Дело №1/5-24/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
посёлок Хомутово 28 сентября 2016 года
Судья Новодеревеньковского районного суда Орловской области Конюхов В.Т., с участием:
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Козлова В.В.,
представителя административного органа – старшего участкового уполномоченного МО МВД России «Новодеревеньковское» ФИО5,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании в зале суда протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Козлова В.В., <данные изъяты> ранее административным наказаниям за совершение однородных административных правонарушений не подвергавшегося, русским языком владеющего, в переводчике не нуждающегося, не судимого,
установил:
28 сентября 2016 года старшим участковым уполномоченным полиции МО МВД РФ «Новодеревеньковское» ФИО5 в отношении Козлова В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Материал об административном правонарушении в отношении Козлова В.В. направлен для рассмотрения по подведомственности в Новодеревеньковский районный суд Орловской области.
Из протокола об административном правонарушении установлено, что 28 сентября 2016 года в 10 часов 30 минут в деревне <адрес> Новодеревеньковского района Орловской области гражданин Украины Козлов В.В. уклонился от выезда за пределы территории Российской Федерации по истечения срока действия миграционной карты, чем нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, поскольку не выехал за пределы Российской Федерации по истечении установленного законом срока (90 суток), то есть нарушил пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Козлов В.В. свою вину в совершении изложенного административного правонарушения признал, пояснив, что является гражданином Украины, проживает в деревне <адрес> Новодеревеньковского района Орловской области в доме, принадлежащем на праве собственности его матери – ФИО6, которая является гражданкой России. Также в России проживает сестра Козлова В.В. – ФИО3, которая тоже является гражданкой РФ. По существу правонарушения Козлов В.В. пояснил, что не желает возвращаться на территории Украины, поскольку там в значительной степени нарушаются его гражданские права, он подвергается преследованию, насильственному призыву в армию Украины, прослушиваются его телефонные переговоры на предмет общения с родственниками в России, из-за чего в отношении него могут быть применены определённые меры дискриминации. В случае отказа служить в украинской армии «бендеровцы» способны лишить его жизни. Поэтому он намерен остаться жить в Российской Федерации, получить вид на жительство, а впоследствии – гражданство России, так как его семья: мать и сестра – граждане России, а бабушка ФИО4, проживающая в Украине, также намерена переехать в Россию на постоянное место жительство из-за негативных условий проживания на территории Украины.
Представитель административного органа старший участковый уполномоченный полиции ФИО5 в судебном заседании подтвердил обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, а также то, что мать Козлова В.В. – ФИО6 является гражданкой РФ, имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Орловская область, Новодеревеньковский район, деревня Дементьевка.
Проверив представленные письменные материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации (введена Федеральным законом от 23 июля 2013 года №207-ФЗ).
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22 декабря 2014 года №446-ФЗ) миграционная карта - это документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в РФ иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в РФ, и подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. При этом согласно данной статье законно находящимся в РФ иностранным гражданином признаётся лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временно пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания.
Таким образом, исходя из приведённых положений вышеуказанных норм законов Козлов В.В. должен был выехать из Российской Федерации не позднее 03 июля 2016 года, поскольку срок его пребывания на территории РФ, указанный в миграционной карте, - с 05 апреля 2016 года по 03 июля 2016 года.
Как видно из материалов дела на момент составления в отношении Козлова В.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть на 28 сентября 2016 года, последний находился в деревне Дементьевке Новодеревеньковского района Орловской области, то есть на территории Российской Федерации, чем нарушил установленный законом срок пребывания на территории РФ, указанный в миграционной карте, что не оспаривалось Козловым В.В. в судебном заседании.
Нарушение иностранным гражданином режима пребывания в РФ, ответственность за которое предусмотрена частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно диспозиции данной статьи заключается, в том числе, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Козлов В.В., являясь гражданином Украины, въехал на территорию Российской Федерации, а именно в <адрес>, 02 июля 2015 года с целью работы. На него в ФМС России был оформлен патент серии 71 № для работы в ООО ФИО10 по профессии монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, который выдан 15 апреля 2015 года. Территория действия патента – Тульская область. Второй патент серии 31 № был выдан Козлову В.В. 02 июля 2015 года УФМС России Белгородской области. Территория действия патента – <адрес>. В настоящее время Козлов В.В. не работает и с 01 мая 2016 года находится на территории Орловской области. В миграционной карте на имя Козлова В.В. серии 1415 № указано время пребывания на территории РФ – с 05 апреля 2016 года по 03 июля 2016 года. Помимо этого у Козлова В.В. имеется страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования <данные изъяты> и договор добровольного медицинского страхования (полис). Гражданства РФ Козлов В.В. не имеет и не имеет документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, что является нарушением режима пребывания иностранного гражданина на территории РФ, то есть в действиях Козлова В.В. наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения Козловым В.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждён собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 28 сентября 2016 года, копией паспорта гражданина Украины Козлова В.В., объяснением Козлова В.В., копией миграционной карты на имя Козлова В.В..
При назначении Козлову В.В. административного наказания в виде административного штрафа, суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение и иные, имеющие значение для рассматриваемого дела обстоятельства.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность Козлова В.В., суд учитывает признание им своей вины.
Отягчающих административную ответственность Козлова В.В. обстоятельств суд не находит.
В соответствии со статьёй 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Учитывая приведённые нормы права и обстоятельства дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о необходимости назначения Козлову В.В. административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
При решении вопроса о назначении дополнительного наказания в виде административного выдворения из РФ, суд учитывает следующее.
Суд отвергает доводы Козлова В.В. о том, что его выдворение в Республику Украина может привести к существенному нарушению его прав, как лица, имеющего родственников в России и не поддерживающего правящий режим в Украине, ввиду следующего.
Согласно статье 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных, унижающих достоинство видов обращения и наказания ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьёзные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток. Для определения наличия таких оснований компетентные власти принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.
Сведений о том, что Козлов В.В. преследовался в Республике Украина по признакам расы, вероисповедания, гражданства, национальности, политических убеждений либо принадлежности к определённой социальной группе, не имеется.
Следует также отметить, что Козлов В.В. с соответствующим заявлением о признании его беженцем или предоставлении политического убежища на территории России в органы ФМС не обращался, документов, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.
Вместе с тем, согласно Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закреплённым целям (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
На этом основании представляется, что решение вопроса о возможности применения судом в качестве дополнительного наказания, установленного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершённое этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принцип единства семьи и недопустимости вмешательства государства в осуществление права на личную и семейную жизнь установлен международно-правовыми документами, ратифицированными РФ, в том числе статьями 17 и 23 Международного пакта о гражданских и политических правах; статьёй 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; статьёй 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Административное выдворение в нарушение принципа единства семьи может привести к нарушению статьи 8 Европейской Конвенции (права на семейную жизнь): «Каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, неприкосновенности его жилища и ФИО10 корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны государственных органов в осуществление этого права, за исключением вмешательства, предусмотренного законом и необходимого в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».
То есть, необходимость вмешательства государства в личную и семейную жизнь должна основываться на насущной потребности общества и быть соразмерной правомерной цели, преследуемой государственными органами.
Под этим углом зрения административное выдворение представляет собой серьёзное вмешательство государственных органов в осуществление гражданами права на уважение их семейной жизни. Поэтому принятие решения о депортации допустимо лишь в том случае, если оно направлено на достижение одной из правомерных целей, указанных в данной статье Конвенции, и при этом является необходимым в условиях демократического общества.
В данном случае суд учитывает, что гражданин Украины Козлов В.В. имеет место жительства на территории России, проживает в деревне <адрес> Новодеревеньковского района Орловской области по месту жительства своей матери – ФИО6, которая является гражданкой РФ. Ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений он не привлекался, намерен получить вид на жительство в РФ и гражданство РФ. При таких обстоятельствах, по мнению суда, назначение Козлову В.В. дополнительного наказания в виде административного выдворения из РФ поставит его, а также и членов его семьи, в крайне тяжёлое положение, что явно несоразмерно целям административного судопроизводства и будет противоречить нормам международного права.
Поэтому суд, учитывая изложенные обстоятельства дела, считает возможным назначить административное наказание Козлову В.В. в виде административного штрафа без выдворения за пределы РФ, поскольку суд считает, что отсутствует действительная необходимость применения к нему дополнительного наказания в виде выдворения за пределы РФ, так как считает её несоразмерной в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать Козлова В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Разъяснить Козлову В.В., что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, по следующим реквизитам:
УФК по Орловской области (МО МВД России «Новодеревеньковское»,
л/с 04541А96050) ИНН 5718004586; КПП 571801001;
Расчётный счёт 40101810100000010001;
БИК 045402001;
КБК 18811690050056000140;
ОКТМО 54639151;
ГРКЦ ГУ банка России по Орловской области.
В соответствии со статьями 30.1-30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицом, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, или представителем административного органа, составившего административный протокол, на настоящее постановление может быть подана жалоба судье, вынесшему постановление, для направления её в административную коллегию Орловского областного суда, либо непосредственно в Орловский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья _________________
(подпись)