Дело № 3а-64/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Петруниной И.Н.
при секретаре Тулуповой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ш. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости
установил:
Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – помещения, площадью № кв.м., с кадастровым номером №, назначение: <адрес> в размере его рыночной стоимости. В обоснование требований указав, что данный объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности.
Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28 ноября 2016 года № 3108 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области, согласно которым кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года составила № рублей.
Ссылаясь на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец полагает необходимым установить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости в размере рыночной в размере № рублей, на основании Отчета № № от ДД.ММ.ГГГГ года, выполненного оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков».
Ш. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом о времени, месте и дате судебного разбирательства.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Любанец А.А, действующий на основании доверенности не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представители Управления Росреестра по Новосибирской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Новосибирской области ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», мэрии г. Новосибирска в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства, причину неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Ш. является собственником объекта недвижимости: помещения площадью № кв.м., с кадастровым номером №, назначение: <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 8-12).
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
На государственный кадастровый учет спорный объект недвижимости поставлен ДД.ММ.ГГГГ года.
Статьей 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Таким образом, датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости установлена Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 28 ноября 2016 года № 3108 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Новосибирской области» методом массовой оценки. Сведения о кадастровой стоимости нежилого здания были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании утвержденных средних значений удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Новосибирской области и не являются результатом кадастровой оценки стоимости каждого объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № была определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в размере № рублей.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Нежилые помещения в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 401 названного Кодекса являются объектами налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законом Новосибирской области от 31 октября 2014 года № 478-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Новосибирской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Новосибирской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
Ш.., согласно положениям главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой оценки спорных нежилых помещений.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Таким образом, Ш.., являясь собственником нежилого помещения, имеет законный интерес в установлении в отношении спорного объекта недвижимого имущества кадастровой стоимости в размере его действительной рыночной стоимости.
В силу статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, административным истцом представлен Отчет № № от ДД.ММ.ГГГГ года об определении величины рыночной стоимости нежилого имущества, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков», в соответствии с которым рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составила № рублей.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть 1 статьи 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования – определение рыночной стоимости объекта оценки.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения.
Кроме того, в отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Доказательств несоответствия или недостоверности данного отчета требованиям действующего законодательства административными ответчиками суду не представили.
Суд в соответствии с положениями статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что Отчет № от ДД.ММ.ГГГГ года соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральным стандартам оценки (ФСО № № 1, 2, 3, 7) утвержденных Приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 297, № 298, № 299 и Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 сентября 2014 года № 611, соответственно.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки используемого административным истцом нежилого помещения его рыночной стоимости.
В связи с чем, требование Ш. об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости на основании представленного Отчета общества ограниченной ответственностью «Сибирское объединение оценщиков» № № от ДД.ММ.ГГГГ года подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Руководствуясь статьями 174 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Ш. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: помещения площадью № кв.м., с кадастровым номером №, назначение: нежилое, этаж: подвал, адрес местоположения: <адрес> равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в размере № рублей.
Дата обращения Ш. в суд – ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме, в судебную коллегию по административным делам Новосибирского областного суда, путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий по делу Петрунина И.Н.