Решение по делу № 3а-51/2020 от 30.06.2020

    Дело № 3а-51/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

    03 июля 2020 года    г. Севастополь

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи Кондрак Н.И.,

при секретаре Михайловой В.Г., помощнике судьи Благовидове А.В.,

с участием:

прокурора Махини В.В.,

административного истца Яковенко Я.В.,

представителя административного ответчика Басовой Л.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по иску Яковенко Ярослава Валерьевича к Севастопольской городской избирательной комиссии об оспаривании постановления в части, возложении обязанности совершить определенные действия, -

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Севастопольский городской суд с административным иском, в котором просит признать Постановление Севастопольской городской избирательной комиссии № 52/318-2 от 12.06.2020 года «О числе депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя и числе внутригородских муниципальных образований города Севастополя, в которых должен быть поддержан кандидат на должность Губернатора города Севастополя при проведении досрочных выборов Губернатора города Севастополя 13 сентября 2020 года» (далее Постановление №52/318-2) недействительным в части определения числа депутатов, чьи подписи требуются для поддержки выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя в количестве 9, определив в количестве 12, обязать административного ответчика внести соответствующие изменения в Постановление.

В обоснование своего заявления указал, что ДД.ММ.ГГГГ он уведомил административного ответчика о выдвижении своей кандидатуры в качестве кандидата на должность Губернатора города Севастополя и в соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон № 67-ФЗ) и ч. 1 ст. 32 Закона города Севастополя №330-ЗС от 17.03.2017 года «О выборах Губернатора города Севастополя» (далее Закон № 330-ЗС) с момента поступления заявления в Севастопольскую городскую избирательную комиссию считается выдвинутым кандидатом и приобрел соответствующие права и обязанности. Частями 1, 2, 4 статьи 28 Закона № 330-ЗС установлено, что в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, составляет 10% от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора. Общее число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, предусмотренное их уставами, составляет 120 и в соответствии с ч. 1 ст. 28 Закона №330-ЗС количество подписей депутатов, необходимое для поддержки кандидата составляет 12. Между тем, оспариваемым Постановлением №52/318-2 со ссылкой на решения Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делам №, , число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, чьи подписи должны быть собраны в поддержку выдвижения кандидата на должность Губернатора города Севастополя при проведении ДД.ММ.ГГГГ досрочных выборов определено как 9. Полагает, что снижение количества необходимых подписей депутатов существенно нарушает его права как выдвинутого кандидата, создает предпосылки для необоснованного расширения круга лиц, допущенных к участию в избирательной кампании, создает правовую неопределенность в вопросах допустимости сбора и представления подписей лиц, чьи полномочия прекращены на основании вышеуказанных решений Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, кроме того, необоснованно ограничены права ряда депутатов внутригородских муниципальных образований, которые не смогут поддержать выдвинутого их избирательным объединением кандидата на должность Губернатора города Севастополя.

В судебном заседании истец.

Представитель Севастопольской ГИК возражала относительно удовлетворения искового заявления по представленных в письменных возражениях основаниям, указывая на законность принятого решения. Полагает, что обжалуемое решение принято в пределах полномочий Севастопольской ГИК и в соответствии с положениями Закона города Севастополя "О выборах губернатора города Севастополя" № 303-ЗС.

Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, указавшего на отсутствие оснований для отмены оспариваемого постановления в части, суд полагает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Законодательного Собрания города Севастополя N 196 от 10.06.2020 назначены досрочные выборы Губернатора города Севастополя на 13 сентября 2020. Постановление в указанную дату опубликовано в газете «Севастопольские известия».

Истец Яковенко Я.В. выдвинут на должность Губернатора города Севастополя Политической партией «ПАРТИЯ ПРОГРЕССА».

О своем выдвижении ДД.ММ.ГГГГ Яковенко Я.В. уведомил Севастопольскую городскую избирательную комиссию и согласно положений пункта 2 статьи 33 Закона № 67-ФЗ) приобрел права и обязанности кандидата в Губернаторы города Севастополя.

Как следует из положений пункта 17 статьи 37 Закона № 67-ФЗ на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица государственной власти субъекта Российской Федерации. Положениями абзаца 10 пункта 3 статьи 18 Закона № 184-ФЗ установлено, что в городах федерального значения число лиц, необходимое для поддержки кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (от 5 до 10 процентов), устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований, предусмотренного уставами внутригородских муниципальных образований на день принятия решения о назначении указанных выборов, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав внутригородских муниципальных образований города федерального значения. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города федерального значения. Субъект Российской Федерации наделен правом установления дополнительных требований к поддержке кандидата с учетом особенностей организации местного самоуправления в городах федерального значения.

Законом № 330-ЗС установлено, что минимальное число лиц, необходимое для поддержки кандидата на должность Губернатора города Севастополя составляет 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов внутригородских муниципальных образований не менее чем в трех четвертях внутригородских муниципальных образований города Севастополя (часть 1 и 2).

При этом если полученные числа, которые необходимы для поддержки выдвижения кандидата, имеют дробную часть, число, указанное в части 1 статьи 28 Закона города Севастополя, подлежит округлению в меньшую сторону, а число, указанное в части 3 статьи 28 Закона № 330-ЗС, подлежит округлению в большую сторону (часть 4 статьи 28 данного Закона).

Частью 2 статьи 28 Закона № 330-ЗС установлено, что если на день принятия решения о назначении выборов Губернатора представительный орган внутригородского муниципального образования города Севастополя не сформирован, в том числе в связи с досрочным прекращением соответствующих полномочий, число депутатов такого представительного органа, определенное уставом муниципального образования, не учитывается при установлении числа лиц, необходимого для поддержки кандидата.

Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 330-ЗС, а также число внутригородских муниципальных образований города Севастополя (в абсолютном выражении), указанное в части 3 статьи 28, определяется и обнародуется Севастопольской городской избирательной комиссией в течении трех дней со дня назначения выборов Губернатора.

Законом города Севастополя от 03.06.2014 №17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» образовано 10 внутригородских муниципальных образований города Севастополя. Общее число депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя, определенное в порядке части 1 статьи 28 Закона города Севастополя, составляет 120.

Аналогичное установлено уставами внутригородских муниципальных образований города Севастополя (Андреевский, Верхнесадовский, Качинский, Орлиновский, Терновский внутригородские муниципальные образования и город Инкерман - по 10 депутатов; Балаклавский, Гагаринский, Ленинский, Нахимовский внутригородские муниципальные образования - по 15 депутатов), тексты которых представлены в материалы дела административным ответчиком.

Как установлено судебным рассмотрением, оспариваемое в части Постановление принято Севастопольской городской избирательной комиссией ДД.ММ.ГГГГ и на момент его принятия в отношении составов Совета депутатов Гагаринского муниципального округа и Совета депутатов Ленинского муниципального округа второго созыва Севастопольским городским судом ДД.ММ.ГГГГ приняты решения о признании их неправомочными (по делу и ). Данные решения суда по ходатайству прокурора обращены к немедленному исполнению. Судом было установлено, что после сложения депутатами своих полномочий вышеназванные представительные органы утратили возможность осуществлять свои функции в пределах предоставленной компетенции. При этом согласно положений статьи 352 КАС РФ судебные акты приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и другими федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (часть 1).

Согласно части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы. Согласно требованиям пункта 1 статьи 240 КАС РФ в корреспонденции со статьей 4 КАС РФ обращение в суд за защитой избирательных прав обусловлено нарушением субъективных прав административного истца либо созданием оспариваемым решением, действием (бездействием) угрозы такого нарушения. Таким образом, для признания оспариваемого решения незаконным надлежит установить факт нарушения прав, свобод и законных интересов истца, а согласно положений статьи 62 КАС РФ истец обязан доказывать обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований или возражений и факт нарушения его прав, свобод и законных интересов.

Как следует из административного искового заявления, административный истец ссылается на нарушение его субъективных прав как выдвинутого кандидата на должность Губернатора города Севастополя.

Суд полагает данное обстоятельство недоказанным, а приведенные в административном иске доводы и представленные доказательства - не содержащими сведений о том, какие именно права (свободы, законные интересы) истца как кандидата в губернаторы города Севастополя нарушены.

Согласно положений действующего законодательства сбор подписей депутатов представительных органов местного самоуправления и их представление в избирательную комиссию для целей его регистрации является обязанностью выдвинутого кандидата, желающего принять участие в избирательной кампании.

Порядок сбора таких подписей, их оформления и представления устанавливается положениями Законов № 67-ФЗ и № 330-ЗС, а не положениями оспариваемого Постановления и определение административным ответчиком оспариваемым Постановлением числа подписей муниципальных депутатов, поддержавших выдвижение кандидата в Губернаторы города Севастополя, осуществленное в пределах дискреции, установленной положениями статьи 28 Закона № 330-ЗС, не вступает в противоречие с правами истца, не налагает на него незаконно каких-либо дополнительных обязанностей и не создает препятствий в реализации его прав как кандидата. Соответственно, отсутствуют основания полагать нарушенными права административного истца.

Оспариваемое Постановление, имея правовую природу нормативного акта, устанавливает в пределах исключительной компетенции Севастопольской городской избирательной комиссии единые для всех выдвинутых избирательными объединениями кандидатов условия поддержки их выдвижения, не нарушает принцип равенства кандидатов, вследствие чего отсутствуют основания признания его несоответствующим требованиям статьи 39 Закона № 67-ФЗ.

Приведенные административным истцом доводы относительно неосновательного ограничения права депутатов внутригородских муниципальных образований на поддержку кандидата, выдвинутого их избирательным объединением, которые не смогут поддержать выдвинутого кандидата, создании предпосылок для необоснованного, по мнению истца, расширения круга лиц, допущенных к избирательной кампании, а также о правовой неопределенности в вопросах допустимости сбора подписей у лиц, чьи полномочия являлись предметом рассмотрения Севастопольского городского суда по делам и , не относятся к предмету спора, поскольку истец наделен правом обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав, а не прав иных лиц, не свидетельствуют о нарушении прав истца, основаны на предположениях и не имеют правового обоснования. Кроме того, оспариваемое Постановление устанавливает обязательные и равные для всех участников избирательного процесса - кандидатов правила о количестве подписей депутатов в поддержку выдвижения кандидата, которые являются необходимым условием для его регистрации.

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении № 32-П от 24.12.2012, поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем, прежде всего, факт наличия у него - как облеченного в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его определенной интегрированности в политическую систему общества (неважно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции). Соответственно, такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.

Суд полагает, что оспариваемое постановление принято административным ответчиком в пределах своих полномочий с учетом всех обстоятельств и исходя из вышеизложенного, поскольку права истца не нарушены, указанные истцом обстоятельства в силу вышеизложенного правового значения для дела не имеют и основанием для отмены в части обжалуемого постановления являться не могут.

Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Яковенко Ярослава Валерьевича к Севастопольской городской избирательной комиссии об оспаривании постановления в части, возложении обязанности совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья Севастопольского

        городского суда        Н.И. Кондрак

3а-51/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Яковенко Ярослав Валерьевич
Прокурор города Севастополя
Ответчики
Севастопольская городская избирательная комиссия
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
30.06.2020Передача материалов судье
30.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2020Судебное заседание
03.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2020Дело оформлено
03.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее