Дело №2–2425/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2017 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Красильниковой С.А.,
при секретаре Леоновой Д.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой Светланы Александровны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения незаконным, об обязании включить в специальный стаж периоды работы, о назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Трофимова С.А., 21 сентября 2017 года обратилась в Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) с заявлением и необходимыми документами по вопросу назначения пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное), рассмотрев заявление истца 04 октября 2017 года вынесло решение об отказе в назначении пенсии по тем основаниям, что фактическая продолжительность специального стажа составляет 29 лет 02 месяца 04 дня, требуемая продолжительность специального стажа – 30 лет.
Не согласившись с данным решением, Трофимова С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) о признании решения №632 от 04 октября 2017 года незаконным, о включении в специальный медицинский стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периода нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 12 октября 2016 года по 01 декабря 2016 года, периода работы в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи им. А.С. Пучкова Департамента здравоохранения г. Москвы с 01 января 2017 года по 21 сентября 2017 года, за исключением периода нахождения в административном отпуске с 24 марта 2017 года по 26 марта 2017 года, о назначении досрочной страховой пенсии с 21 сентября 2017 года.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала по мотивам, изложенным в исковом заявлении, и вновь привела их суду.
Представитель Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) Колесникова А.Г иск не признала по мотивам его необоснованности, ссылаясь на то обстоятельство, что решение об отказе в назначении пенсии является законным и обоснованным.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле доказательства, пенсионное дело истицы, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», за исключением отдельных положений. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (ч. 3, 4 ст. 36 Закона № 400-ФЗ).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено, что истица на момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, имела стаж медицинской деятельности 29 лет 02 месяца 04 дня.
Истица просит засчитать в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период нахождения на курсах повышения квалификации с сохранением заработной платы с 12 октября 2016 года по 01 декабря 2016 года.
Суд по правилам ст. 67 ГПК РФ оценил документы, имеющиеся в гражданском деле, дал пояснениям лиц, участвующим в деле и представленным ими в подтверждении своих позиций доказательствам, оценку согласно требований ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, пришел к выводу об удовлетворения иска в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002 г. № 516 в стаж засчитываются периоды работы, дающие право на досрочное назначение пенсии, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня. В данных Правилах имеется исчерпывающий перечень периодов, которые подлежат зачету в стаж помимо работы: периоды получения пособия во время временной нетрудоспособности, периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.
В силу п. 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Истица находилась на курсах повышения квалификации в период действия Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Повышение квалификации для медицинских работников является необходимым условием работы, это обязанность работников, которая установлена трудовым законодательством и непосредственно связана с трудовой деятельностью.
В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование в РФ, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура) или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация).
Для медицинских работников повышение квалификации является трудовой обязанностью, которая закреплена в должностной инструкции.
На указанные периоды за работником сохраняется рабочее место и средний заработок, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Согласно ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, и отсутствуют основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности.
Факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации подтверждается копией справки №226/ок от 20 сентября 2017 года.
Поскольку за этот период сохраняется средний заработок, порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний работников, предусмотрены Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, за данные периоды уплачивались страховые взносы, то, следовательно, указанные выше период нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж Трофимовой С.А., так как является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых вносов в Пенсионный фонд.
Ответчик не включил в специальный и страховой стаж период работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи им. А.С. Пучкова Департамента здравоохранения г. Москвы с 01 января 2017 года по 21 сентября 2017 года по тем основаниям, что отсутствуют индивидуальные сведения за указанный период в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Согласно положений ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Аналогичное положение содержится в п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N 1015, согласно которым "периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.".
Исходя из вышеизложенного, стаж, необходимый для назначения пенсии, после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается исключительно сведениями из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
При этом на основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность работодателей один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного) учета, при этом сведения должны быть достоверными и представлены в полном объеме.
Статьями 8 и 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ закреплено общее правило, в соответствии с которым сведения о застрахованных лицах в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации представляются страхователями (работодателями). Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что сведения по персонифицированному учету отсутствовали на момент подачи заявления истцом о назначении досрочной пенсии. В настоящее время указанный недостаток организацией исправлен - предоставлены индивидуальные сведения, подтверждающие работу истца в период с 01 января 2017 года по 31 октября 2017 года в качестве фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи им. А.С. Пучкова Департамента здравоохранения г. Москвы с указанием условия для досрочного назначения трудовой пенсии (код 27-ГД), за исключением периода нахождения в административном отпуске с 24 марта 2017 года по 26 марта 2017 года
Сам по себе факт отсутствия данных сведений на день обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии, при наличии записи в трудовой книжке, не мог служить основанием для отказа во включении указанного периода в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах исковые требования истицы в части включения в специальный и в страховой стаж данного периода трудовой деятельности подлежат удовлетворению.
В силу статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом периодов работы, зачтенных ответчиком и судом, специальный стаж истицы по состоянию на дату обращения – 21 сентября 2017 года достигает более 30 лет, что превышает требуемую продолжительность специального стажа для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ. При таких обстоятельствах ее требование о назначении пенсии с 21 сентября 2017 года подлежит удовлетворению.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) №632 от 04 октября 2017 года об отказе в назначении пенсии Трофимовой Светлане Александровне признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) зачесть в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии Трофимовой Светланы Александровны:
- период нахождения на курсах повышения квалификации с 12 октября 2016 года по 01 декабря 2016 года;
- период работы в должности фельдшера выездной бригады скорой медицинской помощи им. А.С. Пучкова Департамента здравоохранения г. Москвы с 01 января 2017 года по 21 сентября 2017 года, за исключением периода нахождения в административном отпуске с 24 марта 2017 года по 26 марта 2017 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии (межрайонное) назначить Трофимовой Светлане Александровне досрочную страховую пенсию с 21 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня вынесения решения суда через Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики.
Судья: С.А. Красильникова