Дело № 12-5/2018
Р Е Ш Е Н И Е
26 марта 2018 года г. Пермь
Судья Свердловского районного суда г. Перми Артёмова О.А.
при секретаре Старостиной М.Д.
с участием представителя ФИО1 ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО4 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № ДД.ММ.ГГГГ начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 директор ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО1 привлечен к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП Российской Федерации с назначением наказания в виде предупреждения.
ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. подал жалобу. Свою жалобу мотивирует тем, что ООО «ГУП Пермские лотереи» неправомерно налоговый орган определил в качестве распространителя лотереи. С учетом положений ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ общество приравнено к лицу, которое занимается проведением лотерей. Заявитель полагает, что ООО «ГУП Пермские лотереи» не относится к организациям, проводящим лотереи, на которого распространяются положения ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ и не является субъектом административного правонарушения. ООО «ГУП Пермские лотереи» осуществляет деятельность по распространению лотерей ОКВЭД 92,23, в то время как деятельность организаторов лотереи имеет ОКВЭД 92.21. Положения ст. 2 Федерального закона № 138-ФЗ следует учитывать в действующей редакции. Определения лица проводящего лотерею Закон о лотереях не содержит. Распространителем лотерейных билетов является АО «Торговый дом «Столото». АО «Торговый дом «Столото» заключает агентские договоры на распространение и заключает договора на распространение с ООО «ЛОТО-БАЛТ». ООО «ЛОТО-БАЛТ» для распространения лотерейных билетов на большей территории заключает договора с распространителями одним из которых является ООО «ГУП Пермские лотереи». Поскольку понятия деятельность по распространению лотерейных билетов и выплате выигрышей и деятельность по организации и проведения лотереи не тождественны, следовательно, привлечение к административной ответственности не законно.
На основании изложенного просит постановление № от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 отменить.
В судебном заседании ФИО2 поддерживает доводы, изложенные в жалобе. Указал, что ООО «ГУП Пермские лотереи» является распространителем лотерейных билетов, но не организатором и не организацией проводящей лотерею, поэтому обязанность предусмотренная ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ не может быть возложена. При этом организация не может организовать и вести внутренний контроль поскольку внутренний контроль подразумевает под собой и идентификацию клиента, которую ООО «ГУП Пермские лотереи» не осуществляет.
В судебном заседании представитель ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО4 выразил не согласие с доводами, изложенными в жалобе. Пояснил, что ООО «ГУП Пермские лотереи» приняло на себя обязательство по распространению лотерейных билетов, выплачивает выигрыш, его деятельность направлена на проведение лотереи, следовательно, должно выполнить обязанность по организации внутреннего контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Организацией внутреннего контроля является своевременное и точное исполнение определенных требований, установленных различными нормативными актами, регулирующими вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения самого внутреннего контроля. К таким требованиям относится назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ, а также принятие иных внутренних организационных мер в целях соблюдения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Указанные положения изложены в Федеральном законе от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма".
Из постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 следует, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ по вопросу контроля соблюдения распространителем лотерейных билетов государственных лотерей при условии и требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма", Постановления правительства РФ от 30.06.2012 № 667 ООО «ГУП Пермские лотереи» в силу ст. 2 Федерального закона «О лотереях» признается распространителем лотерей, для проведения проверки правила внутреннего контроля, приказы о назначении специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля не разработаны, не утверждены руководителем и для проверки не представлены. Директор ФИО1 пояснил, что операции, совершаемые ООО «ГУП Пермские лотереи» не подлежат обязательному контролю. В результате чего установлено нарушение п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и Постановление правительства РФ от 30.06.2012 № 667.
Как усматривается из материалов дела, ООО «ГУП Пермские лотереи» заключены договоры с ООО «ЛОТО-БАЛТ», ООО «Балтбет-ЛОТО», ИП ФИО5, в которых указанные организации являются - Заказчиками, а ООО «ГУП Пермские лотереи»-распространителем, который за вознаграждение оказывает Заказчику услуги по приему лотерейных ставок от участников лотерей, выдаче лотерейных билетов и выплате выигрыша участником лотерее, перечисление выручки, полученной от распространения билетов - Заказчику. Так же ООО «ГУП Пермские лотереи» - Принципал заключил агентские договоры с ОАО АКБ «Металлинвестбанк», АО АКИБ «Почтобанк» ИП ФИО6 – Агенты по условиям которых агенты обязуются по поручению Принципала совершать для него за его счет от своего имени за обусловленное вознаграждение распространять лотерейные билеты на территории г. Перми и Пермского края.
Статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Субъектами административного правонарушения могут являться организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, а также ее должностные лица.
Статья 5 названного Закона к таким организациям относит кредитные организации; профессиональных участников рынка ценных бумаг; страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров и лизинговые компании; организации федеральной почтовой связи; ломбарды; организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий (за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения); организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества; операторов по приему платежей; кредитные потребительские кооперативы; микрофинансовые организации; общества взаимного страхования; негосударственные пенсионные фонды; операторов связи.
Согласно этой норме, к таким организациям относятся, в том числе лица организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
Организация и проведение лотерей в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях", который определяет правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, устанавливает обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
В соответствии с данным Законом лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи.
Оператор лотереи - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее контракт с организатором лотереи на проведение лотереи; участник лотереи - лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора.
Организатор лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.
В силу п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ такие организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разрабатываемым агентами финансового мониторинга, не являющимися кредитными организациями, нормативно закреплены в Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Из материалов дела видно, что директор ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО7 привлечен к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ, как должностное лицо организации, проводящей лотерею.
В соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О лотереях" проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи.
Данное в пункте 8 статьи 2 Закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ понятие "проведение лотереи" весьма объемно и включает в себя мероприятия по заключению договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов, а также иных необходимых для проведения лотереи договоров. Кроме этого, в понятие "проведение лотереи" входит деятельность по распространению лотерейных билетов и заключению договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертиза выигрышных билетов, выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи. Следовательно, наличие хотя бы одного из признаков, приведенных в пункте 8 статьи 2 Закона № 138-ФЗ, свидетельствует об осуществлении организацией деятельности по проведению лотереи.
При указанных обстоятельствах, налоговый орган правильно пришел к выводу, что ООО «ГУП Пермские лотереи» осуществляет деятельность по распространению лотерейных билетов и проведению лотерей, которая попадает под действие ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и обязано должностное лицо данной организации должно соблюдать требования п. 2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Довод заявителя о том, что на распространителя лотерейных билетов не распространяются положения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и, следовательно, Общество не является субъектом ответственности правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не принимается судом, поскольку распространение лотерейных билетов, выплата выигрышей участникам лотереи, заключение договоров необходимых для проведения лотереи и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов составляют понятие "проведение лотереи" согласно пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях".
Доводы жалобы не принимаются судом во внимание на основании того, что основаны на неправильном применении положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ и Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О лотереях".
Данные обстоятельства подтверждаются: письмом ООО «ГУП Пермские лотереи» от ДД.ММ.ГГГГ; договорами: № от ДД.ММ.ГГГГ., 1Т от ДД.ММ.ГГГГ, 1Б от ДД.ММ.ГГГГ, 1Б от ДД.ММ.ГГГГ, 1Т от ДД.ММ.ГГГГ, 1М от ДД.ММ.ГГГГ; агентскими договорами от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. и дополнительными соглашениями к ним; отчетами от продажи лотерей; товарными накладными; дополнительными соглашениями к договорам; актами о приеме - передачи лотерейного оборудования; соглашениями о расторжении договора; уставом ООО «ГУП Пермские лотереи»; письмом ООО «ГУП Пермские лотереи»; вкладным листом кассовой книги; расходно кассовым ордером; распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении.
Обстоятельства по делу установлены налоговым органом правильно и послужили основанием для привлечения директора ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО7 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к выводу о том, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Другие доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
Налоговый орган, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства пришел к обоснованному выводу о доказанности вины директора ООО «ГУП Пермские лотереи» ФИО7 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27КоАП РФ.
Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не усматривается.
Действия должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах оснований, влекущих отмену или изменение постановления, при проверке его законности, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, ч. 1 п. 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. начальника ИФНС России по Свердловскому району г. Перми ФИО3 оставить без изменения, жалобу ФИО2 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ – без удовлетворения.
Решение в 10 дней со дня получения копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми.
Судья Артёмова О.А.