2а-640/2021 (2а-6841/2020;)
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Зобниной Е.В.,
при секретаре Шахуриной И.Н.,
с участием представителя административного истца Михальчук О.Д.,
представителя административного ответчика Шония А.О.,
заинтересованного лица ЗЛ,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Истец к администрации города Нижневартовска о признании незаконным решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, заинтересованное лицо ЗЛ,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указала, что с 1996, проживает по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>. С июня 2000 состоят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Решением о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма № от 03.11.2020 года семья истца в составе: Истец - заявитель, ЗЛ - супруг, ФИО1 – дочь, ФИО2 – дочь снята с учета. Основанием для снятия с учета стала утрата оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали основания на получение жилых помещений по договорам социального найма, (площадь жилых помещений по адресам: город Нижневартовск, <адрес>, общая площадь 62,7 кв.м., <адрес>, общая площадь 48,40 кв.м., <адрес>, общая площадь 32 кв.м., суммарно превышает учетную норму на одного человека - обеспеченность жильём более 16 кв.м, общей площади). Решением о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма № от 03.11.2020 года администрация города Нижневартовска нарушила права истца и права членов семьи на получение жилого помещения по договору социального найма. Семья истца признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании того, что площадь занимаемого помещения составляла менее учетной нормы., поэтому в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» Истец может быть снята с учета на улучшение жилищных условий лишь в случае утраты ей оснований, которые до введение в действие Жилищного кодекса РФ давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, а таких оснований не имеется. Основания для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст.56 ЖК РФ. Согласно п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения но договору социального найма. Законность постановки заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении никем не оспорена, а из материалов учетного дата следует, что они были признаны нуждающимся в улучшении жилищных условий на законных основаниях. Считает, что отсутствуют доказательства наличия оснований для снятия заявителя с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с пунктами 1.3,4,5 и 6 4.1 ст.56 ЖК РФ, а также доказательств утраты оснований для улучшения жилищных условий на момент принятия Управлением по жилищной политике оспариваемого решения. Соответственно, снятие заявителя с учета, учитывая положения ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 189-ФЗ, могло производиться лишь при наличии оснований, указанных в ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет и п.48 названных ранее Правил, утвержденных 30.12.1988 № 665/25.
Просит признать решение Управления по жилищной политике администрации города Нижневартовска о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма № от 03.11.2020 года незаконным. Обязать администрацию города Нижневартовска в течение месяца со дня вступления решения в законную силу восстановить Истец составом семьи 4 человека в списке нуждающихся в жилом помещении, с даты постановки на учет.
Административный истец в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного истца Михальчук О.Д. в судебном заседании на требованиях настаивала согласно административного искового заявления в полном объеме. Пояснила, что ответчиком неправильно определена обеспеченность истца площадью жилых помещений, поскольку в расчет взято жилое помещение отца ЗЛ, который не состоит на учете в качестве нуждающегося. В настоящее время истец и ее семья не обеспечена жилым помещением согласно учетной нормы и нуждается в предоставлении жилого помещения.
Представитель административного ответчика администрации г. Нижневартовска Шония А.О. в судебном заседании возражала против исковых требований, представила письменные возражения. Пояснила, что в расчет берутся все жилые помещения граждан, претендующих на предоставление жилого помещения, и членов его семьи.
Заинтересованное лицо ЗЛ, в судебном заседании, поддержал требования в полном объеме. Пояснил, что проживает по адресу: г. Нижневартовск, <адрес> со своей семьей. Указанная квартира предоставлена по договору социального найма его отцу – ФИО3, который проживает совместно с ним его семьей.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, подтверждено письменными материалами дела, что 29.06.2000 Истец составом семьи 4 человека (Истец, ЗЛ - супруг, ФИО1 – дочь, ФИО2 – дочь), на основании соответствующего заявления были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства при администрации г. Нижневартовска.
Решением Управления по жилищной политике Администрации г. Нижневартовска от 03.11.2020 № Истец составом семьи 4 человека сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства в связи с утратой оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Статьей ст. 40 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Таким образом, лица, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 года, могут быть сняты с этого учета не только по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, но и в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 года, давали им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 01 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены статьей 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.
28 мая 1998 года Думой Ханты-Мансийского автономного округа принят Закон ХМАО от 08 июня 1998 года № 38-оз «О порядке и условиях предоставления жилища в Ханты-Мансийском автономном округе».
Статьей 9 данного Закона ХМАО от 08.06.1998 №38-оз (в редакции от 27.12.1999), действовавшей на момент возникновения правоотношений) установлены основания постановки на учет и порядок учета граждан, нуждающихся в жилище. Нуждающимися в предоставлении жилища признаются граждане, имеющие обеспеченность жильем менее 16 кв. м общей площади (учетная норма) на одного человека.
Статья 33 Жилищного кодекса РСФСР определяет, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Таким образом, на основании заявления и представленных документов, семья Истец была принят на учет с даты подачи заявления, с 29.06.2000.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства, истец с составом семьи (Истец, ЗЛ - супруг, ФИО1 – дочь, ФИО2 – дочь), проживала по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>.
Как следует из письменных объяснений ответчика, в настоящее время жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, вставшим на учет в 2000 году, управлением по жилищной политике администрации города проводились мероприятия по актуализации сведений граждан с целью установления нуждаемости в улучшении жилищных условий, в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации. Согласно сведениям, полученным от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, установлено следующее:
Истец с 10.07.2014 на праве собственности принадлежит 1/3 доля в жилом помещении общей площадью 48,40 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>. При определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения семьи Истец, состоящей на учете до 03.11.2020, в расчет принималась общая площадь 16,13 кв.м., также Истец произведено отчуждение:
- жилого помещения, принадлежащего на праве общей долевой собственности с 10.07.2014 (основание государственной регистрации права: договор купли- продажи от <дата>), общей площадью 45,80 кв.м по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации прекращения права: <дата>;
- жилого помещения, принадлежащего на праве общей долевой собственности с 24.06.2014 (основание государственной регистрации права: свидетельство о праве на наследство по завещанию от <дата>), общей площадью 45,80 кв.м по адресу: <адрес>. Дата государственной регистрации прекращения нрава: <дата> (л.д.71-72).
ЗЛ с 03.02.2016 на праве собственности принадлежит 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 62,7 кв.м, расположенном по адресу: город Нижневартовск, <адрес>. Основание государственной регистрации права: договор дарения от <дата> (л.д.75).
ФИО1 с <дата> на праве собственности принадлежит 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 62,7 кв.м, расположенном по адресу: город Нижневартовск, <адрес>. Основание государственной регистрации права: договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от <дата> (л.д.76).
ФИО2 с <дата> на праве собственности принадлежи 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 62,7 кв.м, расположенном по адресу: город Нижневартовск, <адрес>. Основание государственной регистрации права: договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от <дата> (л.д.78).
ФИО3 (отец С,А.В.) с <дата> на праве собственности принадлежит 1/4 доля в жилом помещении общей площадью 62,7 кв.м, расположенном по адресу: город Нижневартовск, <адрес>. Основание государственной регистрации права: договор передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации от <дата>. Также ФИО3 с <дата> принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 32 кв.м по адресу: Нижневартовский рай, <адрес> (л.д.73-74).
Таким образом, в результате суммирования общих площадей жилых помещений, приходящихся на каждого члена семьи, состоящего на учете, обеспеченность жильем на одного человека превышает 16 кв. м. общей плошали (учетная норма): 47,02 кв.м (15,675 кв.м х 3 человека) + 16,13 кв.м +16 кв.м = 79,15 кв.м : 4 человека = 19,78 кв.м.
В ходе подготовки, представителем административного ответчика предоставлены изменения в решение от 03.11.2020 № о снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях, в части расчета, а именно: 47,02 кв.м + 16+16,13 кв.м. = 79,33 кв.м : 4 = 19,83 кв.м. на каждого члена семьи заявителя.
При данных обстоятельствах, решение Управления по жилищной политике Администрации г. Нижневартовска от 03.11.2020 № о снятии истца с учета является законным, поскольку сторона истца утратила основания, которые до введения в действие ЖК РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Довод представителя административного истца о том, что ответчиком неправильно определена обеспеченность истца площадью жилых помещений, поскольку в расчет взято жилое помещение отца ЗЛ, который не состоит на учете в качестве нуждающегося, суд полагает не состоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляем по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниках жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на собственности. Соответственно, для определения уровня обеспеченности жилым помещением учитывается общая площадь всех жилых помещения, принадлежащих как непосредственно поставленным на учет на улучшение жилищных условий, так и членам его семьи.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (ч. 1 ст. 69 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что ФИО3 является отцом ЗЛ, они проживают совместно по адресу: г. Нижневартовск, <адрес> (л.д.64-68).
При данных обстоятельствах, расчет ответчиком произведен верно.
Исходя из того, что определение уровня обеспеченности осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на собственности, соответственно административное исковое заявление Истец к администрации города Нижневартовска о признании незаконным решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ 03.11.2020, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░
«░░░░░ ░░░░░»
░░░░░ __________________ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░-░░░░ ░ ░░░░ №