Дело № 2-887/2020 УИД 76RS0017-01-2020-000504-21 | Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 25 декабря 2020 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ярославль «07» декабря 2020 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Данчук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУМИ Администрации ЯМР к Администрации ЯМР о снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 53-59) 26.04.2018 на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 4 706 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства (далее по тексту – ЗУ:207). Границы указанного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства; права на ЗУ:207 в ЕГРН не зарегистрированы.
КУМИ Администрации ЯМР обратился в суд с иском к Администрации ЯМР (с учетом уточнения состава ответчиков в ходе судебного разбирательства). Просил исключить из ЕГРН сведения о ЗУ:207.
В обоснование требований указано, что ЗУ:207 образован на основании постановления Администрации ЯМР №6 от 13.03.2018, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в <данные изъяты>. Во исполнение указанного постановления подготовлен межевой план в связи с образованием указанного участка, ЗУ:207 поставлен на кадастровый учет. В целях организации аукциона по продаже права аренды вышеуказанного ЗУ:207, КУМИ Администрации ЯМР был направлено ряд запросов, по результатам рассмотрения которых было установлено: 1) в границы ЗУ:207 включен пруд, что подтверждается градостроительным планом на земельный участок от 22.05.2019. В соответствии с ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ; 2) согласно письму Администрации Заволжского сельского поселения ЯМР от 30.07.2019 №1728, в границы указанного земельного участка включена дорога общего пользования, с которой осуществляется съезд и проезд к жилым домам <данные изъяты>. В соответствии с п. 12 ст.85 ЗК РФ земельные участки общего пользования приватизации не подлежат; 3) согласно акту обследования от 16.09.2019 на ЗУ:207 расположены металлические гаражи, используемые гражданами. Образование земельных участков не должно также приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами (п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ). ЗУ:207 был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет в нарушение ст. 11.9 ЗК РФ, а именно: данный земельный участок невозможно использовать в соответствии с видом его разрешенного использования, а так же он не может быть предоставлен путем проведения аукциона. 14.11.2019 КУМИ Администрации ЯМР было направлено заявление в Управление Росреестра по Ярославской области о снятии с кадастрового учета ЗУ:207. Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по ЯО в адрес КУМИ Администрации ЯМР направлено решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с тем, что вышеуказанный земельный участок имеет статус «учтенный», не является преобразуемым, не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.41 Закона о кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, сведения о ЗУ:207 возможно исключить из ГКН только на основании решения суда.
В судебное заседание не явились: истец (представитель Потапова И.В. просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указала, что исковые требования поддерживает); ответчик; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация Заволжского сельского поселения ЯМР, Управление Росреестра по Ярославской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ярославской области, МКУ «Центр земельных ресурсов» ЯМР, Кудряшов Р.Р., Победоносцев А.Н., кадастровый инженер Фрощук О.В. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Суд соглашается с доводами истца о том, что ЗУ:207 сформирован с нарушением требований ст. 11.9 ЗК РФ к образуемым участкам. В силу ч. 4 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Согласно ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Из акта обследования земельного участка от 16.09.2019 (л.д. 6-11), ГПЗУ на ЗУ:207 (л.д. 15-17) следует, что на ЗУ:207 частично расположен пруд. Из ГПЗУ на ЗУ:207 следует, что граница пруда выходит за западную границу участка. В соответствии с ч.ч. 2-4 ст. 8 Водного кодекса РФ (далее по тексту – ВК РФ) пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Согласно п. 3 ч. 2 ст.5 ВК РФ к поверхностным водным объектам относятся: 3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). В силу ч. 3 ст. 5 ВК РФ поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли: 1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. В силу ч. 2 ст. 102 ЗК РФ на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
По смыслу указанных норм не может быть образован земельный участок, граница которого пересекает пруд, в результате чего пруд становится расположенным на нескольких участках. Требования ч. 4, ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ при образовании ЗУ:207 нарушены, Границы ЗУ:207 изломаны.
Силу ч. 4 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для: 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Согласно ч. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования; ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров…. В силу ч. 4 ст. 39.8 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе. Согласно ч. 8 ст. 6 ВК РФ каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств. В силу ч. 4 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района.
Из акта обследования земельного участка от 16.09.2019 (л.д. 6-11), схемы (л.д.25), письма Администрации Заволжского сельского поселения ЯМР (л.д. 14) следует, что по ЗУ:207 проходит съезд с дороги и подъездной путь к жилым домам; съезд с дороги включен в проект ремонта дороги <данные изъяты>.
В силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Суд приходит к выводу, что образование ЗУ:207 нарушает требования к рациональному использованию земель, так как использование ЗУ:207 для личного подсобного хозяйства будет затруднено в связи с необходимостью организации доступа к пруду как к месту общего пользования, проезда. Участок не может быть приватизирован.
С доводами о том, что на ЗУ:207 расположены металлические гаражи, что препятствует образованию участка, суд не соглашается. В материалы дела не представлено доказательств, что указанные гаражи являются недвижимым имуществом, не являются самовольным строительством. Указанные гаражи, как следует из публичной кадастровой карты, на кадастровый учет не поставлены, права на них не зарегистрированы. Гаражи являются движимым имуществом. Наличие движимого имущества на землях не препятствует образованию земельного участка.
Тем не менее, имеются вышеуказанные обстоятельства, исключавшие возможность образования ЗУ:207.
В силу ст. 12 ГК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Суд считает возможным восстановить положение, существовавшее до нарушения права - снять ЗУ:207 с кадастрового учета (исключить сведения о нем из ЕГРН).
С доводами о том, что ЗУ:207 не может быть снят с кадастрового учета, суд не соглашается. Действительно, в соответствии с п. 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016) «если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом». Однако, по мнению суда, указанные положения характеризуют компетенцию органов кадастрового учета, разъяснение дано в отношении дел, связанных с оспариванием действий органа кадастрового учета (по делам, рассматриваемым в порядке КАС РФ), в то время как в настоящем деле рассматривается материально-правовой спор по правилам ГПК РФ. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не ограничивает права суда в части снятия участков с кадастрового учета. В соответствии с ч. 8 ст. 11.2 ЗК РФ споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке. Таким образом, спор о возможности/невозможности образования ЗУ:207 может быть рассмотрен в судебном порядке.
Кроме того, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает исправление неверных сведений, внесенных в ЕГРН. Так, в соответствии п. 3 ст. 61 Закона №218-ФЗ реестровая ошибка - воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Согласно п. 4 ст. 61 Закона №218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав. В силу п. 6 ст. 61 ЗК РФ суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении такой реестровой ошибки. Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости» не ограничивает способы, которыми суд может исправить реестровую ошибку, то есть ошибочные сведения в ЕГРН. Суд считает возможным исправление ошибки о земельном участке путем исключения из ЕГРН ошибочных сведений о земельном участке, при этом учитывает, что уполномоченный орган праве сформировать иной участок (в иных границах), соответствующий требованиям ЗК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 4 706 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, исключив из ЕГРН сведения об указанном участке.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.