Судья: Митюшкин В.В. Дело № 33-2821/2020 г.
(суд первой инстанции дело
№2-2333/10-2020, 46RS0030-01-
2020-001878-34)
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
г. Курск 20 октября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего: Лобковой Е.А.,
судей: Чупрыной С.Н., Леонтьевой И.В.,
при секретаре: Крюковой М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Бердниковой В. П. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Курской области (межрайонному) о признании права на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Курской области (межрайонного) – Кореневой Л.В. на решение Ленинского районного суда г.Курска от 10 июля 2020 года, которым постановлено:
«Признать за Бердниковой В. П. право на установление повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2019 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Курской области (межрайонное) включить Бердниковой В.П. в стаж для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период работы в сельскохозяйственном производственном кооперативе «<данные изъяты> с 1 января 1992 года по 31 января 2004 года и установить повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости как проработавшей не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве с 1 января 2019 года».
Заслушав доклад судьи Чупрыной С.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Курской области (межрайонного) № 841 от 05.08.2019г. Бердниковой В.П. отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемой продолжительности работы в сельском хозяйстве; из необходимых 30 лет подтверждено 19 лет 11 месяцев 15 дней. При этом в стаж работы в сельском хозяйстве не включен период работы с 1.01.1992г. по 31.01.1994г., поскольку согласно дубликату трудовой книжки колхозника РОС №022306 от 1 апреля 1979 года ее должность указана как «член колхоза» в колхозе <данные изъяты>») с 01.04.1979г. по 31.01.2004г., в то время как указанная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440.
С отказом не согласна, так как в период с 01.01.1992г. по 31.01.2004г. она работала рабочей и выполняла работу по нарядам в сельском хозяйстве.
Уточнив требования, просила зачесть в стаж работы в сельском хозяйстве период ее работы с 01.01.1992г. по 31.01.2004г. в СПК «<данные изъяты>» <данные изъяты> в должности «рабочей» в отрасли растениеводство; признать за ней право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.01.2019г.
Суд постановил вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Курской области (межрайонного) просит решение суда отменить как незаконное, принять новое решение об отказе в иске, указывая, что должность, в которой истец работала в колхозе «<данные изъяты>») с 01.04.1979г. по 31.01.2004г., не указана; должность «член кооператива» не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440; документы, подтверждающие занятость в какой-либо отрасли сельского хозяйства, не представлены.
Поскольку истцом решение суда не обжаловано, на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Курской области по доверенности Пеньковой Н.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Бердниковой В.П., возражавшей против ее удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.14 ст.17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп.3,5,6 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.2014г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
Согласно п.66 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.2014г. № 1015, годы, в течение которых гражданин являлся членом колхоза, но не выработал установленный минимум трудового участия (независимо от причины), засчитываются в страховой стаж как полные календарные годы. Календарные годы, указанные в трудовой книжке колхозника, в которых не было ни одного выхода на работу, из подсчета исключаются.
Постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. № 1440 утвержден Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», которым предусмотрены, в том числе: рабочие всех наименований, занятые растениеводством, а также рабочие всех наименований, занятые животноводством.
Судом первой инстанции установлено, что с 1 апреля 1979 года по 31 января 2004 года, в том числе в спорный период с 1 января 1992 года по 31 января 2004 года, Бердникова В.П. осуществляла трудовую деятельность в качестве члена колхоза в бригаде №2 (с 15 января 1992 года сельскохозяйственного производственного кооператива) «<данные изъяты>.
Указанные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке колхозника, архивными справками о начисленной заработной плате, материалами выплатного дела.
Как следует из указанных документов, а также объяснений истца, в спорный период она принимала участие в трудовой деятельности кооператива в качестве разнорабочей, была занята на работах по растениеводству, непосредственно принимала участие в выращивании, удобрении, уборке и сортировке сельхозкультур (картофель, пшеница, ячмень, свекла, рожь), выполняла годовой минимум трудового участия в общественном хозяйстве, получала ежемесячную заработную плату за работу в сельхозкооперативе.
Согласно уставу СПК «<данные изъяты>» от 26.02.1996г. кооператив осуществлял деятельность в области сельского хозяйства на земле, занимаясь производством, переработкой и реализацией продукции сельского хозяйства.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что «член кооператива» не является профессией, должностью или специальностью, в которой осуществляется трудовая деятельность, а указывает лишь на принадлежность к организации, в то время как трудовая деятельность может осуществляться лишь по профессиям, предусмотренным Общероссийским классификатором, утвержденным постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994г. №367.
Установив, что в спорный период с 1.01.1992г. по 31.01.2004г. истец осуществляла трудовую деятельность как член колхоза «<данные изъяты> в бригаде №2 (впоследствии реорганизован в СПК «<данные изъяты>») в качестве рабочей, занятой в растениеводстве, выполняла годовой минимум трудового участия, за что получала заработную плату, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, удовлетворив их в полном объеме.
Судебная коллегия вывод суда об удовлетворении иска находит правильным, так как он соответствует материалам дела и нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что истец в спорный период работала в колхозе «<данные изъяты>»), однако должность «член кооператива» не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.11.2018г. №1440; документы, подтверждающие занятость в какой-либо отрасли сельского хозяйства, не представлены, нельзя признать состоятельными.
Как следует из материалов дела, истец с 01.04.1979г. являлась членом колхоза «<данные изъяты>, о чем непосредственно свидетельствует трудовая книжка колхозника с соответствующей записью (л.д. 9-11).
В этой же трудовой книжке колхозника содержатся сведения о количестве отработанных ею трудоднях (трудовом участии).
В спорный период с 01.01.1992г. по 31.01.2004г. истец имела постоянную занятость, что в соответствии с п.66 названных выше Правил позволяет его зачесть в календарном порядке.
И поскольку «член колхоза» или «член кооператива», как правильно указал суд первой инстанции, не является должностью, а лишь свидетельствует о принадлежности к сельскохозяйственной организации, суд, приняв во внимание пояснения истца, архивные справки о начисленной заработной плате, устав СПК «<данные изъяты>», трудовую книжку колхозника, в которой отсутствует указание на занятие истцом иной, кроме установленной судом, должности, обоснованно пришел к выводу о том, что истец осуществляла трудовую деятельность в качестве рабочей сельхозкооператива, производившего продукцию сельского хозяйства.
При этом в рамках состязательности процесса по гражданскому делу, рассмотренному в порядке искового производства, стороной ответчика доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Курска от 10 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Курской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: