Дело № 2а-2028/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2019 г. г.Владивосток Приморского края
Ленинский районный суд города Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Соколовой Л.В.,
при секретаре Воеводской Е.О.,
с участием представителя административного истца по доверенности
Кулешовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока к Шевченко Вячеславу Юрьевичу о взыскании недоимки,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее – ИФНС) обратилась в суд с административным иском о взыскании с административного ответчика недоимки за 2014, 2015, 2016 года по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере <данные изъяты>., пени – <данные изъяты>., на общую сумму <данные изъяты> коп. В обоснование иска административный истец указал, что на основании налогового уведомления и налогового требования указанная задолженность в добровольном порядке не погашена, ранее выданный судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика.
Административный ответчик Шевченко В.Ю. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кулешова И.А. административный иск поддержала в полном объеме.
Суд, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, выслушав представителя административного истца, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствие с абзацем 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (абзац второй); налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абзац третий).
Из указанных положений следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В силу абзаца 3 пункта 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела в 2014, 2015, 2016 годах административный ответчик являлся собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенным в <адрес> в связи с чем на административного ответчика законом была возложена обязанность уплаты земельного налога.
Административным истцом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате земельного налога за 2014 г., 2015 г., 2016 г. в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неоплатой земельного налога административному ответчику выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму недоимки <данные изъяты>., срок оплаты установлен до ДД.ММ.ГГГГ
Направление требования подтверждается списком почтовых отправлений.
В связи с неисполнением налогового требования, ИФНС обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа на указанную выше сумму задолженности.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского судебного района г.Владивостока Приморского края был выдан судебный приказ о взыскании недоимки по земельному налогу в размере <данные изъяты>, который ДД.ММ.ГГГГ был отменен по заявлению должника.
Ввиду изложенного, суд находит обоснованными требования административного истца о взыскании недоимки по земельному налогу за 2016 год, в связи с чем удовлетворяет требования в этой части в размере <данные изъяты>.
Сумма налога, не уплаченная в установленный срок, признается недоимкой. На сумму недоимки за каждый календарный день просрочки уплаты налога начисляются пени. Проверив расчет пени за период со 02 декабря по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., суд находит его обоснованным, в связи с чем удовлетворяет требование административного истца в этой части.
Рассматривая требования о взыскании недоимки и пени по земельному налогу за 2014 и 2015 года, суд считает, что налоговым органом пропущен срок на обращение в суд с данными требованиями.
Исходя из пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, ИФНС следовало направить налогоплательщику требование об уплате налога за 2014 г. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ; требование об уплате налога за 2015 г. по сроку уплаты до ДД.ММ.ГГГГ - в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В материалах дела отсутствуют доказательства направления налогоплательщику требований об уплате земельного налога за 2014, 2015 года. Суд неоднократно предлагал административному ответчику представить в суд такие документы, однако административным истцом они не представлены.
Поскольку требования об уплате налога за 2014, 2015 года налогоплательщику не выставлены и более продолжительный период времени для уплаты налога не был установлен, то в соответствие с абзацем 4 пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога за 2014 год подлежало исполнению в течение 8 дней с даты получения указанного требования, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ, требование об уплате налога за 2015 год подлежало исполнению в срок до ДД.ММ.ГГГГ
На основании вышеприведенных положений законодательства, ИФНС вправе была обратиться в суд с заявлением о взыскании налога и пени за 2014 год в течении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ, за 2015 год – до ДД.ММ.ГГГГ
Однако до истечения указанного срока налоговый орган в суд не обращался.
Довод налогового органа о том, что в адрес налогоплательщика выставлено требование №, в котором указано на необходимость уплаты земельного налога за 2014, 2015 года суд отклоняет.
Возможность взыскания налога не предполагает освобождение налогового органа от установленной законом обязанности своевременного выставления налогового требования за каждый налоговый период, поскольку такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного взыскания. Указанную норму закона следует толковать системно в совокупности с другими нормами Налогового кодекса РФ.
Исходя из пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), указанные специальные нормы не могут быть истолкованы как продлевающие срок на взыскание, установленный в статье 48 Налогового кодекса РФ.
Нарушение налоговым органом срока направления требования не может повлечь изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога.
Негативные последствия нарушения сроков направления названных сведений в налоговые органы не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание с него налога с нарушением установленной процедуры.
Таким образом, суд установил, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам за 2014 г. и 2015 г.
Судом учтено, что в процессе рассмотрения настоящего дела ходатайств от налогового органа о восстановлении пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления о взыскании налога не поступало.
При таких обстоятельствах, суд, установив факт пропуска срока для обращения в суд без уважительной причины, принимает решение об отказе в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014, 2015 года.
При таких обстоятельствах заявление административного ответчика ФИО1 о подложности сведений и исключении в качестве доказательства налогового уведомления 2017 года суд отклоняет, поскольку не рассматривает налоговую базу и размер начисленного земельного налога за 2014, 2015 года.
Оснований для вынесения частного определения в адрес районного налогового органа в порядке статьи 200 КАС РФ не имеется, поскольку в пределах рассмотренных требований случаев нарушения законности не установлено.
Доводы административного ответчика о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска в связи с пропуском административным истцом трехмесячного срока обращения в суд, установленного статьей 219 КАС РФ не состоятельны. Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентируется главой 32 Кодекса административного судопроизводства РФ, в том числе частью 2 статьи 286 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока к Шевченко Вячеславу Юрьевичу о взыскании недоимки удовлетворить частично.
Взыскать с Шевченко Вячеслава Юрьевича, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2016 г. в размере <данные изъяты> коп.
Взыскать с Шевченко Вячеслава Юрьевича в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Ленинский районный суд г.Владивостока Приморского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В.Соколова