АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Иваново 31 июля 2024 года
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Алексеевой Г.Н.,
при секретаре Беляковой А.Ю.,
с участием прокурора Косухина К.И.,
обвиняемого ФИО2, путем использования систем видеоконференцсвязи,
адвоката Кулабуховой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы обвиняемого и его защитника – адвоката Кулабуховой Е.В. на постановление Ивановского районного суда Ивановской области от 12 июля 2024 года, которым
ФИО2, <данные изъяты>,
обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 2 месяца, а всего до 3 месяцев 27 суток, то есть по 12 сентября 2024 года включительно.
Заслушав доклад председательствующего о содержании постановления и доводах апелляционных жалоб, мнения участников процесса, суд
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Ивановского районного суда Ивановской области от 12 июля 2024 года ФИО2, обвиняемому в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 2 месяца, а всего до 3 месяцев 27 суток, то есть по 12 сентября 2024 года включительно.
В апелляционной жалобе защитник обвиняемого – адвокат Кулабухова Е.В., выражая несогласие с принятым решением, просит об отмене постановления и избрании ФИО2 меры пресечения в виде домашнего ареста по месту регистрации. Обращает внимание на то, что ФИО2 имеет место регистрации и жительства, работает без официального трудоустройства, имеет родственников, готовых оказать ему финансовую помощь. Просит учесть, что отсутствие со стороны матери контроля не является препятствием для избрания домашнего ареста, поскольку контроль в данном случае обеспечивается специализированными органами. Считает, что отрицательная характеристика с места отбывания наказания не может являться основанием для удовлетворения ходатайства следователя, поскольку на основании данной характеристики ФИО2 был освобожден условно-досрочно. Просит учесть, что все следственные действия фактически выполнены, в связи с чем возможность ФИО2 повлиять на следствие и оказать давление на участников процесса исключена.
В апелляционной жалобе обвиняемый считает, что постановление подлежит отмене ввиду существенных нарушений, допущенных судом. Указывает, что судебное решение было изготовлено заблаговременно до судебного заседания, поскольку в совещательную комнату суд удалился на непродолжительное время. Отмечает, что в ходе судебного разбирательства он заявлял многочисленные ходатайства, в том числе на действия (бездействие) следователя, о ненадлежащей защите его интересов адвокатом ФИО3, о физическом насилии, примененном к нему в отделе полиции, о нарушениях при его задержании, однако в удовлетворении ходатайств судом было отказано, в связи с чем факты, о которых он заявлял, остались без судебной проверки.
В возражениях на апелляционную жалобу адвоката старший помощник Ивановского межрайонного прокурора ФИО4 просит оставить апелляционную жалобу адвоката без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции обвиняемый ФИО2 и адвокат Кулабухова Е.В. доводы жалоб поддержали, прокурор Косухин К.И. просил оставить жалобы без удовлетворения, постановление - без изменения.
Доказательства, исследованные судом первой инстанции, приняты с согласия сторон без проверки в соответствии с ч. 7 ст. 389.13 УПК РФ. Новых доказательств сторонами не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав дополнительные пояснения участников процесса, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения судебного решения по доводам жалоб стороны защиты.
Как следует из материалов дела, в производстве СО МО МВД России «Ивановский» находится уголовное дело, в рамках которого в отношении ФИО2 осуществляется уголовное преследование по п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ.
17 мая 2024 года ФИО2 задержан в порядке ст.91,92 УПК РФ по подозрению в совершении указанного преступления.
В этот же день ФИО2 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.158 УК РФ.
Постановлением Ивановского районного суда Ивановской области от 18 мая 2024 года в отношении ФИО2 избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 1 месяц 27 суток, до 14 июля 2024 года.
2 июля 2024 года срок предварительного следствия по уголовному делу в установленном законом порядке продлен уполномоченным лицом до 15 сентября 2024 года.
Необходимость продления срока содержания обвиняемого под стражей следователем мотивирована необходимостью получения заключения судебной товароведческой экспертизы, ознакомления с ним заинтересованных лиц, предъявления ФИО2 обвинения в окончательной редакции, а также выполнения иных следственных и процессуальных действий, направленных на завершение предварительного расследования.
Ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей внесено следователем с согласия заместителя начальника СО МО МВД России «Ивановский». Невозможность закончить предварительное следствие в установленный срок представленными суду материалами подтверждена.
Данные, обосновывающие наличие у стороны обвинения оснований для осуществления уголовного преследования ФИО2, проверены судом при решении вопроса об избрании меры пресечения, что следует из вступившего в законную силу решения от 18 мая 2024 года, и в настоящее время не изменились. Квалификация действий ФИО2 с момента избрания меры пресечения изменений не претерпела.
При решении вопроса об избрании ФИО2 меры пресечения в виде заключения под стражу судом проверялось наличие обоснованных подозрений в его причастности к инкриминируемому преступлению, что подтверждается представленными материалами, в частности показаниями представителя потерпевшего ФИО5, свидетелей ФИО6, ФИО7
Решение о необходимости продления обвиняемому срока действия меры пресечения суд мотивировал тем, что до настоящего времени не изменились обстоятельства, дающие основания полагать, что, находясь на свободе, обвиняемый ФИО2 может скрыться от следствия и продолжить заниматься преступной деятельностью.
В качестве таких обстоятельств судом обоснованно расценены характер и степень общественной опасности преступления, в совершении которого обвиняется ФИО2, а также данные о личности обвиняемого, не имеющего официального места работы и постоянного легального источника дохода, не обремененного устойчивыми социальными связями, ранее судимого, в том числе за совершение преступлений против аналогичного инкриминируемому в настоящее время объекта уголовно-правовой охраны, освободившегося из мест лишения свободы в январе 2024 года, отрицательно охарактеризованного участковым уполномоченным полиции, состоящего на учете у <данные изъяты>.
Суд не ссылался как на основание для продления срока содержания под стражей на то обстоятельство, что ФИО2, находясь на свободе, может оказать воздействие на участников уголовного судопроизводства, в связи с чем доводы адвоката обвиняемого в данной части являются несостоятельными.
Выводы суда о необходимости продления срока содержания под стражей обвиняемому ФИО2 и невозможности применения в отношении него иной, более мягкой, меры пресечения в постановлении суда надлежащим образом мотивированы и основаны на материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения.
Суд располагал сведениями о наличии у обвиняемого места регистрации, на что обращает внимание защитник обвиняемого, однако обоснованно счел их недостаточными для изменения в отношении ФИО2 меры пресечения на иную, более мягкую, в частности в виде домашнего ареста, с учетом в том числе пояснений матери обвиняемого об отсутствии возможности заниматься обеспечением ФИО2 в случае избрания в отношении него домашнего ареста. С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции согласен.
Вопреки доводам адвоката, сведения, характеризующие поведение ФИО2 в период отбывания наказания, не явились основанием для принятия решения о продлении срока содержания под стражей.
Вместе с тем, сведения о совершении ФИО2 ранее умышленных преступлений аналогичной направленности, судимость за которые не снята и не погашена, обоснованно учтены судом при принятии решения по ходатайству следователя, поскольку могут свидетельствовать о возможности обвиняемого продолжить заниматься преступной деятельностью. Выводы суда в данной части соответствуют разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в п. 5 Постановления от 19.12.2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и запрета определенных действий».
Таким образом, не найдя оснований для отмены или изменения избранной в отношении обвиняемого меры пресечения, суд обоснованно удовлетворил ходатайство следователя, поскольку предусмотренные ст.97, 99 УПК РФ основания для избрания в отношении ФИО2 меры пресечения в виде заключения под стражу до настоящего времени не отпали.
Каких-либо обстоятельств, которые не были учтены судом при решении вопроса о продлении срока действия меры пресечения в виде содержания под стражей и повлияли на законность и обоснованность принятого решения, в апелляционных жалобах не приведено.
Объективных данных о том, что ФИО2 не может содержаться под стражей в следственном изоляторе по состоянию здоровья, суду первой инстанции, как и суду апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм УПК РФ, регламентирующих порядок разрешения вопроса о продлении срока содержания под стражей, влекущих безусловную отмену постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. При решении вопроса о мере пресечения суд первой инстанции оценил доводы всех участников процесса, предоставив сторонам обвинения и защиты равные возможности для реализации своих прав, при этом согласно протоколу судебного заседания ограничений прав участников судопроизводства, нарушений принципов состязательности и равноправия сторон, права на защиту допущено не было. Вопреки доводам обвиняемого, отказ суда в удовлетворении его ходатайств не свидетельствует о заинтересованности судьи в исходе дела.
Доводы обвиняемого о провозглашении постановления через непродолжительное, по его мнению, время после удаления в совещательную комнату основанием отмены судебного решения не являются, поскольку не свидетельствуют о нарушении тайны совещательной комнаты и о формальном подходе суда при рассмотрении ходатайства следователя. Время нахождения суда в совещательной комнате, вопреки доводам обвиняемого, уголовно-процессуальным законом не регламентировано.
Указание в 4 абзаце на листе 1 и в 1 абзаце на листе 5 описательно-мотивировочной части постановления на множественность инкриминируемых ФИО2 преступлений суд апелляционной инстанции расценивает в качестве явной технической ошибки, не влияющей на существо принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Ивановского районного суда Ивановской области от 12 июля 2024 года в отношении ФИО2 оставить без изменения, апелляционные жалобы обвиняемого и его защитника – адвоката Кулабуховой Е.В. – без удовлетворения.
Апелляционное постановление вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в г.Москва в порядке, установленном главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий: Г.Н. Алексеева