Дело № 2а-1208/19
Решение
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 19 марта 2019 г.
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
судьи Магомедрасулова Б.М.,
при секретаре Гаджиевой М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гасанова И.М-А. к Администрации и Управлению по земельным ресурсам г. Махачкалы о признании незаконным отказ в предоставлении муниципальной услуги,
установил:
Гасанова И.М-А. обратился в суд с административным иском к администрации г.Махачкалы и Управлению по земельным ресурсам г.Махачкалы о признании незаконным отказ в предоставлении в собственность садового участка, вынесенный МКУ г. Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города» в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и обязать вынести постановление о предоставлении в собственность земельного участка.
В судебном заседании представители Гасанова И.М-А. Багомедова Т.М. и Касумова Н.М. исковые требования поддержали, просили удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.
Административный ответчик – Администрация ГОсВД «город Махачкала», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела в суд представителя не направил, о причинах не уведомил, об отложении ходатайством не обратился, суд определил рассмотреть дело в соответствии п.2 ст.150 КАС РФ.
Представитель МКУ «Управление по земельным ресурсам» на основании доверенности Рабаданов Р.М., просил в удовлетворении иска отказать по основаниям, уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
-земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
-по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
-земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором названного пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом данного пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 данной статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя.
В силу п. 2.10 ст. 3 вышеназванного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в п. 2.8 или 2.9 данной статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 данной статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность. Эти основания указаны в ст.39.16 ЗК РФ.
Приведенные выше основания для отказа из материалов дела не усматриваются и в суд ответчиком не представлены. Приведенное ответчиком основание отказа наличие в собственности другого земельного участка приведенным ФЗ не предусмотрено, как основание отказа в предоставлении в собственность садового участка.
Судом установлено, что согласно членской книжке №258 от 20.05.1998 Гасанов Ислам Магомед-Аминович, принят в члены садового товарищества 07.03.1998г., закреплен земельный участок 258, площадью 500 кв.м.
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г.Махачкалы» земельному участку присвоенный постоянный адрес: РФ, РД, <адрес> Предыдущий адрес: <адрес>
Распоряжением МКУ «Управление по земельным ресурсам и землеустройству г. Махачкалы» от 10.01.2019 № 21-СРЗУ Гасанову И.М-А. утверждена схема расположения на местности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Площадью 462 кв.м.
Уведомлением Управления по земельным ресурсам и землеустройству администрации г. Махачкалы от 13.02.2019 № 51.17-МФЦ- 1141/19 Гасанова И.М-А. отказано в предоставлении муниципальной услуги перевод в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>
Причина отказа: - нарушение требований п. 1 ст. 2.10.1 административного регламента, с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Согласно выписке из ЕГРН у истца в собственности уже имеется земельный участок на территории РД.
Из сведений Топографического плана и Схемы расположения участка, предоставленных суду видно, что на кадастровом плане территории отображено место расположения земельного участка <адрес>, с/т. «Тюльпан», уч. 258.
Основания отказа ответчика в предоставлении в собственность садового участка истцу, указанных в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги, суд считает не обоснованными.
В соответствии членской книжке садовода Гасанова И.М-А. значится принятым в члены с/товарищества Тюльпан 07.03.1998г., протокол № 2 с отведением участка №258, площадью 500кв.м.
В соответствии п.2.10.1 Постановления Главы Администрации г. Махачкалы от 25.12.2015 г. № 5032 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги МКУ "Управление по земельным ресурсам и землеустройству города" город Махачкала (далее по тексту - Административный регламент) - основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
обращение, поступившее (в письменном виде) от заявителя, с просьбой об отказе в предоставлении муниципальной услуги;
несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (в случае представления данной схемы самим заявителем);
полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
представленная заявителем схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации;
несоответствие схемы расположения земельного участка, представленной заявителем, утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории;
изъятие из оборота испрашиваемого земельного участка;
установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка;
резервирование испрашиваемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
наличие на испрашиваемом земельном участке зданий, строений, сооружений, не принадлежащих заявителю.
Такие основания для отказа в предоставлении запрашиваемой истцом муниципальной услуги, в отказе ответчиком не приведено и в суд не представлены о наличии такового доказательства.
Постановлением администрации ГОсВД «город Махачкала» от 24.02.2016 № 123 утверждены административные регламенты предоставления муниципальных услуг МКУ г. Махачкалы «Управление по земельным ресурсам и землеустройству города», в том числе; административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов на территории ГОсВД «город Махачкала», а также административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление в собственность, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и их садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям без проведения торгов на территории ГОсВД «город Махачкала».
Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлены п. 2.10.1 указанного административного регламента и включают в себя 28 пунктов.
В материалах дела отсутствуют и в суд не представлены ответчиками доказательства, предусмотренные ст.59 КАС РФ, отвечающие требованиям ст.ст. 60-61 КАС РФ, которые могли бы являться основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги истцу.
Наличие или отсутствие прописки в паспорте при принятии в члены садового товарищества, а также наличие в собственности другого земельного участка в другом административном районе МО, как основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в административном регламенте не указаны.
Отказывая в предоставлении муниципальной услуги, административный ответчик не указал основание, предусмотренное административным регламентом или земельным кодексом РФ.
Таким образом, отказ в предоставлении муниципальной услуги без указания основания, предусмотренного административным регламентом, нельзя признать законным. Указанное нарушение является самостоятельным основанием для признания незаконным обжалуемого уведомления от 13.02.2019 № 51.17.МФЦ-1141/19.
При указанных обстоятельствах требования административного истца Гасанова И.М-А., суд находит подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-189 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Гасанова ФИО7 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления по земельным ресурсам и землеустройству города Махачкалы от 13.02.2019 № 51.17-МФЦ-1141/19 в предоставлении Гасанову И.М. муниципальной услуги - предоставление в собственность земельного (садового) участка площадью 462 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию г. Махачкалы и МКУ Управление по земельным ресурсам и землеустройству города в предусмотренные законом сроки принять решение по заявлению Гасанова Ислама ФИО8 – о предоставлении в собственность садового участка, расположенного по адресу: <адрес>, бесплатно.
Резолютивная часть решения вынесена 19.03.2019
Мотивированное решение в окончательном виде составлено 22.03.2109.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Магомедрасулов Б.М.