Дело № 33а-6360/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 07 сентября 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Муратовой С.В., Рябинина К.В.,
прокурора Махмудова Э.Т.,
при секретаре Епифанцевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Карповой Елены Григорьевны на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 06 сентября 2019 года, которым заявленные требования Карповой Елены Григорьевны об отмене регистрации кандидата отклонены полностью.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., объяснения административного истца Карповой Е.Г. и ее представителя адвоката Стрембелева С.В., действующего по ордеру, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ломоносовского района Ленинградской области Топчян А.А., административного ответчика Подкорытова А.В., возражавших против удовлетворения жалобы, заключение прокурора Ленинградской областной прокуратуры Махмудова Э.Т., полагавшего решение суда оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
В Ломоносовский районный суд Ленинградской области обратились с административным исковым заявлением Егоров Ф.М. и Карпова Е.Г. к Территориальной избирательной комиссии Ломоносовского района Ленинградской области об отмене регистрации как кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва Алексеевой Т.М., Бахлаеву А.Г., Виноградову С.В., Ковалеву Д.Н., Левашовой Е.Н., Петросяну С.М., Подкорытову А.В., Разносчиковой С.В., Смирновой В.Б., Цыкуновой Т.Ф.
В порядке устранения недостатков искового заявления истцы уточнили, что Егоров Ф.М. зарегистрированный кандидатом в депутаты совета депутатов по Ропшинскому многомандатному избирательному округу № 1 просит отменить регистрацию кандидатов Алексеевой Т.М., Ковалева Д.Н., Петросяна С.М., Разносчиковой С.В., Цыкуновой Т.Ф., также зарегистрированных по указанному избирательному округу № 1.
В свою очередь Карпова Е.Г. зарегистрированная кандидатом в депутаты совета депутатов по Яльгелевскому многомандатному избирательному округу № 2 просит отменить регистрацию кандидатов Бахлаева А.Г., Виноградова С.В., Левашовой Е.Н., Подкорытова А.В., Смирновой В.Б., также зарегистрированных по указанному избирательному округу № 2.
В обоснование заявленных требований истцы отмечали, что в августе 2019 года указанные кандидаты в депутаты заказали изготовление предвыборной листовки (агитационного материала), дата выпуска указана на листовке 19.08.2019. Среди кандидатов, заказавших изготовление листовки, указаны ответчики Алексеева Т.М., Бахлаев А.Г., Виноградов С.В., Ковалев Д.Н., Левашова Е.Н., Петросян С.М., Подкорытов А.В., Разносчикова С.В., Смирнова В.Б., Цыкунова Т.Ф., зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты от партии «Единая Россия». В листовке указаны фамилии всех указанных кандидатов и содержатся следующие призывы:
«если власть больна, ее нужно лечить» - Дмитрия Ковалева,
«если власть не убирает мусор - пора убрать власть» Валентины Смирновой,
«бей в десятку» - с изображением круга для стрельбы,
«держать удар, не отсиживаться в углу» - Святослава Виноградова,
«опыт депутату нужен не для опытов на людях» - Татьяны Цыкуновой.
Листовка представляет единый лист бумаги, на котором размещены приведенные выше призывы и имена всех кандидатов, распространяется на территории Ропшинского сельского поселения.
По мнению истцов, листовка может быть понята как призыв, направленный на разжигание социальной вражды и вражды в отношении власти. Перечисленные в иске нарушения являются основанием для отмены их регистрации (л.д.3).
Определением от 05.09.2019 г. исковые требования Карповой Е.Г. выделены в отдельное производство, присвоен номер №2а-1901/19 (л.д.35).
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец Карпова Е.Г., её представитель – адвокат Стрембелев С.В., действующий на основании ордера, представитель Толстухин М.Е., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, поддержали заявленные требования.
Административные ответчики Бахлаев А.Г., Виноградов С.В., Смирнова В.Б., представитель ТИК Топчян А.А. возражали против удовлетворения иска.
Административные ответчики Левашова Е.Н., Подкорытов А.В., заинтересованное лицо Избирательная комиссия Ленинградской области не явились.
Решением Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 06 сентября 2019 года, заявленные требования отклонены полностью (л.д.68).
Административным истцом Карповой Е.Г. подана апелляционная жалоба, в которой изложены доводы, аналогичные доводам иска (л.д.77).
Выслушав мнение участников процесса, заключение прокурора, полагавшего оспариваемое решение законным и обоснованным, изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ст.239 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Статьей 29 Конституции Российской Федерации установлено, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (часть 2). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется (части 4, 5).
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах закреплены в главе VII Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 44 указанного Закона информационное обеспечение выборов и референдумов способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов и включает в себя в том числе предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).
Граждане вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц (пункт 4 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ).
Ограничения при проведении предвыборной агитации установлены статьей 56 названного Закона.
Так, агитационные материалы не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Кроме того, запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения (пункт 1).
При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 указанной статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности (пункт 1.1).
Пунктом 7 этой же статьи предписано избирательной комиссии контролировать соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации и принимать меры по устранению допущенных нарушений.
На основании подпункта "д" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1.1 статьи 56 данного Федерального закона.
Разрешая заявленные требования, суд, изучив, представленный в материалах дела агитационный материал (листовку), в котором указаны имена и фамилии административных ответчиков с лозунгами, пришел к выводу, что он изготовлен с соблюдением требований п. 2 ст. 54 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), был представлен в соответствии с требованиями п. 3 ст. 54 названного федерального закона в ТИК до начала распространения, что подтвердил председатель ТИК Топчян А.А. и кандидаты в депутаты, об отмене регистрации которых заявлены исковые требования.
Кроме того, согласно части 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Поскольку предусмотренные частью 4 статьи 241 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроки истекли, что исключает возможность отмены регистрации кандидата, установив фактические обстоятельства дела, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления избирательной комиссии.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 14, 62 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, в силу чего не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 06 сентября 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Карповой Елены Григорьевны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
(Судья Смирнов А.С.)