УИД: 23RS0040-01-2023-008384-09
№ 12-112/2024
Р Е Ш Е Н И Е
26 января 2024 года г. Краснодар
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего - судья Прибылов А.А.,
при ведении протокола с/з секретарем Дзюба К.О.,
с участием: помощника прокурора ЦВО г. Краснодара Эркаевой Н.А.,
представителя административной комиссии при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара Слепаковой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Центрального административного округа г. Краснодара на постановление административной комиссии при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 01.11.2023 № 41/05 о назначении административного наказания Сарыеву А.Д. за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Центрального административного округа г. Краснодара Михайлиди Т.А. обратился в суд с протестом на постановление административной комиссии при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 01.11.2023 № 41/05 о назначении административного наказания Сарыеву А.Д. за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Требования мотивированы тем, что оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований КоАП РФ, законодательства о муниципальном контроле при составлении постановления и рассмотрении дела об административном правонарушении. Просит постановление от 01.11.2023 по делу об административном правонарушении отменить.
В судебном заседании помощник прокурора поддержала доводы, изложенные в протесте, просила его удовлетворить.
Представитель административной комиссии при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара в судебном заседании просила постановление административной комиссии оставить без изменения, протест прокурора – без удовлетворения.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности – Миносянц А.Г. в судебное заседание нe явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора и представителя администрации, исследовав представленные материалы, суд считает, что протест прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что 29.09.2023 главным специалистом Управления торговли и бытового обслуживания администрации муниципального образования г. Краснодара Сорокиным Д.М., в отношении Сарыева А.Д., составлен протокол № 20254 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (далее – Закон края № 608-КЗ).
Согласно протоколу № 20254 об административном правонарушении, 29.09.2023 в 12 час. 41 мин. Сарыев А.Д., по ул. Колхозной, 77/1 в г. Краснодаре, осуществлял мелкорозничную торговлю фруктами в месте, непредусмотренном для размещения и функционирования объектов торговли, то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 3.8 Закона края № 608-КЗ.
Постановлением административной комиссии Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 01.11.2023 № 41/05 о назначении административного наказания Сарыев А.Д. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 3.8 Закона края № 608-КЗ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
По результатам проверки заместителем прокурора Центрального административного округа г. Краснодара в Октябрьский районный суд г.Краснодара принесен протест на постановление от 01.11.2023 № 41/05.
Проверяя законность данного постановления, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании п. 1 и 7 ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Пунктами 4 и 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ регламентировано, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны сведения обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 248-ФЗ) контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.
Согласно п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), вступившего в законную силу муниципального контроля» (далее - постановление № 336) в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Указанное положение распространяется на выявление любых признаков нарушений обязательных требований, в отношении которых при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный) орган вправе выдать как предписание в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 90 Федерального закона № 248-ФЗ, так и принять меры по привлечению к административной ответственности. Указанные положения распространяются в том числе на случаи непосредственного обнаружения признаков административного правонарушения, получение таких сведений от граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации.
С учетом изложенного, оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятий, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, в том числе в случае, предусмотренном п. 10 постановления № 336.
В силу ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов.
Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
Указанная правовая позиция подтверждается письмом Департамента государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России от 24.03.2022 № Д24и-8436.
Решение городской Думы Краснодара от 22.08.2013 № 52 п.6 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Краснодар, пунктом 68 которых запрещается осуществлять выносную торговлю с лотков, палаток, товаров, автомашин в не установленных администрацией муниципального образования город Краснодар местах; размещать товар на газонах и тротуарах, складировать тару, запасы товаров и отходов на территориях, прилегающих к объектам торговли; производить выкладку товара, устанавливать столы, витрины, полки, холодильные витрины и шкафы на территориях, прилегающих к предприятиям торговли и общественного питания, в том числе у киосков, павильонов, палаток и др.; возводить к объектам торговли (магазинам, киоскам, павильонам и т.д.) различного рода навесы, козырьки, не предусмотренные архитектурными решениями объектов, согласованными в соответствии с Порядком рассмотрения архитектурных решений объектов и предоставления решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденным постановлением администрации муниципального образования город Краснодар
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Решением городской Думы Краснодара от 28.03.2013 № 46 п. 8 утверждено Положение о муниципальном контроле в области благоустройства территории муниципального образования город Краснодар (далее - Положение).
Согласно п. 2 ст. 4 Положения должностные лица органа муниципального контроля при осуществлении муниципального контроля в области благоустройства имеют права и обязанности, а также несут ответственность в соответствии с Законом № 248-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 13 Положения предусмотрено, что при осуществлении муниципального контроля в области благоустройства уполномоченными органами плановые контрольные мероприятия в соответствии с настоящим Положением не проводятся. Внеплановые контрольные мероприятия, указанные в статье 14 настоящего раздела Положения, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 и частью 3 статьи 57 Закона № 248-ФЗ, в соответствии с решениями уполномоченных органов о проведении контрольных мероприятий, принимаемыми по установленной в соответствии со статьей 4 настоящего Положения форме и подписываемыми руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа. Решение о проведении контрольного мероприятия должно содержать информацию, предусмотренную частью 1 статьи 64 Закона N 248-ФЗ. Внеплановые контрольные мероприятия проводятся уполномоченными органами только после согласования с органами прокуратуры, если иное не установлено Законом N 248-ФЗ. При осуществлении муниципального контроля в области благоустройства уполномоченными органами проводятся следующие виды внеплановых контрольных мероприятий, требующих взаимодействия с контролируемым лицом: 1) инспекционный визит; 2) документарная проверка; 3) выездная проверка (п. 1 ст. 14 Положения).
Из протокола № 20254 об административном правонарушении от 29.09.2023 следует, что в отношении Сарыева А.Д. протокол составлен на основе материалов визуального осмотра по факту обнаружения совершенного административного правонарушения.
При этом согласно под. 1 п. 2 ст. 15 Положения осмотр является контрольным действием, проводимым в ходе внепланового контрольного мероприятия, требующего взаимодействия с контролируемым лицом, а именно инспекционного визита.
Таким образом, на момент составления названного протокола об административном правонарушении на основании вступившего в законную силу постановления № 336 предусматривался прямой запрет на привлечение лиц к административной ответственности без проведения контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе путем непосредственного выявления административного правонарушения.
С учетом изложенного, протокол об административном правонарушении от 29.09.2023 № 20254 составлен без достаточных на то оснований.
В силу п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проводимой в ходе осуществления муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Решение о проведении проверки в отношении Сарыева А.Д. отсутствует.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Сарыева А.Д. председателем и членами административной комиссии при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара допущены нарушения требований положений ст. ст. 26.1 и 26.11 КоАП РФ.
Суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении от 29.09.2023 № 20254 составлен в нарушение п. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, в соответствии с которым не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проводимой в ходе осуществления муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, суд считает необходимым постановление административной комиссии при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 01.11.2023 № 41/05 о назначении административного наказания Сарыеву А.Д. за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л :
Постановление административной комиссии при администрации Центрального внутригородского округа города Краснодара от 01.11.2023 № 41/05 о назначении административного наказания Сарыеву А.Д. за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» – отменить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Судья А.А. Прибылов