Решение по делу № 2а-4674/2020 от 24.09.2020

Дело а-4674/2020

УИД № 74RS0003-01-2020-005902-42

Решение

Именем Российской Федерации

город Челябинск                             20 октября 2020 года

Тракторозаводский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи Шаповал К.И.,

при секретаре судебного заседания Третьяковой Р.Р.,

с участием помощника прокурора Тракторозаводского района города Челябинска – Артемьевой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Никитина Р. В. к Избирательной комиссии Челябинской области, Территориальной избирательной комиссии Тракторозаводского района города Челябинска, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 729 Челябинской области о признании действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 729 Челябинской области незаконными, о признании бюллетеней недействительными, отмене решения об итогах голосования,

УСТАНОВИЛ:

Кандидат в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Центральному одномандатному избирательному округу № 16 Никитин Р.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 729 Челябинской области, которая при проведении голосования 13 сентября 2020 года ненадлежащим образом осуществила опломбировку стационарных ящиков для голосования, также просил признать недействительными бюллетени, которые находились в стационарных ящиках для голосования в день голосования 13 сентября 2020 года, кроме того, просил отменить решение Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 729 Челябинской области об итогах голосования на выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва по Центральному одномандатному округу № 16.

В обосновании заявления указано, что в день голосования 13 сентября 2020 года на избирательном участке № 729 в городе Челябинске, находящемся по адресу: <адрес> использовались ящики для голосования не опломбированные надлежащим образом, в связи с чем все собранные в него бюллетени подлежат признанию недействительными. Кроме того, административный истец в своем исковом заявлении высказал сомнения по возможности голосования 294 избирателей вне помещения для голосования в день голосования 13 сентября 2020 года.

Административный истец Никитин Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Избирательной комиссии Челябинской области, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 729 Челябинской области – Кашнова В.В. в судебном заседании исковые требования административного истца не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Тракторозаводского района города Челябинска - Ротанин Г.П. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указал на отсутствие оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Заинтересованное лицо Шестаков А.Л. в судебном заседании участия не принял, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В своем письменном заявлении полагал, что заявленные Никитиным Р.В. требования не подлежат удовлетворению.

Заслушав мнение административных истца, поддержавшего доводы административного искового заявления, представителей ответчиков, не признавших требования Никитина Р.В., а также заключение прокурора Артемьевой Ю.Г., которая полагала заявленные требования необоснованными, обозрев видеозапись, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных административным истцом исковых требований и необходимости отказа в их удовлетворении ввиду нижеследующего.

Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления является ее много национальный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 1 статьи 1, части 1, 2, 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1 статьи 32), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Частью 16 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что избиратель, участник референдума вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) участковой избирательной комиссии, комиссии референдума, связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в соответствующих выборах, референдуме.

Как указано в преамбуле Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти; государством гарантируются свободное волеизъявление граждан РФ на выборах, защита демократических принципов и норм избирательного права.

Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 11 июня 2020 года № 2431 выборы депутатов Законодательного Собрания Челябинской области седьмого созыва назначены на 13 сентября 2020 года.

Административный истец Никитин Р.В. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Челябинской области по Центральному одномандатному избирательному округу № 16 15 июля 2020 года, что подтверждается имеющейся в деле копией его удостоверения, которая была заверена председательствующим в судебном заседании.

Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от 17 сентября 2020 года выборы депутатов Законодательного собрания Челябинской области седьмого созыва по единому избирательному округу и по 30 одномандатным избирательным округам признаны состоявшимися и действительными.

Постановлениями Избирательной комиссии Челябинской области от 22 декабря 2015 года и от 22 декабря 2015 года была сформирована Территориальная избирательная комиссия Тракторозаводского района города Челябинска, ее председателем назначен Ротанин Г.П.

Решениями Территориальной избирательной комиссии Тракторозаводского района города Челябинска от 06 июня 2018 года была сформирована Участковая избирательная комиссия избирательного участка , ее председателем назначена ФИО8

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования, то есть производится досрочное голосование.

Постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 утвержден Порядок досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года.

Согласно пункту 2.2 вышеуказанного порядка досрочное голосование в помещении проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных вышеуказанным Порядком.

Согласно пунктам 2, 10 статьи 61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, изготовленные из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

На основании пункта 6.1 Порядка до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые стационарные ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).

Аналогичные положения о необходимости опечатывания (пломбировки) ящиков для голосования содержатся в пункте 11 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов – при его использовании), которые вслед за этим опечатываются участковой (пломбируются).

Действующее законодательство не устанавливает конкретных требований к пломбированию ящика для голосования.

Голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо на выборах в органы местного самоуправления) к позиции «Против всех кандидатов» референдуме или в бюллетень для голосования для одной кандидатуры в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона – любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 38Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании (пункт 11 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы комиссий для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, референдум, или по ее поручению нижестоящими комиссиями, размещается на сайте соответствующей комиссии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.

Согласно пунктам 1.2, 1.3 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года могут применяться дополнительные формы организации голосования: досрочное голосование в посещении для голосования, досрочное голосование вне помещения для голосования. Досрочное голосование в этих случаях проводится в течение двух дней, предшествующих дню голосования, с 08 часов до 20 часов по местному времени.

Досрочное голосование проводится с использованием переносных ящиков для голосования, которые нумеруются. При проведении досрочного голосования в помещении по решению комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии, голосование может проводиться с использованием стационарного ящика для голосования. Для организации голосования в каждой из форм, указанных в пункте 1.2 Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, используется отдельный ящик (ящики) для голосования.

Досрочное голосование в помещении проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных Порядка досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года (пункт 2.2 Порядка).

Согласно пунктам 6.1, 6.2 Порядка до проведения досрочного голосования в соответствии с Порядком пустые переносные (стационарные) ящики для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой комиссии, после чего опечатываются (пломбируются).

По истечении времени голосования каждого дня досрочного голосования бюллетени из каждого переносного (стационарного) ящика для голосования помещаются в отдельный сейф-пакет, который опечатывается с использованием печатей (средств), исключающих возможность их снятия без повреждения. На месте опечатывания ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Сейф-пакет помещается в сейф участковой комиссии либо иное специально приспособленное для хранения документов место и не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей, участников референдума. В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом.

Из обоснования административного иска и объяснений административного истца в судебном заседании следует, что около 11 часов 13 сентября 2020 года он явился на избирательный участок № 729 в городе Челябинске по адресу: <адрес> обнаружил, что проходящее там голосование осуществляется с использованием не опечатанного стационарного ящика.

Согласно пунктам 1, 8, 12, 13 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подсчет голосов избирателей Подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей, участников референдума и наблюдать за подсчетом.

Непосредственный подсчет голосов избирателей, участников референдума производится по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням членами участковой комиссии с правом решающего голоса.

В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов (списков кандидатов), а на выборах в органы местного самоуправления также от позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), на квадратах, относящихся к позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии, а сами бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.

Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.

Пунктами 6.5 - 6.11 Порядка также предусмотрено, что подсчет голосов избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в соответствии с Порядком, в том числе отражение результатов подсчета в протоколе участковой комиссии об итогах голосования, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с учетом особенностей, установленных Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года.

При осуществлении непосредственного подсчета голосов избирателей, участников референдума в первую очередь, до начала работы с бюллетенями, содержащимися в переносных ящиках для голосования, производится подсчет бюллетеней, находившихся в сейф – пакетах, использованных при проведении досрочного голосования в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года.

Согласно пункту 1.2 статьи 77Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.

Защита избирательного права, права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права.

Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при проведении голосования и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 января 2002 года № 1- П, Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8 – П, согласно которой при рассмотрении соответствующих обращений суды обязаны исходить из того, что результаты выборов призваны адекватно отображать действительную волю избирателей, а их отмена возможна лишь в случаях, когда не были обеспечены необходимые условия организации и проведения выборов, существенно влияющие на свободное волеизъявление избирателей. Судебная защита избирательных прав не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории. Данные вывод имеет значение применительно к формированию конкретных юрисдикционных процедур, инициирование которых должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 31 марта 2011 года «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основаниями для отмены судом решения соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума являются нарушения, при условии, что они не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума, а также нарушения, указанные в подпункте "а" пункта 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при проведении голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом. Произвольное вмешательство суда в выборный процесс, исходя только из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, для удовлетворения требований административного истца необходимо обязательное наличие доказательств, бесспорно свидетельствующих о наличии нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.

Вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец Никитин Р.В. доказательств не представил.

Из представленного административным ответчиком Территориальной избирательной комиссии Тракторозаводского района города Челябинска реестра учета поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 729 в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) на нарушение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Челябинской области № 398 - ЗО «О выборах депутатов Законодательного Собрания Челябинской области» следует, что каких – либо нарушений порядка голосования 13 сентября 2020 года от наблюдателей и членов комиссии не поступало, факты вбросав или замены бюллетеней, на возможность которых ссылается административный истец не нашли своего отражения.

На исследованной в судебном заседании видеозаписи зафиксировано, что ящик для голосования зафиксирован крепежными болтами, расположенными на значительном расстоянии друг от друга.

Исследованный с помощью видеозаписи ящик снабжен двумя одноразовыми пломбами. Такой способ установки пломб сохраняет невозможность открытия ящика без повреждения названных пломб. Судом установлено, что ящики для голосования были опломбированы разовыми пластиковыми пломбами, а также проклеены скотчем и опечатаны бумагой с печатью УИК. Указанные обстоятельства подтверждены показаниями представителей административных ответчиков.

Административным истцом Никитиным Р.В. в судебном заседании были продемонстрированы способы переворачивания стационарных ящиков для голосования, а также иные способы открытия ящика для извлечения или вбрасывания бюллетеней, однако доказательств выполнения таких действий кем-либо не представлено.

Кроме того, анализируя собранные по делу доказательства, суд считает, что административным истцом не представлено достоверных доказательств несоответствия ящиков для голосования требованиям нормативов, на которые он ссылается. В том числе, в материалах дела не имеется доказательств, свидетельствующих о непригодности ящиков для голосования к эксплуатации.

Согласно частям 1-3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что допущенные административным ответчиком нарушения не являются существенными и на итоги выборов не влияют.

Каких-либо документальных данных, свидетельствующих о наличии нарушений избирательного законодательства при проведения голосования, когда эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, административным истцом не представлено.

Согласно статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

С учетом положений приведенной нормы процессуального закона в системе избирательного законодательства и механизмов гарантии прав граждан на свободное волеизъявление, суд приходит к выводу, что допустимыми доказательствами, подтверждающими доводы административного истца о допущенных нарушениях, являются приговоры суда и постановления по делам об административных правонарушениях.

Статьями 141, 142, 142.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, фальсификацию избирательных документов, документов референдума, фальсификацию итогов голосования.

Административная ответственность за административные правонарушения в сфере избирательного законодательства установлена статьями 5.1, 5.3 - 5.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, в материалы настоящего дела административным истцом Никитиным Р.В. не представлено доказательств того, что по приведенным составам правонарушений (административных и уголовных), а равно по смежным составам, имели место производства соответствующего характера.

Суды, находясь в системе органов государственной власти, не вправе подменять собой соответствующие органы, в том числе расследующие дела об административных правонарушениях и уголовные дела.

Несогласие административного истца Никитина Р.В. с действиями избирательной комиссии связано, по мнению суда, исключительно с неудовлетворенностью итогами голосования и результатами выборов на соответствующем избирательном округе, что само по себе не является основанием для признания выборов недействительными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Никитину Р. В. к Избирательной комиссии Челябинской области, Территориальной избирательной комиссии Тракторозаводского района города Челябинска, Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 729 Челябинской области о признании действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 729 Челябинской области незаконными, о признании бюллетеней недействительными, отмене решения об итогах голосования - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Челябинска в течение 5 дней со дня принятия решения суда.

Председательствующий:

2а-4674/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Никитин Роман Владимирович
Прокуратура Тракторозаводского района г. Челябинска
Ответчики
ТИК Тракторозаводского района города Челябинска
Участковая избирательная комиссия № 729
Избирательная комиссия Челябинской Области
Другие
Шестаков Александр Леонидович
Суд
Тракторозаводский районный суд г. Челябинск
Судья
Шаповал Константин Иванович
Дело на странице суда
trz.chel.sudrf.ru
24.09.2020Регистрация административного искового заявления
24.09.2020Передача материалов судье
28.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2020Судебное заседание
27.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее