Дело № 2-1088/14
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2014 года с. Кармаскалы
Кармаскалинский районный суд РБ в составе председательствующего судьи Хасанова Р.У., при секретаре Каримовой Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайретдиновой А.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ о признании незаконным решения в части невключения периода обучения в высшем учебном заведении, об обязании включить период обучения, курсов повышения квалификации в стаж, назначении досрочной пенсии с момента ее обращения, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Хайретдинова А.Ф. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая, что 05.08.2014 года она обратилась в ГУ УПФ РФ в Кармаскалинском районе РБ с просьбой о назначении досрочной трудовой по старости, как лицо, имеющее необходимый специальный стаж. 12.08.2014 года получила решение ГУ УПФ РФ в Кармаскалинском районе РБ об отказе в досрочной пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности специального (педагогического) стажа. При этом в специальный стаж не зачтен следующий период: нахождения в учебных отпусках в высшем учебном заведении с 20.02.2001 года по 20.03.2001 года, с 17.03.2003 года по 13.04.2003 года, с 22.12.2003 года по 21.04.2004 года продолжительностью 5 месяцев 25 дней; нахождения на курсах повышения квалификации с 04.11.2002 по 10.11.2002, с 10.05.2010 по 15.05.2010, с 22.09.2011 по 01.10.2011. С решением УПФ РФ в Кармаскалинском районе РБ не согласна, просит включить в специальный стаж вышеуказанный период нахождения в учебных отпусках в высшем учебном заведении, вышеуказанный период нахождения на курсах повышения квалификации, мотивируя, что утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», п. 2 которого предусматривалось, что в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Она до учебы и после нее занималась педагогической деятельностью. С учетом п. 4 указанного выше Постановления, данный период засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает ей право на эту пенсию. На момент ее обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию. Считает, что на день обращения в ГУ УПФ РФ в Кармаскалинском районе РБ ее стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности составил более 25 лет.
В судебном заседании истец Хайретдинова А.Ф. поддержала свои исковые требования.
Представитель ГУ УПФ РФ в Кармаскалинском районе РБ Хасанова Г.Р. в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 28 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Согласно пункту 3 статьи 28 названного Закона списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7 - 13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,п. 2 которого предусматривалось, что в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Она до учебы и после нее занималась педагогической деятельностью. С учетом п. 4 вышеуказанного Постановления, данный период засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает ей право на эту пенсию. На момент ее обращения в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ею было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию.
Таким образом, вышеназванный период учебы Хайретдиновой А.Ф. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Из трудовой книжки Хайретдиновой А.Ф. видно, чтоона до учебы и после нее занималась педагогической деятельностью.
Согласно ст. 174 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Следовательно, исковые требования о признании незаконным решения УПФ РФ в Кармаскалинском районе РБ по не включению периодов нахождения в учебных отпусках в высшем учебном заведении и обязании включить эти периоды в стаж ее работы подлежат удовлетворению.
В соответствии с Трудовым кодексом РФ на период повышения квалификации за работником сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы за все рабочие дни. С этой зарплаты уплачиваются взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Кроме того, для отдельных категорий работников, в том числе для учителей, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие работы.
Таким образом, периоды нахождения Хайретдиновой А.Ф. на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение и ее исковые требования в этой части также подлежат удовлетворению.
Истец Хайретдинова А.Ф. просит назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения в Управление Пенсионного фонда в Кармаскалинском районе РБ, то есть с 05.08.2014 года. К этому времени истец Хайретдинова А.Ф. с учетом вышеперечисленных периодов работы имела необходимый 25- летний стаж работы, который дает право на получение пенсии на льготных условиях, поэтому Управление Пенсионного фонда в Кармаскалинском районе РБ обязано назначить Хайретдиновой А.Ф. досрочную трудовую пенсию с 05.08. 2014 года.
Руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе РБ от 12.08.2014 года в части отказа Хайретдиновой А.Ф. включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации с квалификации с 04.11.2002 по 10.11.2002, с 10.05.2010 по 15.05.2010, с 22.09.2011 по 01.10.2011 года (всего 20 дней); периоды нахождения в учебных отпусках, связанных с профессиональной переподготовкой с 20.02.2001 года по 20.03.2001 года, с 17.03.2003 года по 13.04.2003 года, с 22.12.2003 года по 21.04.2004 года продолжительностью 5 месяцев 25 дней.
Обязать Управление Пенсионного фонда в Кармаскалинском районе РБ включить в стаж Хайретдиновой А.Ф. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 04.11.2002 по 10.11.2002, с 10.05.2010 по 15.05.2010, с 22.09.2011 по 01.10.2011 года (всего 20 дней); периоды нахождения в учебных отпусках, связанных с профессиональной переподготовкой с 20.02.2001 года по 20.03.2001 года, с 17.03.2003 года по 13.04.2003 года, с 22.12.2003 года по 21.04.2004 года продолжительностью 5 месяцев 25 дней.
Обязать Управление Пенсионного Фонда в Кармаскалинском районе РБ назначить Хайретдиновой А.Ф. досрочную трудовую пенсию с 05.08. 2014 года.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ в пользу Хайретдиновой А.Ф. <данные изъяты>) рублей в возмещение расходов по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца.
Судья Р.У. Хасанов