Дело №2а-191/2020
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
09 ноября 2020 года село Яшалта
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи – Эминова П.Н.,
при секретаре – Теперик Е.В.,
с участием прокурора – Сасыковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия, действующего в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Прокурор Яшалтинского района Республики Калмыкия, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на выявленном в результате проведенного прокуратурой мониторинга сети «Интернет», сайте по адресу: <данные изъяты>, размещена информация порнографического характера, запрещенная к распространению среди детей в силу пунктов 2, 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон о защите детей). При этом вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой Интернет- пользователь. При установлении владельцев сайта в сети интернет в общедоступном справочном <данные изъяты>, выявлено, что он находится за пределами Российской Федерации и установить его местонахождение не представляется возможным. На момент проверки указанный Интернет-ресурс в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» не внесен, что подтверждается информацией с сайта Роскомнадзора. С учетом изложенного, просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Сасыкова Ю.В. поддержала заявленные административные исковые требования и просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Волгоградской области и Республике Калмыкия в судебное заседание не явился, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение заявленных требований по существу оставив на усмотрение суда.
Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Из нормы пункта 9 статьи 2 данного федерального закона следует, что под распространением информации признаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно ч.1 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
На основании ч.2 указанной нормы права в реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с пп.«а» п.1, п.2 ч.5 ст.15.1 Закона, основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети "Интернет", в том числе материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера (пп.«а» п.1), вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п.2).
Как установлено судом и следует из материалов дела прокурором Яшалтинского района Республики Калмыкия в ходе осуществления надзорных мероприятий выявлен факт размещения на сайте с адресом: <данные изъяты> информации порнографического характера, а именно натуралистических изображений полуобнаженных женщин, с указанием стоимости и описания, оказываемых ими услуг, что подтверждается скриншотом страницы сайта с сети «Интернет».
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации, в том числе, для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 названного Федерального закона органы государственной власти в Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В соответствии с подпунктами 2, 7 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2010 года №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание заниматься проституцией, а также содержащая информацию порнографического характера.
Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под информацией порнографического характера понимается - информация, представляемая в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 241 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию проституции. Статьей 242 УК РФ также предусмотрена ответственность за незаконные изготовление и оборот порнографических материалов или предметов.
Кроме того, статьями 6.11, 6.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за занятие проституцией и получение дохода от занятия проституцией если этот доход связан с занятием другого лица проституцией.
Из приведенных правовых норм следует, что законодатель установил запрет и необходимость наложения ограничений на распространение информации, сведений, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Исследовав скриншоты, суд приходит к выводу о подтверждении факта размещения на спорном сайте информации порнографического характера, исходя из определения, изложенного в пункте 8 статьи 2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ, поскольку фотографические изображения на данных скриншотах не ретушированы, не затемнены, детально передают детально передают натуралистические изображения обнаженных женщин, а также содержат информацию о предоставляемых ими услугах.
В пункте 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 года №10 разъяснено, что допустимыми доказательствами являются в том числе сделанные и заверенные лицами, участвующими в деле, распечатки материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети (скриншот), с указанием адреса интернет-страницы, с которой сделана распечатка, а также точного времени ее получения. Такие распечатки подлежат оценке судом при рассмотрении дела наравне с прочими доказательствами.
Представленные скриншоты суд признает допустимым доказательством по делу, поскольку они получены прокурором ДД.ММ.ГГГГ, заверены, время распечатки скриншотов проставлено внизу каждого из них.
При этом суд учитывает, что факт размещения на спорном сайте в период судебного разбирательства информации, зафиксированной на скриншотах, заинтересованным лицом не оспорен и не отрицается. Доказательств иного не представлено. Техническая возможность доступа к размещенной на сайте информации имеется у неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних, поскольку само по себе недостижение совершеннолетия не препятствует регистрации ребенка на спорном сайте посредством введения кода из полученного СМС-сообщения, после чего полная версия сайта, включая фотографические изображения обнаженных женщин, становится доступной.
Доводы, содержащиеся в отзыве на административное исковое заявление, не опровергают факты размещения на сайте запрещенной информации, доступ к которой имеется у неопределенного круга лиц, отследить в числе таких лиц несовершеннолетних пользователей интернета с целью их недопущения на сайт – технически невозможно.
Таким образом, учитывая приведенные выше положения закона, суд считает, что наличие на сайте запрещенной к распространению информации материалами дела доказано, в связи с чем следует принять меры по ограничению доступа к интернет-сайту, поскольку размещенная на спорном сайте информация нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, также создает угрозу нравственному развитию несовершеннолетних.
При таких обстоятельствах административные исковые требования прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся на сайте: <данные изъяты>, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковые заявление прокурора Яшалтинского района Республики Калмыкия, действующего в защиту неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте по сетевому адресу: <данные изъяты>
Настоящее решение является основанием для включения сетевого адреса<данные изъяты> Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение 1 (одного) месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий П.Н. Эминов