Дело № 2-687/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 33-14939/2022
01 сентября 2022 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
Председательствующего Абдрахмановой Э.Я.,
судей: Низамовой А.Р.,
Ибрагимовой И.Р., при секретаре Миннихановой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Сибай Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней Аминевой А.Р. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Центральная городская больница г. Сибай» об обязании бесперебойного обеспечения ребенка-инвалида медицинскими изделиями, обязании выписать рецепт,
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Башкортостан на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 20 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия
установила:
прокурор г. Сибай Республики Башкортостан, действуя в интересах ребенка-инвалида Аминевой А.Р., обратился в суд первой инстанции с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Центральная городская больница г. Сибай» об обязании бесперебойного обеспечения ребенка-инвалида медицинскими изделиями, обязании выписать рецепт.
Свои требования мотивировал тем, что на основании поручения Прокуратуры Республики Башкортостан от дата №... проведена проверка исполнения федерального законодательства об охране здоровья граждан в части обеспечения детей-инвалидов жизненно необходимыми лекарственными препаратами.
Проверкой установлено, что Аминева А.Р., дата г.р., наблюдается в ГБУЗ РБ «ЦГБ г. Сибай» с диагнозом: М08.0 Ювенильный ревматоидный артрит.
Согласно справке МСЭ-2020 от дата №... Аминева А.Р. является ребенком-инвалидом, включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2021-2022 годы. С дата 2021 по дата 2021 гг. находилась на лечении в детском ревматологическом отделении ФГБНУ адрес, где ей был поставлен клинический диагноз: М08.0 Ювенильный ревматоидный артрит, серонегативный, полиартикулярный вариант активность 3, стадия 3, ФК 3. Множественные контрактуры суставов (плечевые, локтевые, тазобедренные, коленные, мелкие суставы кистей и стоп). Подвывихи в шейном отделе позвоночника (атланто-аксиальный сустав, с аккилозом).
Согласно выписному эпикризу от дата №..., а также заключению врачебной комиссии от дата №... Аминевой А.Р. даны показания для дальнейшего лечения с продолжением курса терапии этанерцептом в виде подкожных инъекций 1 раз в неделю, доза на инъекцию составляет 0,8 мг/кг на введение 1 раз в неделю /33 мг на введение) или 0,4 мг/кг (17 мг 2 раза в неделю). Необходим перерасчет дозы в соответствии с антипометрическими данными каждые 3 месяца. Препарат этанерцепт должен применяться непрерывно длительно не менее 1 года.
Согласно карте гражданина, имеющего право на получение набора социальных услуг, по учету отпуска лекарственных средств, Аминевой А.Р. выписаны рецепты на лекарственный препарат «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»). В соответствии с информацией, представленной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, рецепты поставлены на отсроченное обеспечение. Закупка лекарственных препаратов осуществляется отделом лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РБ. Вместе с тем, закупка препарата «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») для обеспечения ребенка-инвалида Аминевой А.Р. в 2021 году – истекшем периоде 2022 года Министерством здравоохранения Республики Башкортостан в полном объеме не произведена.
Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечить обеспечивать ребенка-инвалида Аминеву А.Р., дата г.р., лекарственным препаратом «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности; обязать ГБУЗ РБ «ЦГБ г. Сибай» выписать рецепт на бесплатное получение ребенку-инвалиду Аминевой А.Р., дата г.р., лекарственного препарата «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») в соответствии с медицинскими показаниями до отмены лечащим врачом. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 20 мая 2022 г. постановлено:
исковые требования прокурора города Сибай Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней Аминевой А.Р. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Центральная городская больница г. Сибай» об обязании бесперебойного обеспечения ребенка-инвалида медицинскими изделиями, обязании выписать рецепт, удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан бесперебойно обеспечивать ребенка-инвалида Аминеву А.Р., дата года рождения, зарегистрированную по адресу: адрес, лекарственным препаратом – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан «Центральная городская больница г. Сибай» выписывать рецепт на бесплатное получение ребенком-инвалидом Аминевой А.Р., дата года рождения, зарегистрированную по адресу: адрес, лекарственным препаратом – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), до минования надобности.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
На апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от помощника прокурора г. Сибай РБ ФИО4 поступили возражения, в которых предлагают решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав прокурора ФИО5, представителя Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – ФИО6, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от дата №.... В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Аминева А.Р., дата г.р., является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГБУЗ Республики Башкортостан «Центральная городская больница г. Сибай», с имеющимся диагнозом: М08.0 «Ювенильный ревматоидный артрит».
Согласно справке МСЭ-2020 №..., выданной Бюро №... филиала ФКУ «ГБ МСЭ по РБ» от дата Аминева А.Р. является ребенком-инвалидом, включена в федеральный регистр льготных категорий граждан на 2021-2022 годы.
Из выписного эпикриза следует, что ребенок находился на лечении в детском ревматологическом отделении ФГБНУ «адрес с дата 2021 года по дата 2021 года, поставлен клинический диагноз: М08.0 Ювенильный ревматоидный артрит, серонегативный, полиартикулярный вариант активность 3, стадия 3, ФК 3. Множественные контрактуры суставов (плечевые, локтевые, тазобедренные, коленные, мелкие суставы кистей и стоп). Подвывихи в шейном отделе позвоночника (атланто-аксиальный сустав, с аккилозом). Получала лечение лекарственным препаратом «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») на фоне лечения отмечена положительная динамика.
Согласно выписному эпикризу от дата №..., заключению врачебной комиссии от дата №... Аминевой А.Р. даны показания для прохождения курса терапии этанерцептом в виде подкожных инъекций 1 раз в неделю, доза на инъекцию составляет 0,8 мг/кг на введение 1 раз в неделю /33 мг на введение) или 0,4 мг/кг (17 мг 2 раза в неделю). Перерасчет дозы необходим в соответствии с антипометрическими данными каждые 3 месяца. Препарат этанерцепт должен применяться непрерывно длительно не менее 1 года.
Заключением врачебной комиссии от дата №... ФГБНУ адрес на основании решения врачебной комиссии от дата №... пациенту Аминевой А.Р. показана: терапию этанерцептом продолжить, в виде подкожных инъекций 1 раз в неделю, доза инъекции составляет 0,8 мг/кг (в настоящий момент доза равна 33мг) или 0,4 мг/кг (17 мг) 2 раза в неделю. Необходим перерасчет дозы в соответствии с антропометрическими данными каждые 3 месяца.
В соответствии с протоколом врачебной комиссии ГБУЗ РБ «ЦГБ г. Сибай» от дата утверждено принятие лекарственного препарата этанерцепт Аминевой А.Р., установлена дозировка лекарственного препарата.
Из ответа ГБУЗ РБ «ЦГБ г. Сибай» от дата №... следует, что Аминевой А.Р., дата г.р., на основании выписки ФГБНУ адрес №... от дата был оформлен протокол ВК ГБУЗ РБ «ЦГБ г. Сибай» №... от дата для обеспечения в 2022 году лекарственным препаратом «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») и направлен в Министерство здравоохранения РБ фармацевтический отдел.
Согласно ответу ГУП «Башфармация» РБ от дата №... за период с 1 января 2022 года по 5 мая 2022 года лекарственный препарат «Энбрел, лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, 25 мг фл №4 с р-лем» (МНН «Этанерцепт») на склад государственного предприятия не поступал.
Исходя из компьютерной карты Аминевой А.Р., за период с 10 января 2022 по 1 марта 2022 года Аминевой А.Р. отпущены следующие медикаменты: Метотрексат-Эбеве раствор для инъекций 10 мг/мл 5мл №1 (количество 4), Метотрексат-Эбеве раствор для инъекций 10 мг/мл 5мл №1 (количество 8).
30 декабря 2021 года Аминевой А.Р. был выписан рецепт №... на получение лекарственного препарата Этанерцепт в количестве 3 шт. Рецепты от 6 мая 2022 года №..., №..., №... на лекарственные препараты Этанерцепт в количестве 3 шт. были выписаны после обращения прокурора г. Сибай Республики Башкортостан с исковым заявлением от 21 апреля 2022 года в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования прокурора г. Сибай Республики Башкортостан, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка Аминевой А.Р., исходил из нуждаемости ребенка-инвалида в применении лекарственного препарата «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») в соответствии с медицинскими показаниями до отмены лечащим врачом, поскольку до обращения с иском в суд рецепт на лекарственный препарат «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), поскольку до обращения с иском в суд рецепт на лекарственный препарат «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») врачами ГБУЗ РБ «ЦГБ г. Сибай» не выписывался, на отсроченное обслуживание в ГУП "Башфармация" не поступал, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора города Сибай Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней Аминевой А.Р. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан «Центральная городская больница г. Сибай» об обязании бесперебойного обеспечения ребенка-инвалида медицинскими изделиями, обязании выписать рецепт, подлежат удовлетворению.
Учитывая, что к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан отнесена, в том числе организация обеспечения граждан по имеющимся у них медицинским показаниям необходимыми им медицинскими изделиями, а постоянный прием лекарственного препарата «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») жизненно необходим Аминевой А.Р., суд посчитал необходимым обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обеспечивать Аминеву А.Р., 29 октября 2005 года рождения, лекарственным препаратом «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), в необходимом объеме в соответствии с медицинскими показаниями до минования надобности, а ГБУЗ РБ «Центральная городская больница г. Сибай» обязать выписывать рецепты на бесплатное получение лекарственным препаратом – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), до минования надобности.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу статьи 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17.06.1999 №178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан (пункт 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 №310).
Одной из основных задач Министерства здравоохранения Республики Башкортостан является разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения (пункт 2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310).
Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих сахарным диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим сахарным диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 14 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан является Министерство здравоохранения Республики Башкортостан (пункт 1.1. Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан). Государственное унитарное предприятие «Башфармация» Республики Башкортостан на основании государственного контракта оказывает в рамках реализации государственной программы льготного лекарственного обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки услуги по приемке от организаций-поставщиков, хранению, доставке, учету и отпуску лекарственных препаратов предназначенных для обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан. Таким образом государственное унитарное предприятие «Башфармация» Республики Башкортостан не осуществляет закупки лекарственных препаратов для отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки, а осуществляет приемку от организаций-поставщиков, хранение, доставку, учет и отпуск лекарственных препаратов предназначенных для обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки.
Аминева А.Р. относится к числу лиц, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», имеющих право получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, относится.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе, средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
Учитывая, что обязанность по организации своевременного обеспечения данными лекарственными препаратами Министерство здравоохранения Республики Башкортостан исполняет ненадлежащим образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что имеются основания для возложения на Министерство здравоохранения Республики Башкортостан обязанности по своевременному обеспечению Аминевой А.Р. данными лекарственными препаратами.
Установлено, что Аминевой А.Р. жизненно необходимо применять лекарственный препарат – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»).
Отказом в обеспечении лекарственным препаратом – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), права Аминевой А.Р. нарушены.
Ответчиками не представлено доказательств обеспечения Аминевой А.Р. лекарственным препаратом – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») на постоянной основе.
Поскольку Аминевой А.Р. по жизненным показаниям необходимо применение лекарственного препарата – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») на постоянной основе, то обеспечение ее указанным лекарственным препаратом, должно осуществляться своевременно и бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае истец фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что лекарственный препарат – «Энбрел» (МНН «Этанерцепт») должен быть предоставлен Аминевой А.Р. бесплатно.
Разрешая спор в части требований об обращении решения суда к немедленному исполнению суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что решение суда следует обратить к немедленному исполнению, поскольку Аминева А.Р. постоянно нуждается в терапии путем приема лекарственного препарата «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»).
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку данные выводы подтверждаются фактическими обстоятельствами дела и представленными доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в исковом заявлении отсутствуют материалы, подтверждающие необходимость назначения лекарственного препарата по торговому наименованию «Энбрел», судебной коллегией отклоняются.
Данный вопрос был предметом рассмотрения суда первой инстанции. Судом первой инстанции установлено, что Аминевой А.Р. согласно выписному эпикризу от дата №..., заключению врачебной комиссии от дата №... даны показания для прохождения курса терапии этанерцептом в виде подкожных инъекций 1 раз в неделю. Перерасчет дозы необходим в соответствии с антипометрическими данными каждые 3 месяца. Препарат этанерцепт должен применяться непрерывно длительно не менее 1 года.
Доводы апелляционной жалобы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан о необходимости соблюдения Минздравом Республики Башкортостан и ПСУ Техобеспечением МЗ Республики Башкортостан требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в связи с чем, немедленное исполнение судебного решения будет противоречить названному федеральному закону, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку установлено, что прием лекарственного препарата «Энбрел» (МНН «Этанерцепт»), назначен решением врачебной комиссии по жизненным показаниям, в целях предотвращения наступления тяжких последствий и наличием неблагоприятных прогнозов развития болезни.
Также судебной коллегией учитывается, что бесплатное обеспечение детей-инвалидов необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения возможно не только исключительно в соответствии с утвержденными стандартами оказания медицинской помощи, но и в индивидуальном порядке по жизненно важным показаниям. По своему характеру стандарты оказания медицинской помощи не являются единственно возможным алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служат инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и не могут в полной мере учитывать индивидуальные случаи применения лекарственных средств больными по жизненным показаниям.
При таких установленных данных, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исковые требования об обязании бесперебойного обеспечения ребенка-инвалида медицинскими изделиями, обязании выписать рецепт, подлежат удовлетворению, так как являются надлежащим способом защиты нарушенного права на охрану здоровья ребенка-инвалида Аминневой А.Р.
Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
В целом, доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 20 мая 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – без удовлетворения
Председательствующий Э.Я. Абдрахманова
Судьи А.Р. Низамова
И.Р. Ибрагимова
...
...