Решение по делу № 3а-1325/2019 от 10.10.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2019 РіРѕРґР°    Рі. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Терещенко А.А.,

при секретаре Куулар А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело <данные изъяты>а-1325/19 по административному исковому заявлению Калининой Н. В., о признании незаконными действий Филиала ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> в размере 413245480 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рубля 59 копеек. Обязании Управления Росреестра по Московской области исключить из государственного Реестра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка осетровый <данные изъяты> в размере 413245480 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв. м., с момента их внесения <данные изъяты> по дату снятия земельного участка с государственного кадастрового учёта 16.07.2013г. Обязании Управление Росреестра по <данные изъяты> внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 6159320 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 35,81 руб./кв. м., с <данные изъяты> по 16.07.2013г.

Установил:

Калинина Н.В. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка в связи с выявлением недостоверных сведений о земельном участке использованных при определении кадастровой стоимости.

Административный истец пояснила, что являлась собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 172 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты> Указанный земельный участок, принадлежал Калининой Н.В. на основании договора дарения земельного участка от 10.03.2011г., регистрационный.

Постановлением Администрации Шатурского муниципального района Московской области от 28.03.2012 г. № 706 был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства на разрешенное использование: для дачного строительства.

После изменения вида разрешенного использования, кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области (далее - Кадастровая палата) исходя из значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений Московской области - 2402,59 рублей, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 23 декабря 2009 года № 121-РМ «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области».

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 413245480 рублей была внесена в государственный кадастр недвижимости 12.05.2012г., что подтверждается кадастровой справкой от 01.04.2014 г.

В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности (Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.

Согласно пунктам 5 и 9 Правил, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Во исполнение пункта 11 Правил, Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.

Пунктом 2.3.1 вышеуказанных Методических указаний установлено, что в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь эго участка.

Таким образом, Методическими указаниями предусмотрено определение кадастровой земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, посредством умножения среднего для муниципального района (но не субъекта Российской Федерации в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.

Поскольку изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> было учтено в государственном кадастре недвижимости 12 мая 2012 года (после утверждения результатов определения кадастровой оценки земель распоряжением Минэкологии РФ от 23 декабря 2009 года № 121-РМ), его кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п. 2.3.1 Методических указаний.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, определённая в соответствии с подпунктом 2.3.1 Методических указаний, пунктом 2 Распоряжения № 121-РМ, с использованием УПКС утверждённого Распоряжением № 166-РМ в размере 35,81 руб./кв. м., должна составлять 6159320 рублей.

Использование Кадастровой палатой недостоверных сведений относительно среднего УПКС в размере 2402,59 рублей при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, привело к многократному увеличению кадастровой стоимости указанного земельного участка и как следствие, излишней уплате земельного налога.

Таким образом, в связи с внесением Кадастровой палатой в ГКН недостоверных сведений кадастровой стоимости и УПКС земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, привело к нарушению права истца на уплату законно установленного земельного налога за 2013 год.

Представители административных ответчиков ФГБУ «ФКП «Росреестра», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

Как установлено судом при рассмотрении настоящего административного дела и подтверждается письменными доказательствами, Калининой Н.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 172 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства, расположенного по <данные изъяты>
«Дружба».

Постановлением Администрации Шатурского муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> был изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> с разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства на разрешенное использование: для дачного строительства.

После изменения вида разрешенного использования, кадастровая стоимость указанного земельного участка была определена Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <данные изъяты> исходя из значения среднего удельного показателя кадастровой стоимости земель дачных объединений <данные изъяты> - 2402,59 рублей, утвержденного распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений <данные изъяты>».

Не согласившись с размером удельного показателя для определения кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обратилась с настоящими требованиями в Московский областной суд.

Административный истец, являясь собственником земельного участка вправе оспорить результаты определения его кадастровой стоимости, поскольку размер такой стоимости в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации затрагивает ее права и обязанности.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

На момент изменения вида разрешенного использования земельного участка действовало Распоряжение Министерства экологии и природопользования МО № 121-РМ от 23.12.2009 года.

Орган кадастрового учета осуществил расчет кадастровой стоимости земельного участка на основании утвержденного Распоряжением № 121-РМ от 23.12.2009 года среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель.

14 ноября 2012 года, исправляя выявленную техническую ошибку, учитывая, что для дачных объединений Шатурского района средний удельный показатель не установлен, орган кадастрового учета при расчете кадастровой стоимости применил средний удельный показатель по субъекту Российской Федерации - Московской области - в размере 2402,59 руб. за 1 кв.м.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от № 564-РМ 26.11. 2013 года утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области (приложение № 1), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по кадастровым кварталам Московской области (приложение № 2), и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) по муниципальным районам, городским округам Московской области (приложение № 3).

Указанное распоряжение в той части, в какой оно во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождает правовые последствия для налогоплательщиков, согласно пункту 4 Распоряжения, вступило в силу через 30 дней после его официального опубликования, но не ранее 1 января 2014 года.

С настоящим заявлением в суд Калинина Н.В. обратилась <данные изъяты> и в ходе рассмотрения дела действующую кадастровую стоимость земельного участка не оспаривала.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего административному истцу, за период с <данные изъяты>г. по <данные изъяты>г. исходя из нормативного регулирования порядка определения удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра с разрешенным видом использования: под дачное строительство, установлена правильно.

Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд также исходит из следующего.

Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости урегулирован статьей 24.18 Федерального закона от <данные изъяты>

года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В соответствии с абзацем вторым указанной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Абзацем четвертым статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Абзацем десятым той же нормы определено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 названного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Кроме этого, статьей 24.20 Закона об оценочной деятельности установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Оспариваемая кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2013 года, на момент обращения с иском в суд не затрагивала права и обязанности административного истца.

С 1 января 2019 года на территории Московской области утверждены результаты очередной государственной кадастровой оценки на основании Распоряжения Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 года № 15ВР-1633 по состоянию на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2018 года.

Административное исковое заявление Калининой Н.В. поступило в суд за рамками предусмотренного законом 5-летнего срока.

Согласно абзацу 2, 3 Постановления Пленума ВС РФ <данные изъяты>, «ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен».

В данном случае, очередные результаты определения кадастровой стоимости внесены в ЕГРН, в отношении земельного участка административного истца установлена новая кадастровая стоимость. Поэтому оснований для восстановления пропущенного срока не имеется.

В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, заявление Калининой Н.В. об изменении кадастровой стоимости земельного участка за прошедший период направлено на изменение неактуальной к моменту обращения в суд кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка. Установление кадастровой стоимости земельного участка на прошедший период законом не предусмотрено. Поэтому требования, заявленные Калининой Н.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175, 177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Калининой Н. В. о признании незаконными действий Филиала ФБГУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером: <данные изъяты> в размере 413245480 рублей и удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>. Обязании Управления Росреестра по Московской области исключить из государственного Реестра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка осетровый номер <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 2 402,59 руб./кв. м., с момента их внесения 12.05.2012 г. по дату снятия земельного участка с государственного кадастрового учёта 16.07.2013г. Обязании Управление Росреестра по Московской области внести в государственный реестр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 6159320 рублей и удельном показателе кадастровой стоимости 35,81 руб./кв. м., с 12.05.2012 г. по 16.07.2013г., оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Терещенко А.А.

3а-1325/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Другие
Межрайонная ИФНС № 4 по МО
Министерство экологии и природопользования МО
Администрация г.о. Шатура
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по МО
Калинина Н.В.
Коваленко Р.И.
ФГБУ ФКП Росреестра" в лице Филиала по МО
Правительство МО
Суд
Московский областной суд
Судья
Терещенко А.А.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
14.10.2019Регистрация административного искового заявления
14.10.2019Передача материалов судье
30.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.10.2019Предварительное судебное заседание
27.12.2019Судебное заседание
17.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.01.2020Дело оформлено
10.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее