Решение по делу № 2-2017/2024 от 23.04.2024

                                                                 Дело №2-2017/2024

УИД - 24RS0028-01-2023-002037-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2024 года                                                                                           г. Красноярск

Кировский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Настенко А.А.,

при секретаре Аксёновой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к муниципальному образованию                   г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании выкупной цены за изымаемое жилое помещение, взыскании денежных средств,

установил:

Истец ФИО2 обратился в суд с указанным исковым заявлением к муниципальному образованию г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании выкупной цены за изымаемое жилое помещение, взыскании денежных средств.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении прописан и проживает ФИО2 Распоряжением администрации г. Красноярска -гх от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Кроме того, дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ -п. На основании распоряжения администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок на котором расположен <адрес>, а также жилое помещение в данном доме – <адрес> установленном законом порядке признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. Решением Кировского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования МО г. Красноярска об изъятии для муниципальных нужд у ФИО2 <адрес>, определив размер возмещения в сумме 700 000 рублей, о выселении ФИО2 из указанной квартиры, прекращении права собственности ФИО2 на указанное жилое помещение и признание права собственности на <адрес> ща муниципальным образованием      <адрес>. В соответствии с отчетом об оценке -О/22 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного «А. Вэлью», величина подлежащего возмещение за изъятия жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 1 456 588 рублей. Приводя правовые основания заявленных требований, истец просит суд определить размер выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение в размере 1 456 588 рублей, взыскать в пользу истца возмещение в размере 1 456 588 рублей в течение 15 дней с момента вступления решения в законную силу.

Истец ФИО2, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен своевременно и надлежащим образом, доверил представление своих интересов в суде ФИО7

Представитель истца ФИО7, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения уведомлена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика муниципального образования г. Красноярска в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, ФИО4, действующий на основании доверенности -ДГ от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения уведомлен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В ранее направленном в адрес суда возражении на исковое заявление просил в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что спорное жилое помещение приобретено истцом в собственность после признания жилого дома аварийными подлежащим сносу, в связи с чем размер возмещения определяется в сумме, не превышающим стоимость приобретения такого помещения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, МКУ г. Красноярск «Управление капитального строительства», администрации г. Красноярска, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав, проверив и оценив материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 ст. 32 ЖК РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом, по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

Федеральный закон от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

В силу ч. 9 указанной статьи, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (степень физического износа 72 %).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом городского хозяйства администрации                          г. Красноярска в адрес собственника жилого помещения по адресу: <адрес> ФИО5 направлено требование о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО6 (являющейся собственником жилого помещения по вышеуказанному адресу на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ) и ФИО2 заключен договор купли-продажи квартиры, в соответствии с условиями которого ФИО2 за 700 000 рублей приобрел жилое помещение по адресу: <адрес>.

Право собственности ФИО2 зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку требование от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ -арх «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу», постановлено изъять для муниципальных нужд, в том числе, земельный участок с кадастровым номером по почтовому адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом в адрес ФИО2 направлено уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.

Истец фактически проживает и состоит на регистрационном учете в данном жилом помещении.

ФИО2 вручен проект соглашения об изъятии квартиры для муниципальных нужд путем выплаты возмещения в соответствии с отчетом об оценке -Г, выполненным ДД.ММ.ГГГГ оценочно-консалтинговой компанией «РосЗБК», согласно которому рыночная стоимость жилого помещения по <адрес> определена в размере 878 656 рублей, включая убытки, причиненные собственнику в связи с изъятием помещения для муниципальных нужд, от подписания которого истец отказался.

Указанные обстоятельства установлены решением Кировского районного суда              г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению муниципального образования г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска к ФИО2 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности, встречному исковому заявлению ФИО2 к муниципальному образованию           г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска, о возложении обязанности предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного, изымаемого для муниципальных нужд, согласно которому у ФИО2 изъято для муниципальных нужд жилое помещение по адресу: <адрес> после выплаты возмещения в размере 700 000 рублей. Прекращено право собственности ФИО2 на жилое помещение по адресу: <адрес> после выплаты возмещения за изъятие квартиры. ФИО2 выселен из жилого помещения по адресу: <адрес> после выплаты возмещения за изъятие квартиры. Признано право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием г. Красноярск после выплаты ФИО2 возмещения в вышеуказанном размере. Отказано в удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному образованию г. Красноярск в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, администрации г. Красноярска о возложении обязанности предоставить равнозначное жилое помещение взамен аварийного, изымаемого для муниципальных нужд.

Решение суда не обжаловано, ступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Истец, обращаясь с настоящим иском в суд, ссылаясь на положения ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, считает, что поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ему жилое помещение, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то он как собственник жилого помещения в таком доме имеет право на равноценное возмещение выкупной цены за изымаемое у него жилое помещение по рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке -О/22 от ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит к следующим выводам.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени. Реализация данного принципа действия нормативного акта во времени, в том числе, предполагает, что все случаи ретроактивности (обратной силы) и ультраактивности (переживания) должны быть прямо перечислены в тексте нормативного акта, содержащего нормы жилищного права.

Вместе с тем, в ч. 3 ст. 6 ЖК РФ законодатель установил, что в жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 ноября 2009 года №1368-О-О, положения части 3 статьи 6 ЖК РФ не могут рассматриваться как не совместимые с конституционными принципами правового регулирования владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями и как не обеспечивающие защиту конституционных прав на жилище.

Установление того, какие отношения существовали между сторонами спора, в какой период возникли эти отношения и подверглись ли они правовой трансформации, относятся к компетенции правоприменительных органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года №473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон № 473-ФЗ) в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 ЖК РФ дополнена частью 8.2. Указанный закон вступил в действие 28 декабря 2019 года.

Частью 8.2. ст. 32 ЖК РФ определено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, законодатель в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий установил различия в способе реализации прав лиц, приобретших право собственности на жилые помещения в домах, признанных в установленном порядке аварийными. При этом законодатель в качестве единственного правоизменяющего юридического факта определил именно время приобретения жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Материалами дела подтверждается, что приобретение ФИО2 спорного жилого помещения произошло ДД.ММ.ГГГГ, то есть после ведения в действие Федерального закона №473-ФЗ.

На момент вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 года №473-ФЗ, никаких соглашений о выкупе спорной квартиры между истцом и ответчиком заключено не было, процесс изъятия данного жилого помещения не завершился. Правоотношения, связанные с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также последующим расселением проживающих в нем лиц, являются длящимися. В процессе таких правоотношений, на различных их этапах возникают жилищные права и обязанности, при урегулировании которых необходимо учитывать изменения норм материального права,

Из Письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.04.2020 года №15026-МЕ/06 следует, что под действие ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

И как следствие, вопреки доводам искового заявления ответчик не имеет права на выплату ему возмещения за изымаемое жилое помещение в размере, превышающем стоимость его приобретения.

На момент приобретения спорного жилого помещения истцом в собственность, жилой дом уже находился в аварийном состоянии, спорное жилое помещение приобреталось истцом с учетом существовавшего на тот период технического состояния жилого дома.

Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после ДД.ММ.ГГГГ, на собственника изымаемого жилого помещения, право собственности на которое у него возникло после введения в действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №473-ФЗ, не распространяются нормы ч. 8 и ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ и ему может быть предоставлено только возмещение за изымаемое жилое помещение в виде выкупной цены, с учетом положений части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, то есть в размере, не превышающем стоимость приобретения им такого жилого помещения.

При таких обстоятельствах, учитывая установленные фактически обстоятельства дела, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд считает, что требования истца об определении выкупной цены в размере рыночной стоимости за изымаемое жилое помещение, принадлежащее ему на основании договора купли-продажи, заключенного после введения в действие положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к муниципальному образованию г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска об оспаривании выкупной цены за изымаемое жилое помещение, взыскании денежных средств – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 10 июля 2024 года.

Судья                                                   А.А. Настенко

2-2017/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Короневский Геннадий Эдуардович
Ответчики
Муниципальное образование город Красноярск в лице департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска
Другие
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Администрация г. Красноярска
МКУ УДИБ
МКУ города Красноярска "УКС"
Ковальчук Елена Александровна
Суд
Кировский районный суд г. Красноярск
Судья
Настенко А.А.
Дело на странице суда
kirovsk.krk.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
25.04.2024Передача материалов судье
25.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.05.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Предварительное судебное заседание
03.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее