УИД 91RS0023-01-2021-001534-37
Дело № 2-784/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14.12.2021 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего Ерохиной И.В.,
при секретаре Штокало Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации <адрес> к ФИО1, третье лицо администрация Окуневского сельского поселения о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании задолженности по договору аренды
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании задолженности по договору аренды, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между Окуневским сельским советом и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка для коммерческого использования – строительства и обслуживания торгового комплекса с кадастровым номером 90:14:100101:636, расположенного на территории <адрес> Окуневского сельского совета <адрес> б/н в 2-х километровой прибрежной защитной полосе Черного моря общей площадью 4 000 кв.м. В соответствии с решением Окуневского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления Окуневской территориальной громады выступают органы местного самоуправления муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес>. На основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией Окуневского сельского поселения и администрацией <адрес> о передаче осуществления части полномочий, администрации <адрес> переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Окуневское сельское поселение.
Согласно п. 9 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ сумма арендной платы составляет 19 419,60 грн. Дополнительные соглашения к договору аренды не заключались. По условиям договора арендатор обязан своевременно вносить арендную плату за земельный участок ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. За несвоевременное внесение арендной платы выплачивается пеня в размере 0,1 процента от просроченной суммы платежа в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Ответчица несвоевременно производила оплату арендных платежей. Сумма задолженности по арендным платежам составила: до ДД.ММ.ГГГГ – 88 449,54 рубля, за декабрь 2017 года – 7591,97 рубль, за 2018 год – 94747,79 рублей, за 2019 год – 99382,37 рубля, за 2020 год – 102363,84 рубля. ДД.ММ.ГГГГ в бюджет от ФИО1 поступили платежи в размере: 290 171,67 рубль – погашение задолженности за 2016-2019 годы; ДД.ММ.ГГГГ - 102 363,84 рубля – за 2020 год авансовый платеж.
За нарушение сроков внесения платежей по арендной плате была начислена пеня в размере 75 942,89 рубля, в том числе: за декабрь 2017 года – 5 396,49 рублей, за 2018 год – 48 735,10 рублей; за 2019 год – 14 970,24 рублей; за 2020 год – 6 841,06 рубль.
На направленную в адрес ответчицы претензию о погашении задолженности по пене от ДД.ММ.ГГГГ и предложение от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении договора аренды, ответчица не отреагировала.
Истец просит расторгнуть договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный между Окуневским сельским советом и ФИО1, а также взыскать в пользу истца задолженность по пене в размере 75 942,89 рубля.
Как предусмотрено ч.ч. 1, 2 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.
Полномочия органов, ведущих дела организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение их представителей, а при необходимости учредительными документами.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Окуневским сельским советом и ФИО1 заключен договор № аренды земельного участка для коммерческого использования – строительства и обслуживания торгового комплекса с кадастровым номером 90:14:100101:636, расположенного на территории <адрес> Окуневского сельского совета <адрес> б/н в 2-х километровой прибрежной защитной полосе Черного моря общей площадью 4 000 кв.м. (л.д. 4-12).
В соответствии с решением Окуневского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ № правопреемником имущественных прав и обязанностей органов местного самоуправления Окуневской территориальной громады выступают органы местного самоуправления муниципального образования Окуневское сельское поселение <адрес> (л.д. 22-23).
На основании п. 1.2.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией Окуневского сельского поселения и администрацией <адрес> о передаче осуществления части полномочий, администрации <адрес> переданы полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, в части:
- предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
- принятия правовых актов по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом (включая земельные участки), процедур и механизмов оформления сделок с ним, а также контроля за их исполнением;
- создания и обеспечения функционирования системы учета муниципального имущества (включая проведение инвентаризации объектов муниципальной собственности, ведение Реестра объектов муниципальной собственности, постановку на учет выявленного бесхозяйного и выморочного имущества и др.) и контроля за его использованием;
- методического и правового обеспечения приватизации, управления и
распоряжения муниципальным имуществом (включая земельные участки) за счет средств местного бюджета;
- организации оценки муниципального имущества;
- согласования залога муниципального имущества;
- представления интересов собственника при приватизации муниципального имущества (в том числе жилья), передаче его в безвозмездное пользование, аренду, при решении вопросов о несостоятельности муниципальных предприятий, организаций, в других отношениях, связанных с управлением муниципальным имуществом (включая земельные участки);
- обеспечения защиты имущественных прав и интересов собственника при решении вопросов управления объектами муниципальной собственности (включая земельные участки);
- определение поставщиков (в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)
- иные полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- полномочия по подготовке и направлению в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключении земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении; подготавливает проекты документов необходимых для проведения публичных слушаний по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства, или рекреационного использования. Администрация поселения имеет право приема заявлений от заинтересованных лиц в смене разрешенного использования и включении или исключении земельного участка в границы (за границы) населенного пункта, полномочие по согласованию заключения о возможности или невозможности установления, или изменения вида разрешенного использования земельного участка
- осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
- организация работы комиссии по выбору земельного участка для проектирования и строительства объекта;
- полномочия, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в том числе, представление интересов в суде и признание невостребованными земельных долей (паев). Согласно п. 1.3 Соглашения администрация района осуществляет все необходимые полномочия Администрации поселения для решения вопросов местного значения, указанных в п. 1.2 настоящего Соглашения, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, Республики Крым, Уставом Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым, иными актами органов власти Российской Федерации, Республики Крым, Окуневского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в том числе: принимает необходимые решения, в виде приказов, распоряжений, постановлений; проводит необходимые мероприятия;
ведет от имени и в интересах Администрации поселения все дела с ее участием в качестве истца, ответчика, третьего лица в арбитражном суде, суде общей юрисдикции, при рассмотрении дела мировым судьей, в том числе при рассмотрении дела по существу, а также в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
В рамках настоящего Соглашения предоставляются все права, которые предоставлены законом истцу, ответчику и третьему лицу, в том числе право подписания искового заявления, отзыва на исковое заявление, заявления об обеспечении иска, предъявления иска, изменения предмета или основания иска, признания иска, полного или частичного отказа от исковых требований, заключения мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачи дела в третейский суд, право обжалования судебных актов, подписания заявления о принесении протеста, а также право сбора, подготовки, получения и подписания любых необходимых для выполнения данного Соглашения документов, право совершения всех иных действий, связанных с выполнением данного Соглашения, обращения в органы государственной власти, иные необходимые организации; внесения изменения в уставы сельских поселений; участие в подготовке проектов отчетов на протесты и предоставления прокуратуры, подготавливает и направляет проекты муниципальных правовых актов органов местного самоуправления сельского поселения по вопросам указанным в п. 1.2 настоящего Соглашения.
Вместе с тем, анализ положений указанного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ с последующими дополнениями, свидетельствует о том, что администрация <адрес> не наделена полномочиями по взысканию арендных платежей, штрафных санкций за несвоевременное внесение арендных платежей.
В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О передаче функций по администрированию арендной платы за землю» Налоговой службе Республики Крым поручено осуществить передачу функций по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в собственности Республики Крым и муниципальной собственности, министерству и органам местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Аналогичные нормы содержатся в статье 26 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об основах местного самоуправления в <адрес>».
Исходя из приведенных законоположений в их взаимосвязи, с ДД.ММ.ГГГГ функции по администрированию арендной платы за земельные участки, которые находятся в муниципальной собственности, возложены на органы местного самоуправления.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что договор аренды земельного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ между Окуневским сельским советом и ФИО1 Договор аренды не был перерегистрирован в соответствии с российским законодательством.
<адрес> не является стороной по данному договору, поэтому не вправе заявлять требования о расторжении данного договора, а также о взыскании штрафных санкций за просрочку по арендным платежам.
Также суд обращает внимание, что администрация <адрес> в исковом заявлении просит взыскать пеню в свою пользу, не имея на то полномочий.
В соответствии с абз. 4 ст. 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Руководствуясь ст.ст. 222 ГПК РФ, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Исковое заявление администрации <адрес> к ФИО1, третье лицо администрация Окуневского сельского поселения о расторжении договора аренды земельного участка и взыскании задолженности по договору аренды – оставить без рассмотрения.
На определение суда первой инстанции может быть подана частная жалоба в течении 15 дней со дня его вынесения в Верховный Суд Республики Крым через Черноморский районный суд.
Судья Ерохина И.В.