Ленинский районный суд г. Махачкалы РД
судья Онжолов М.Б.
дело № 2-4197/2023
УИД-05RS0041 -01 -2020-00015519
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 февраля 2024 года, № 33-1430/2024, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего ФИО5,
судей ФИО2 и ФИО3
при секретаре судебного заседания ФИО6
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы к администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы» и МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №62» о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности,
по апелляционной жалобе ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 12.10.2023 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Загирова Н.В., пояснения прокурора полагавшего, что апелляционная жалоба подлежит отклонению и исключению из резолютивной части решения суда обязание администрации ГОсВД «город Махачкала» выделить финансовые средства, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
прокуратура Ленинского района г. Махачкалы обратилась в суд с иском к администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г.Махачкалы», МКУ «Финансовое управление администрации г.Махачкалы» и МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №62» о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства для устранения нарушений требований пожарной безопасности, в обосновании которого указано, что Прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы в соответствии с заданием прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требовании правил пожарной безопасности в здании и помещениях Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка - Детский сад №62».
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479, содержат требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Принимая во внимание, что состав воспитанников и посетителей МБДОУ «ЦРР детский сад №62» г. Махачкалы непостоянен, периодически меняется, прокурор вправе в соответствии со ст.45 ГПК РФ подать иск в интересах неопределённого круга лиц.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 12.10.2023 года постановлено:
«Исковые требования прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», выразившееся в невыделении финансовых средств для устранения нарушении требований пожарной безопасности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад №62» г. Махачкала.
Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в срок 180 дней со дня вступления решения суда в законную силу выделить финансовые средства для устранения нарушении требований пожарной безопасности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка Детский сад №62» г. Махачкала, а именно:
1. В целях устранения нарушения пп. 17, 43, 48, 50, 54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 года №1479 завести журнал эксплуатационных систем противопожарной защиты;
2. В целях устранения нарушения ч.7 ст.83 ФЗ от 22.07.200.8 г. №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработать пожарную декларацию в отношении здания детского сада;
3. В целях устранения нарушения п.9 Постановления Правительства РФ №1479 составить акты практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей
4. В целях устранения нарушения п.54 Постановления Правительства РФ №1479 разработать проектную документацию на установленную автоматическую систему пожарной сигнализации;
5. В целях устранения нарушения ч.7 ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принять меры по дублированию сигнала Автоматическая система обнаружения пожара на пульт подразделения пожарной охраны;
6. В целях устранения нарушения п. 13 Постановление Правительства РФ № 1479 и п. 5.4.5 СП 2.13130.2012 провести проверку состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания, по результатам составить акт или протокол испытания;
7. В целях устранения нарушения п. 25 Постановление Правительства РФ № 1479 и ст. 134; табл. 28 и 29 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» представить техническую документацию на применяемые декоративно-отделочные материалы для пола, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности примененных строительных конструкций и изделий материалов;
8. В целях устранения нарушения СП 3.13130.2009 п. 5.3 над эвакуационными выходами из музыкального зала, спортивного зала, 2-я младшая группа и старшая отсутствуют установить табло «Выход»;
9. В целях устранения нарушения п. 37 Постановление Правительства РФ № 1479 установить эвакуационное освещение, которое должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения;
10. В целях устранения нарушения п. 48 Постановление Правительства РФ № 1479 установить направление движения к источникам противопожарного водоснабжения с указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Детский сад №62» г. Махачкала, после поступления денежных средств обеспечить устранение вышеуказанных нарушений, отраженных в информации №ИВ-191-4-4-282 от 01.03.2023 начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М.
В удовлетворении иска в остальной части отказать».
На данное решение ответчиком - Администрация ГОсВД «город Махачкала» подана апелляционная жалоба, в которой он выражает несогласие с ним по следующим основаниям.
Судом неправильно применены нормы материального права, из чего последовало вынесение незаконного и необоснованного решения, а также не установил фактические обстоятельства дела, свидетельствующие об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Постановлением Администрации г. Махачкала от 29 марта 2023 года №72 постановлено выделить на данную цель денежные средства и финансирование в соответствии с данным постановлением производить за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Администрации г. Махачкала.
В соответствии с указанным постановлением исполнителем данной программы, выступает непосредственно МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкалы».
Таким образом, судом неправильным образом определен процессуальный статус МКУ ГО и ЧС г. Махачкалы. Считаем, что надлежащим ответчиком в данном деле является МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций г. Махачкалы».
Согласно п. 1.3 Положения МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" Управление является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что МКУ "Управление по делам ГО и ЧС города Махачкалы" является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно.
Уже имеется сложившаяся практика, в соответствии с которой суд высшей инстанции установил, что муниципальное образование не является ответственным лицом за те обязательства, для исполнения которых муниципальное образование создало муниципальные казенные учреждения (постановление Верховного Суда РФ от 13.01.2017 №56-АД-12).
Проверив материалы дела, выслушав мнение сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1).
В части 3 статьи 131 этого же кодекса закреплено, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
При этом пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федерального закона № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Нормами ч. 7 ст. 28 названного Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Часть 1 статьи 296 Гражданского кодекса РФ определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии со статьями 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не до назначению. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченный владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы в соответствии с заданием прокуратуры Республики Дагестан проведена проверка соблюдения требовании правил пожарной безопасности в здании и помещениях МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №62», расположенного по адресу: г. Махачкала, ул. И.Шамиля, д. 95, корп. «А».
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в информации №ИВ-191-4-4-282 от 01.03.2023 начальника ОНД и ПР №1 по г. Махачкала УНД и ПР России по РД Гитинова Р.М.:
Факт выявленных нарушений противопожарной безопасности свидетельствует о недостаточности мер, направленных на минимизацию последствий возможных актов терроризма.
На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения не устранены, доказательств обратного ответчиком, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
Согласно уставу учредителем и собственником имущества МБДОУ является муниципальное образование администрация ГОсВД «город Махачкала». МБДОУ является муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением. Функции и полномочия учредителя в отношении МБДОУ осуществляет администрация ГОсВД «город Махачкала».
Рассматривая требования истца, суд первой инстанции, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и собранные по делу доказательства, пришел выводу о частичном удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку ответчиками не исполнена предусмотренная законодательством обязанность устранить допущенные нарушения законодательства РФ о пожарной безопасности в МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №62».
В части требований к МКУ «Управление образования администрации городского округа «город Махачкала» и МКУ «Финансовое управление» города Махачкалы суд первой инстанции обоснованно посчитал необходимым отказать, поскольку стороной по делу не представлены доказательства выделения бюджетных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности в МБДОУ «Центр развития ребенка - Детский сад №62».
Принимая во внимание установленные судом первой инстанции фактические обстоятельства дела, характер заявленных прокурором требований, направленных на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, учитывая положения ст. 206 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нормы материального и процессуального права, подлежащие применению при разрешении исковых требований прокурора, дана правильная оценка всем представленным сторонами доказательствам в совокупности.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для переоценки установленных судом обстоятельств, не имеется.
Довод жалобы о том, что судом ошибочно не принят во внимание тот факт, что администрация ГОсВД «г. Махачкала» по данному делу является ненадлежащим ответчиком и требования предъявленные к ней необоснованные, несостоятелен в силу следующего.
Материалами дела установлено, что МБДОУ является некоммерческой организацией. Учредителем и собственником имущества является Администрация ГОсВД «город Махачкала», в связи с чем судом первой инстанции верно определен процессуальный статус ответчиков.
В соответствии с положением об Управлении образовании города Махачкалы, утвержденным решением Собрания депутатов города Махачкалы от 12.03.2015г. № 35-3 Управление образования города Махачкалы осуществляет от имени Администрации города Махачкалы полномочия учредителя муниципальных образовательных организаций, реализующих дошкольные, основные и дополнительные образовательные программы.
Как указано в п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313, собственник имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требования пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Администрация г. Махачкалы является учредителем МБДОУ и в силу требований п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обязана обеспечивать наличие в учреждении оборудования и сооружений в соответствии с требованиями законодательства.
Доводы жалобы о том, что Администрация города Махачкалы не несет ответственности по обязательствам учреждения, являются необоснованными, поскольку не освобождает собственника от соблюдения требований закона и принятия необходимых мер, направленных на устранения нарушений законодательства в МБДОУ.
Ссылка ответчика на сложившуюся судебную практику не свидетельствует о несоответствии выводов суда первой инстанции, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении фактическим обстоятельствам настоящего дела, нарушении либо неправильном применении норм материального права или норм процессуального права, в связи с чем в силу ст. 330 ГПК РФ не может служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доводы жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации под главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) понимается, в частности, орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено данным Кодексом (абзац тридцать шестой статьи 6).
Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) является, в том числе находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено этим кодексом (абзац тридцать восьмой статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (статья 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В законе (решении) о бюджете могут устанавливаться условия предоставления средств из бюджета, в соответствии с которыми предоставление таких средств осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.
До утверждения указанного в абзаце первом пункта 1 статьи 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядка доведение соответствующих бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей (распорядителей) или получателей бюджетных средств не допускается (абзац третий пункта 1).
Органы исполнительной власти (органы местной администрации), являющиеся главными распорядителями (распорядителями) и (или) получателями бюджетных средств, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета, осуществляют соответствующие бюджетные полномочия, установленные данным кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами (пункт 4 статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета, а также определение порядка утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями, отнесены к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, только главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В сфере деятельности, являющейся предметом рассмотрения по настоящему делу, именно администрация муниципального образования Крымский район, осуществляющая полномочия собственника муниципального имущества, как главный распорядитель средств муниципального бюджета производит материально-техническое обеспечение деятельности муниципальных учреждений.
При этом понуждение администрации ГОсВД «г. Махачкала» к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание территориального органа и подчиненных ему органов и организаций, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, в том числе вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает возможным исключить из резолютивной части решения суда понуждение администрацию ГОсВД «город Махачкала» выделить финансовые средства.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 12.10.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» - без удовлетворения.
Исключить из резолютивной части решения Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 12.10.2023 года указание на понуждение - обязание Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» выделить финансовые средства.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в г. Пятигорск через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22.02.2024 г.
Председательствующий
Судьи: