ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-19976/2021
№ дела суда 1-й инстанции 2-1512/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 9 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н., Авериной Е.Г.,
с участием прокурора Капитан-Дубровской Е.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловского межрайонного прокурора в интересах Погоняйло Елены Викторовны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Михайловская городская детская больница» и комитету здравоохранения Волгоградской области о признании бездействия незаконным, обеспечении лекарственными препаратами и возмещении понесенных расходов
по кассационной жалобе представителя комитета здравоохранения Волгоградской области на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 1 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 4 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С., представителя ответчика, прокурора, судебная коллегия
установила:
Михайловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Погоняйло Е.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Михайловская городская детская больница» и комитету здравоохранения Волгоградской области о:
- признании бездействия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Михайловская городская детская больница», выразившиеся в не оформлении рецептов на бесплатное получение препарата «Леветирацетам» при обращении к лечащему врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Михайловская городская детская больница» 17 января 2020 года, 29 января 2020 года, 13 марта 2020 года, 7 апреля 2020 года, 21 апреля 2020 года, незаконными;
- возложении обязанности на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Михайловская городская детская больница» обеспечить своевременное выписывание для лечения ребенка-инвалида Погоняйло Д.С., 20 октября 2015 года рождения, лекарственных препаратов и своевременное оформление рецептов на лекарственные препараты вальпроевая кислота, леветирацетам в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями;
- взыскании с комитета здравоохранения Волгоградской области за счет средств казны Волгоградской области в пользу Погоняйло Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, самостоятельно понесенные ею расходы на приобретение препарата с торговым наименованием «Депакин Хроносфера» на сумму 2 561 рубль.
Решением Михайловского районного суда Волгоградской области от 1 декабря 2020 года иск Михайловского межрайонного прокурора удовлетворен частично.
Суд признал незаконным бездействие Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Михайловская городская детская больница», выразившиеся в не оформлении рецептов на бесплатное получение препарата «Леветирацетам» при обращении к лечащему врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Михайловская городская детская больница» 29 января 2020 года, 13 марта 2020 года, 7 апреля 2020 года, обязал Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Михайловская городская детская больница» обеспечить своевременное оформление рецептов для лечения ребенка-инвалида Погоняйло Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами: <данные изъяты>.
Суд взыскал с комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Погоняйло Е.В., понесенные ею расходы на приобретение лекарственного препарата с торговым наименованием «Депакин Хроносфера» в размере 2 561 рубль.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 4 марта 2021 года по апелляционной жалобе представителя комитета здравоохранения Волгоградской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности Ишмаметова Н.Н. просит отменить состоявшиеся по делу решение и апелляционное определение в части взыскания с комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Погоняйло Е.В., понесенных ею расходов на приобретение лекарственного препарата с торговым наименованием «Депакин Хроносфера» в размере 2 561 рубля, в связи с неправильным применением норм материального права, существенным нарушением норм процессуального права.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не применены положения пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328. По мнению кассатора, приобретение Погоняйло Е.В. лекарственного препарата с торговым наименованием «Депакин Хроносфера» 22 июня 2020 года и 26 июня 2020 года осуществлено в пределах срока, установленного действующим законодательством (10 дней).
Представителя комитета здравоохранения Волгоградской области по доверенности Ишмаметовой Н.Н. в судебном заседании кассационную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Прокурор Капитан-Дубровской Е.Н. в судебном заседании сочла жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций отсутствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что малолетняя Погоняйло Д.С., 20 октября 2015 года рождения, является ребенком-инвалидом. В соответствии с выписанным эпикризом Государственного учреждения здравоохранения «Детская клиническая больница № 8» от 9 августа 2019 года, 15 сентября 2019 года ей установлен диагноз «<данные изъяты>».
Согласно вышеуказанных выписок, а также справке обследования специалистом общества с ограниченной ответственностью «ЭпиЦентр - Медицинский центр неврологии, диагностики лечения эпилепсии» ребенку рекомендовано лечение, в том числе вальпроевой кислотой (депакин) 2 раза в день - постоянно, длительно, а также леветирацетамом 2 раза в день постоянно, длительно.
По сведениям Государственного унитарного предприятия «Волгофарм» в период с 1 января 2020 года по 24 августа 2020 года в аптеку готовых лекарственных форм № 14 Государственного унитарного предприятия «Волгофарм» Погоняйло Е.В. обращалась с 7 рецептами, выписанными за счет средств федерального и регионального бюджетов, для своей дочери Погоняйло Д.С.
По рецепту, выданному 10 июня 2020 года Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Михайловская городская детская больница», на препарат «Acidum valproicum» (Вальпроевая кислота) Погоняйло Е.В. обратилась 15 июня 2020 года в аптеку готовых лекарственных форм № 14 Государственного унитарного предприятия «Волгофарм» (<адрес>).
В связи с отсутствием в наличии лекарственного препарата рецепт поставлен на отсроченное обслуживание и находился на отсроченном обеспечении свыше 10 рабочих дней.
В целях необходимости постоянного применения лекарственного препарата малолетним ребенком - Погоняйло Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, «<данные изъяты>» с торговым наименованием «<данные изъяты>», недопущения ухудшения состояния здоровья, Погоняйло Е.В. 22 июня 2020 года в аптеке готовых лекарственных форм № 14 Государственного унитарного предприятия «Волгофарм» приобрела 2 упаковки препарата «<данные изъяты>» на сумму 1 411 рублей и 26 июня 2020 года в аптечном учреждении общества с ограниченной ответственностью «Лекарь» приобрела 2 упаковки препарата «<данные изъяты>» на сумму 1150 рублей, а всего на общую сумму 2 561 рубль.
По результатам проверки, проведенной прокуратурой, установлен факт невыписывания рецепта на лекарственный препарат при обращении Погоняйло Е.В. в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Михайловская городская детская больница».
Так, при обращении к лечащему врачу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Михайловская городская детская больница» 29 января 2020 года, 13 марта 2020 года и 7 апреля 2020 года препарат «<данные изъяты>» ребенку не назначался, рецепт на бесплатное приобретение базисного препарата не выписывался.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Михайловского межрайонного прокурора в интересах Погоняйло Е.В. к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Михайловская городская детская больница» и комитету здравоохранения Волгоградской области о признании бездействия незаконным, обеспечении лекарственными препаратами и возмещении понесенных расходов, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», положениями Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, и исходил из того, что из-за отсутствия со стороны комитета здравоохранения Волгоградской области надлежащего контроля, Погоняйло Д.С. не обеспечена в установленный нормативными правовыми актами срок лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниям и назначенным в установленном порядке, при этом Погоняйло Е.В. понесла расходы, которые должны быть ей компенсированы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на правильном толковании и применении норм материального права.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (пункты 1, 5 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Статьей 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены дети-инвалиды (пункт 9 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона (в редакции, действующей на момент возникших спорных правоотношений) в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств больным - инвалидам I и II групп, а также больным шизофренией и эпилепсией.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, утверждаемыми в установленном порядке Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях «Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг», одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 года.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 3 Закона Волгоградской области от 21 декабря 2008 года № 1837-ОД «Об охране здоровья граждан в Волгоградской области» органы исполнительной власти Волгоградской области осуществляют в пределах компетенции контроль в сфере охраны здоровья граждан в порядке, установленном законодательством России?скои? Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденным постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области комитет здравоохранения Волгоградской области осуществляет следующие полномочия: организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных Комитету государственных учреждений здравоохранения, в том числе их оснащение оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностям; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета (пункты 2.1.17, 2.1.18, 2.1.39).
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Волгоградской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие эпилепсией, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.
Суды первой и апелляционной инстанций вследствие правильного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия, а также устанавливающих сроки и механизм обеспечения лекарственными препаратами граждан, имеющих право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, пришли к обоснованному выводу о том, что расходы, понесенные гражданином на самостоятельное приобретение лекарственного препарата за свой счет, подлежат компенсации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10 июня 2020 года Погоняйло Д.С., являющейся ребенком-инвалидом, страдающей <данные изъяты>, выписан рецепт на льготный лекарственный препарат. На основании данного рецепта Погоняйло Д.С. подлежала обеспечению бесплатно указанным в рецепте лекарственным препаратом, с данным рецептом законный представитель ребенка-инвалида Погоняйло Е.В. обратилась в аптечное учреждение 15 июня 2020 года.
Представленный 15 июня 2020 года Погоняйло Е.В. рецепт обеспечен лекарственным препаратом только 14 июля 2020 года.
Вместе с тем по смыслу вышеприведенных норм, организация обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения заключаются в надлежащем и своевременном исполнении, в том числе на условиях отсроченного обслуживания, выписанных лечащим врачом и предъявленных пациентом в специализированную аптечную сеть рецептов.
Таким образом, в результате отсутствия надлежащего контроля со стороны комитета здравоохранения Волгоградской области по обеспечению необходимыми препаратами Погоняйло Д.С. лишена возможности использовать предоставленное ей Федеральным законом «О государственной социальной помощи» право на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, необходимым ей по жизненным показаниями, вследствие чего законный представитель ребенка-инвалида Погоняйло Е.В. вынуждена приобрести этот лекарственный препарат за счет собственных средств.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по требованиям Михайловского межрайонного прокурора о признании бездействия незаконным, обеспечении лекарственными препаратами и возмещении понесенных расходов, установил названную совокупность юридически значимых обстоятельств: наличие у Погоняйло Д.С. права на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, неполучение необходимого ей лекарственного препарата, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, вину и противоправные действия, имевшие место со стороны работников комитета здравоохранения Волгоградской области, выразившиеся в неисполнении возложенной на организацию законом обязанности по своевременному обеспечению граждан (в данном случае Погоняйло Д.С.) в установленном порядке лекарственными препаратами, и наступившие в связи с этими действиями последствиями - приобретение Погоняйло Е.В. необходимого ребенку-инвалиду лекарственного препарата за счет собственных средств.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения сторон.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции не опровергнуты ответчиком в ходе судебного разбирательства, в том числе и в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Поскольку дело рассматривается по кассационной жалобе представителя комитета здравоохранения Волгоградской области, поданной по доводам о незаконности взыскания с комитета здравоохранения Волгоградской области в пользу Погоняйло Е.В. понесенных ею расходов на приобретение лекарственного препарата с торговым наименованием «Депакин Хроносфера», оснований для проверки законности состоявшихся по делу судебных постановлений в остальной части у судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 1 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 4 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя комитета здравоохранения Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи