64RS0044-01-2022-006212-34
Решение
Именем Российской Федерации
27 декабря 2022 года г. Саратов
Заводской районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Московских Н.Г.,
при секретаре Шабановой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Столица» об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для собственников помещений многоквартирных домов,
установила:
администрация Заводского района муниципального образования «Город Саратов» в интересах неопределенного круга лиц обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Столица» (далее - ООО «УК «Столица») о понуждении к организации места накопления твердых бытовых отходов и его содержанию. Требования мотивированы тем, что согласно положению об администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов", утвержденного решением Саратовской городской Думы от 01 марта 2022 года №12-143 администрация района осуществляет полномочия органа местного самоуправления по защите прав потребителей в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг и иных сферах в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Специалистами отдела благоустройства администрации района осуществлен осмотр территории по адресам: <адрес>. Осмотром установлено, что на прилегающих к домам территориях по указанным адресам контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) не оборудованы в соответствии с требованиями действующего законодательства, такие площадки не включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Саратов", а также отсутствуют в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования города Саратова. Управляющей организацией в данном доме является ООО «УК «Столица», которым не организовано оборудование придомовых территорий контейнерными площадками для сбора и вывоза ТКО. Просили суд обязать ООО «УК «Столица» в течение двух месяцев организовать места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для жителей многоквартирного дома по адресам: <адрес>, а также обеспечить его содержание.
Представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 13, 4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (часть 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Требования к содержанию общего имущества установлены пунктом 10 Правил N 491. В состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства (подпункт "е" пункта 2 Правил N 491). Содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями (подпункт "д(2)" пункта 11 Правил N 491). Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года N 170, определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил N 170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. На собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, лежит обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, которые расположены на земельных участках, входящих в общедомовое имущество. В силу норм действующего жилищного законодательства принятие решений о включении в состав общего имущества каких-либо объектов входит в компетенцию общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", с учетом положений п. п. "б" п. 4.2.4. Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда, МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России, размещение площадок для установки контейнеров определяется при проектировании строительства жилых зданий, конструкция площадки должна быть типовой, либо ее устройство производится по специальному разработанному проекту.
Судом установлено, что ООО «УК «Столица»» является управляющей организацией в многоквартирном доме по адресам: <адрес>
Из акта проверки администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" от <Дата> следует, что на территории, прилегающей к многоквартирным домам по адресам: <адрес> не оборудована контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, такая площадка не включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования "Город Саратов", а также отсутствует в схеме расположения мест (площадок) накопления ТКО общего пользования города Саратова.
По сведениям Комитета жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Город Саратов" от <Дата> заявки <данные изъяты> на согласование места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в комитет не поступали.
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом указанного правового регулирования, создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Однако из этого общего правила имеются исключения, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах.
Из системного анализа приведенных положений закона следует, что установка на обслуживающей территории сборников для твердых отходов и их содержание в соответствии с санитарными правилами содержания территорий населенных мест является обязанностью управляющей компании в силу осуществляемой деятельности по управлению многоквартирным домом.
Установлено, что многоквартирные дома по адресам: <адрес>, в связи с отселением из занимаемых помещений собственников и изъятием земельных участков, расположенных по указанным адресам, фактически не находятся в управлении ООО «УК «Столица».
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части возложения обязанности на ООО «Управляющая компания «Столица» организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирных домов по адресам: <адрес>, а также обеспечить его содержание.
Таким образом, выбрав способ управления домом путем привлечения ООО «УК «Столица», собственники многоквартирного дома по адресам: <адрес>, передали соответствующие функции, в том числе, по установке на придомовой территории контейнеров для твердых отходов и их содержание управляющей компании, которая обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями закона. При этом осуществление обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обслуживание и очистка придомовой территории многоквартирного дома с нарушением действующих санитарных нормативов ведет к нарушению как прав собственников многоквартирного дома, так и собственников близлежащих домов на благоприятную окружающую среду.
Ссылка ответчика на отсутствие возможности размещения контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов в границах земельных участков многоквартирных домов, не может быть признана судом состоятельной, поскольку выбор способа исполнения возложенной законом обязанности по обеспечению мест сбора и вывоза твердых бытовых отходов, принадлежит ответчику. Таким способом может являться как получение в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственником.
Поскольку многоквартирные дома по указанным выше адресам находятся под управлением ООО «УК «Столица», то именно ООО обязано организовать места накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома, надлежащим образом содержать контейнерную площадку.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований, возложив обязанность на ООО «УК «Столица» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирного дома по адресам: <адрес>, а также обеспечить его содержание.
Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил
исковые требования администрации Заводского района муниципального образования «Город Саратов» к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Столица» об организации места (площадки) накопления твердых бытовых отходов для собственников помещений многоквартирных домов, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Столица» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать место сбора и вывоза твердых бытовых отходов у многоквартирных домов по адресам: <адрес>, а также обеспечить его содержание.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г.Саратова.
Судья Н.Г.Московских