Дело №2а-195/2021
Темниковский районный суд Республики Мордовия
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Темников 28 июня 2021 г.
Темниковский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Семиковой О.В.,
с участием в деле:
административного истца – Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия,
административного ответчика – Абрамовой Е.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия к Абрамовой Е.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №7 по Республике Мордовия (далее – Межрайонная ИФНС России по Республике Мордовия) обратилась в суд к Абрамовой Е.Н. с указанным административным иском.
В обоснование административного иска административный истец указал, что за Абрамовой Е.Н. по данным налоговой инспекции имеется задолженность по земельному налогу и пени по земельному налогу, а также задолженность по транспортному налогу и пени по транспортному налогу на общую сумму 1973 руб. 10 коп.
В адрес налогоплательщика направлялись два требования об уплате налога, пени №9346 от 09.11.2015 и №10166 от 18.12.2016. Добровольно административный ответчик требования не исполнил. До настоящего времени за налогоплательщиком числится недоимка.
С момента истечения срока исполнения требования истекло три года. Межрайонной ИФНС России №7 по Республике Мордовия был пропущен срок подачи заявления о взыскании задолженности, в связи с частой сменой сотрудников в чьи обязанности входит взыскание недоимки, в связи с большим объемом работы.
Ссылаясь на статьи 45, 48, 69 Налогового кодекса Российской Федерации, статью 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит суд восстановить пропущенный срок на подачу административного искового заявления, взыскать с Абрамовой Е.Н. недоимку по земельному налогу - 77 руб. и пени в размере - 54 коп., а также взыскать недоимку по транспортному налогу - 1882 руб. и пени в размере – 13 руб. 56 коп.
В судебное заседание представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России по Республике Мордовия не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. В суд от него поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя инспекции.
В судебное заседание административный ответчик Абрамова Е.Н. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Согласно части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Учитывая требования действующего административного законодательства, регламентирующего рассмотрение административного дела в упрощенном (письменном) производстве, суд определил рассмотреть настоящее дело в упрощенном порядке.
Исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 КАС Российской Федерации).
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из материалов дела следует, что за Абрамовой Е.Н. по данным налоговой инспекции числится недоимка по земельному налогу - 77 руб. и пени в размере - 54 коп., а также недоимка по транспортному налогу - 1882 руб. и пени в размере – 13 руб. 56 коп.
В связи с неуплатой в установленный законом срок обязательных платежей и санкций Межрайонной ИФНС России по Республике Мордовия в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога, пени №9346 от 09.11.2015 со сроком исполнения требования до 26.01.2016 и №10166 от 18.12.2016 со сроком исполнения до 13.02.2017.
Следовательно, административный иск мог быть предъявлен в срок до 26.07.2019.
Административным истцом иск предъявлен 10.06.2021.
Таким образом, учитывая положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 286 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен предусмотренный законом срок для обращения в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
На основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 219 и 286 КАС Российской Федерации, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления, в обоснование указано о частой смене сотрудников и большом объеме работы.
Однако указанные административным истцом причины не являются уважительными.
Административный истец, являясь юридическим лицом, профессиональным участником налоговых правоотношений и, обладая достаточным административным ресурсом и штатом работников, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, не представил.
Иных сведений о наличии уважительных причин обращения в суд за пределами установленного законом срока, в административном исковом заявлении и в материалах административного дела не содержится.
Таким образом, административным истцом не представлено суду доказательств того, что имелись обстоятельства, которые объективно препятствовали административному истцу своевременно обратиться в суд с данным административным исковым заявлением.
Поэтому, суд приходит к выводу, что в восстановлении пропущенного процессуального срока следует отказать.
Согласно части 8 статьи 219 КАС Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного иска Межрайонная ИФНС №7 России по Республике Мордовия к Абрамовой Е.Н. следует оставить без удовлетворения, в связи с пропуском установленного срока для обращения в суд.
Согласно части 5 статьи 180 КАС Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии со статьей 84 КАС Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 290-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования административного искового заявления Межрайонная ИФНС №7 России по Республике Мордовия к Абрамовой Е.Н., о взыскании обязательных платежей и санкций в размере 1973 руб. 10 коп. - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, через Темниковский районный суд Республики Мордовия.
Судья Темниковского районного суда
Республики Мордовия О.В.Семикова