Решение по делу № 12-5/2018 от 09.01.2018

Дело № 12-5/2018

Р Е Ш Е Н И Е

26 марта 2018 года                                                                               г. Пермь

Судья Свердловского районного суда г. Перми Артёмова О.А.

при секретаре Старостиной М.Д.

с участием представителя ФИО1 ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на постановление от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением ДД.ММ.ГГГГ начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 директор ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО1 привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП Российской Федерации с назначением наказания в виде предупреждения.

ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на постановление от ДД.ММ.ГГГГ. подал жалобу. Свою жалобу мотивирует тем, что ООО «ГУП Пермские лотереи» неправомерно налоговый орган определил в качестве распространителя лотереи. С учетом положений ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ общество приравнено к лицу, которое занимается проведением лотерей. Заявитель полагает, что ООО «ГУП Пермские лотереи» не относится к организациям, проводящим лотереи, на которого распространяются положения ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ и не является субъектом административного правонарушения. ООО «ГУП Пермские лотереи» осуществляет деятельность по распространению лотерей ОКВЭД 92,23, в то время как деятельность организаторов лотереи имеет ОКВЭД 92.21. Положения ст. 2 Федерального закона № 138-ФЗ следует учитывать в действующей редакции. Определения лица проводящего лотерею Закон о лотереях не содержит. Распространителем лотерейных билетов является АО «Торговый дом «Столото». АО «Торговый дом «Столото» заключает агентские договоры на распространение и заключает договора на распространение с ООО «ЛОТО-БАЛТ». ООО «ЛОТО-БАЛТ» для распространения лотерейных билетов на большей территории заключает договора с распространителями одним из которых является ООО «ГУП Пермские лотереи». Поскольку понятия деятельность по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей и деятельность по организации и проведения лотереи не тождественны, следовательно, привлечение к административной ответственности не законно.

На основании изложенного просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 отменить.

В судебном заседании ФИО2 поддерживает доводы, изложенные в жалобе. Указал, что ООО «ГУП Пермские лотереи» является распространителем лотерейных билетов, но не организатором и не организацией проводящей лотерею, поэтому обязанность предусмотренная ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ не может быть возложена. При этом организация не может организовать и вести внутренний контроль поскольку внутренний контроль подразумевает под собой и идентификацию клиента, которую ООО «ГУП Пермские лотереи» не осуществляет.

В судебном заседании представитель ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО4 выразил не согласие с доводами, изложенными в жалобе. Пояснил, что ООО «ГУП Пермские лотереи» приняло на себя обязательство по распространению лотерейных билетов, выплачивает выигрыш, его деятельность направлена на проведение лотереи, следовательно, должно выполнить обязанность по организации внутреннего контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организацией внутреннего контроля является своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения самого внутреннего контроля. К таким требованиям относится назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ, а также принятие иных внутренних организационных мер в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Указанные положения изложены в Федеральном законе от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".

Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 следует, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ по вопросу контроля соблюдения распространителем лотерейных билетов государственных лотерей при условии и требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", Постановления правительства РФ от 30.06.2012 № 667 ООО «ГУП Пермские лотереи» в силу ст. 2 Федерального закона «О лотереях» признается распространителем лотерей, для проведения проверки правила внутреннего контроля, приказы о назначении специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля не разработаны, не утверждены руководителем и для проверки не представлены. Директор ФИО1 пояснил, что операции, совершаемые ООО «ГУП Пермские лотереи» не подлежат обязательному контролю. В результате чего установлено нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и Постановление правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

Как усматривается из материалов дела, ООО «ГУП Пермские лотереи» заключены договоры с ООО «ЛОТО-БАЛТ», ООО «Балтбет-ЛОТО», ИП ФИО5, в которых указанные организации являются - Заказчиками, а ООО «ГУП Пермские лотереи»-распространителем, который за вознаграждение оказывает Заказчику услуги по приему лотерейных ставок от участников лотерей, выдаче лотерейных билетов и выплате выигрыша участником лотерее, перечисление выручки, полученной от распространения билетов - Заказчику. Так же ООО «ГУП Пермские лотереи» - Принципал заключил агентские договоры с ОАО АКБ «Металлинвестбанк», АО АКИБ «Почтобанк» ИП ФИО6 – Агенты по условиям которых агенты обязуются по поручению Принципала совершать для него за его счет от своего имени за обусловленное вознаграждение распространять лотерейные билеты на территории г. Перми и Пермского края.

Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.

Статья 5 названного Закона к таким организациям относит кредитные организации; профессиональных участников рынка ценных бумаг; страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения); организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторов по приему платежей; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды; операторов связи.

Согласно этой норме, к таким организациям относятся, в том числе лица организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.

Организация и проведение лотерей в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях", который определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

В соответствии с данным Законом лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.

Оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи; участник лотереи - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора.

Организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.

В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ такие организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываемым агентами финансового мониторинга, не являющимися кредитными организациями, нормативно закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Из материалов дела видно, что директор ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО7 привлечен к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, как должностное лицо организации, проводящей лотерею.

В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О лотереях" проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Данное в пункте 8 статьи 2 Закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ понятие "проведение лотереи" весьма объемно и включает в себя мероприятия по заключению договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов, а также иных необходимых для проведения лотереи договоров. Кроме этого, в понятие "проведение лотереи" входит деятельность по распространению лотерейных билетов и заключению договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертиза выигрышных билетов, выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи. Следовательно, наличие хотя бы одного из признаков, приведенных в пункте 8 статьи 2 Закона № 138-ФЗ, свидетельствует об осуществлении организацией деятельности по проведению лотереи.

При указанных обстоятельствах, налоговый орган правильно пришел к выводу, что ООО «ГУП Пермские лотереи» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов и проведению лотерей, которая попадает под действие ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и обязано должностное лицо данной организации должно соблюдать требования п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

Довод заявителя о том, что на распространителя лотерейных билетов не распространяются положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и, следовательно, Общество не является субъектом ответственности правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не принимается судом, поскольку распространение лотерейных билетов, выплата выигрышей участникам лотереи, заключение договоров необходимых для проведения лотереи и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов составляют понятие "проведение лотереи" согласно пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".

Доводы жалобы не принимаются судом во внимание на основании того, что основаны на неправильном применении положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О лотереях".

Данные обстоятельства подтверждаются: письмом ООО «ГУП Пермские лотереи» от ДД.ММ.ГГГГ; договорами: от ДД.ММ.ГГГГ., 1Т от ДД.ММ.ГГГГ, 1Б от ДД.ММ.ГГГГ, 1Б от ДД.ММ.ГГГГ, 1Т от ДД.ММ.ГГГГ, 1М от ДД.ММ.ГГГГ; агентскими договорами от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительными соглашениями к ним; отчетами от продажи лотерей; товарными накладными; дополнительными соглашениями к договорам; актами о приеме - передачи лотерейного оборудования; соглашениями о расторжении договора; уставом ООО «ГУП Пермские лотереи»; письмом ООО «ГУП Пермские лотереи»; вкладным листом кассовой книги; расходно кассовым ордером; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении.

Обстоятельства по делу установлены налоговым органом правильно и послужили основанием для привлечения директора ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО7 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Другие доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Налоговый орган, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства пришел к обоснованному выводу о доказанности вины директора ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО7 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27КоАП РФ.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

Действия должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах оснований, влекущих отмену или изменение постановления, при проверке его законности, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ч. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 оставить без изменения, жалобу ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – без удовлетворения.

Решение в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.

Судья                                                                               Артёмова О.А.

12-5/2018

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
Директор ООО "Главное управление предприятий Пермские лотереи" Орехов Анатолий Борисович
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Артёмова Оксана Александровна
Статьи

15.27

Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
09.01.2018Материалы переданы в производство судье
12.01.2018Материалы переданы в производство судье
15.01.2018Истребованы материалы
14.02.2018Поступили истребованные материалы
14.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Судебное заседание
26.03.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее