УИД ...
Дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Новосибирск
Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Галиной В.А.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению мэрии ... о признании права собственности на бесхозяйное имущество,
у с т а н о в и л:
Мэрия города Новосибирска обратилась в суд с указанным заявлением, просит признать право собственности муниципального образования города Новосибирска на следующие бесхозяйные объекты недвижимости:
канализация КК1-КК2, кадастровый ..., протяженностью 15 м, местоположение: город Новосибирск, ул. Фрунзе;
автомобильная дорога, кадастровый ..., протяженностью 835 м, местоположение: г. Новосибирск, от ул. Докучаева до ГАУ НСО Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону (...).
В обоснование заявленных требований указано, что мэрия города Новосибирска является органом местного самоуправления города Новосибирска.
Согласно выписок из Единого государственного реестра недвижимости в качестве бесхозяйного имущества приняты на учет: канализация КК1-КК2, кадастровый ..., протяженностью 15 м, местоположение: город Новосибирск, ул. Фрунзе; автомобильная дорога, кадастровый ..., протяженностью 835 м, местоположение: г. Новосибирск, от ул. Докучаева до ГАУ НСО Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону (...).
Из ответов территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ..., департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ..., департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ... следует, что указанные объекты в реестрах федерального имущества, государственной собственности ... и муниципального имущества ... не числятся.
Мэрия города Новосибирска в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица департамента земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Ознакомившись с доводами заявления, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в порядке особого производства, относятся дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом или имуществом, находящимся в собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя (часть 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке дела о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд должен выяснить, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запросить об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (часть 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (часть 3).
Таким образом, для признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в особом порядке необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
В силу пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение №1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.
В соответствии со статьей 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области приняты на учет как бесхозяйные следующие объекты недвижимости:
ДД.ММ.ГГГГ канализация КК1-КК2, кадастровый ..., протяженностью 15 м, местоположение: город Новосибирск, ул. Фрунзе;
ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога, кадастровый ..., протяженностью 835 м, местоположение: г. Новосибирск, от ул. Докучаева до ГАУ НСО Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону (...).
В силу пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации данные объекты являются линейными.
Из ответов территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ..., департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ ..., департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ... следует, что указанные объекты в реестрах федерального имущества, государственной собственности Новосибирской области и муниципального имущества города Новосибирска не числятся (л.д.11,12,13).
Исходя из совокупности представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии правопритязаний в отношении спорного имущества, отсутствии спора о праве.
Как установлено судом, право собственности на спорные объекты недвижимого имущества в установленном порядке ни за кем не зарегистрированы, в реестрах публичной собственности объекты не значатся, сведения о правопритязаниях иных лиц на имущество отсутствуют, следовательно, данные объекты имеют признаки бесхозяйного имущества, в связи с чем поставлены на учет.
Указанные объекты недвижимого имущества, состоящие на учете как бесхозяйные, находятся в фактическом владении у исполнительно-распорядительного органа муниципального образования – мэрии города Новосибирска.
Согласно части 2 статьи 125, части 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (права собственника) и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с частью 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать органы местного самоуправления, а также юридические лица.
На основании пункта 3 части 1 статьи 27, части 1 статьи 40 Устава г. Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007 года № 616, мэрия города Новосибирска входит в структуру органов местного самоуправления города Новосибирска и является местной администрацией (исполнительно-распорядительным органом) муниципального образования города Новосибирска по решению вопросов местного значения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Устава города Новосибирска одним из полномочий мэрии города Новосибирска в области управления муниципальной собственностью города Новосибирска в целях решения вопросов местного значения является владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом города Новосибирска в порядке, определяемом Советом депутатов города Новосибирска.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на недвижимое имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав не него.
Оценив совокупность представленных доказательств в контексте упомянутых правовых норм, принимая во внимание, что собственник заявленных объектов недвижимого имущества не установлен, данные объекты недвижимого имущества соответствуют всем признакам бесхозяйной вещи, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявление мэрии города Новосибирска удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием города Новосибирска право собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
канализация КК1-КК2, кадастровый ..., протяженностью 15 м, местоположение: город Новосибирск, ул. Фрунзе;
автомобильная дорога, кадастровый ..., протяженностью 835 м, местоположение: г. Новосибирск, от ул. Докучаева до ГАУ НСО Спортивная школа олимпийского резерва по биатлону (...).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.
Судья В.А.Галина
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.