТО по результатам инженерно-технического обследования состояния системы отопления вышеуказанного жилого дома, при визуально-инструментальном осмотре системы отопления дома выявлены дефекты и повреждения, а именно, неравномерный прогрев радиаторов отопления, стояки №... в указанном доме остаются холодными спустя длительное время после запуска систем отопления, техническое состояние системы отопления классифицируется как ограниченно работоспособное, эксплуатация систем по назначению возможна, при условии выполнения рекомендаций технического обследования, а именно, при замене горизонтальных участков отопительных ветвей труб d=**** мм на трубы d=**** мм.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что нарушения в системе отопления ********** в ********** имеются, однако данные нарушения будут устранены после поступления в администрацию МР «Печора» денежных средств для проведения текущего ремонта системы отопления данного дома.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на вод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений.
Согласно п.2 ст. 53 Градостроительного Кодекса РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
При строительстве ********** в ********** администрация МР «Печора» выступала в качестве заказчика и являлась органом, осуществляющим строительный контроль на основании договора подряда.
В пункте 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, организация в границах поселения теплоснабжения населения.
В соответствии со 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Как установлено в судебном заседании, способ управления вышеуказанными многоквартирными домами до настоящего времени не выбран, более 50 % жилых помещений в данных домах находится в собственности муниципалитета.
Учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, в том числе тот факт, что спорный дом введен в эксплуатацию и расселен по разрешению администрации МР «Печора» в **** году, неисправная система отопления в доме является следствием некачественного выполнения строительных работ суд приходит к выводу, что именно на администрацию МР «Печора», как на орган, к решению вопросов которого относится вопрос организации теплоснабжения в границах городского округа, в целях решения которого она обладает соответствующими полномочиями, следует возложить обязанность по организации работ по устранению нарушений, допущенных при строительстве системы отопления жилого ********** в **********.
Поскольку доказательств, свидетельствующих об устранении нарушений, допущенных при строительстве системы отопления жилого ********** в **********, равно как и доказательств принятия соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование системы отопления в данном доме, ответчиком в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) в лице Государственной жилищной инспекции по ********** Республики Коми к администрации МР «Печора» о возложении обязанности организовать работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве системы отопления жилого дома.
На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Службы строительного, жилищного и технического надзора в ********** в лице Государственной жилищной инспекции по **********, действующей в интересах Марковой З. Е., к администрации МР «Печора» о возложении обязанности организовать работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве системы отопления жилого дома, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение трех месяцев после вступления в законную силу настоящего решения Печорского городского суда Республики Коми организовать работы по устранению нарушений, допущенных при строительстве системы отопления жилого ********** в ********** Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено **.**.**.
Председательствующий судья И.В. Филиппова