Дело № 2а-366/2018 <****>
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Р Рњ Р• Рќ Р• Рњ Р Рћ РЎ РЎ Р Р™ РЎ Рљ Рћ Р™ Р¤ Р• ДЕРАЦРР
09 РёСЋРЅСЏ 2018 РіРѕРґР° Рі. РљРёРјСЂС‹
Кимрский городской суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Смирновой Г.М.,
при секретаре судебного заседания Дементьеве М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кимрского межрайонного прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Кимрской городской Думе Тверской области о признании незаконным бездействие по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области»,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Кимрский межрайонный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в Кимрский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к Кимрской городской Думе Тверской области о признании незаконным бездействие по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области».
Требования мотивированы тем, что Кимрской межрайонной прокуратурой Тверской области рассмотрена информация Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 18.04.2017 №* о неисполнении органами местного самоуправления города Кимры Тверской области градостроительного законодательства в части утверждения местных нормативов градостроительного проектирования.
Установлено, что Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций в 2014 году проведена плановая проверка соблюдения органами местного самоуправления города Кимры законодательства о градостроительной деятельности.
Выявленные в ходе проверки нарушения градостроительного законодательства, допущенные администрацией города Кимры и Кимрской городской Думой, отражены в актах проверки Министерства от 15.05.2014 №*-п и №*-п, на основании которых Главе администрации и Главе города Кимры (исполняющему обязанности председателя городской Думы) выданы предписания об устранении выявленных нарушений от 15.05.2014 №*-п и №*-п.
По вопросу неисполнения органами местного самоуправления города Кимры п. 1 ч. 1 и ч. 3 предписания от 15.05.2014 №*-п и п. 2 предписания от 15.05.2014 №*-п Министерством была направлена информация в Кимрскую межрайонную прокуратуру Тверской области.
По результатам рассмотрения вышеуказанной информации Министерства прокуратурой Главе администрации города Кимры было внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.
Администрацией города Кимры Тверской области 04.10.2016 в Кимрскую городскую Думу для рассмотрения и утверждения был направлен проект решения «Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области». Проект решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» рассматривался на заседании Кимрской городской Думы 01.11.2016, на котором депутатами было принято решение направить данный проект решения на доработку в постоянную комиссию Кимрской городской Думы по экономике, развитию города, международным отношениям, муниципальной собственности и земельным отношениям.
17.11.2016 проект решения был рассмотрен на заседании комиссии, членами которой представленный проект решения не был поддержан. Замечания по проекту в администрацию города Кимры не направлялись, поскольку рассмотрение проекта решения на заседании проходило с участием помощника Главы города Кимры Петрухно Е.Г., в связи с чем администрация города Кимры имела информацию о замечаниях к проекту, поступивших в ходе обсуждения данного вопроса.
В августе 2017 года прокуратурой при рассмотрении информации Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 18.04.2017 установлено, что администрация города Кимры мероприятия по доработке проекта не провела и на новое рассмотрение проект решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» в Кимрскую городскую Думу не направила.
В связи с данными обстоятельствами Кимрской межрайонной прокуратурой 16.08.2017 и.о. Главы города Кимры, заместителю Главы администрации города Кимры Брагиной С.В. была направлена информация об исполнении градостроительного законодательства и незамедлительным решением вопроса по направлению в представительный орган для повторного рассмотрения и утверждения проекта решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области».
22.08.2017 администрация города Кимры сообщила в прокуратуру, что соответствующий проект решения Кимрской городской Думы и проект местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» направлен в Кимрскую городскую Думу сопроводительным письмом от 18.08.2017 №*.
15.09.2017 на внеочередном заседании Кимрской городской Думы вторым вопросом рассматривался представленный администрацией города Кимры проект решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» и депутатами было принято решение вновь направить представленный проект решения на доработку в администрацию города Кимры.
РџСЂРё этом никаких конкретных замечаний РїРѕ проекту РЅРµ высказывалось, проект решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования РЅР° заседании постоянной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РїРѕ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, развитию РіРѕСЂРѕРґР°, международным отношениям, муниципальной собственности Рё земельным отношениям повторно РЅРµ рассматривался Рё единственным основанием, РЅР° которое ссылался депутат Р¤РРћ5 явилось то, что РІ регионе находится РЅР° рассмотрении новый проект нормативов, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РґРѕ принятия областных нормативов градостроительного проектирования необходимо направить проект решения РІ администрацию РЅР° доработку.
Данное неаргументирование решение Кимрской городской Думы является незаконным и противоречит действующему федеральному законодательству.
Обращает внимание, что в нарушение ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131 -ФЗ Кимрской городской Думой Тверской области указанные в п. 2 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ полномочия по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования до настоящего времени не реализованы, нарушен срок их утверждения (до 01.01.2015), установленный указанной нормой федерального закона. Отсутствие местных нормативов градостроительного проектирования нарушает права неопределенного круга лиц на надлежащее обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека (обеспечения объектами социального и коммунально-бытового назначения и доступности таких объектов для населения, обеспечения объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории и.
На основании изложенного просит признать незаконным бездействие Кимрской городской Думы Тверской области по принятию нормативного правового акта - решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования».
Определением Кимрского городского суда Тверской области от 10 мая 2018 г. к участию в рассмотрении административного дела в качестве заинтересованных лиц привлечены Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области, Министерство по делам территориальных образований Тверской области.
Представитель административного ответчика Кимрской городской Думы, представители заинтересованных лиц Министерства Тверской области по обеспечения контрольных функций, Министерства по делам территориальных образований Тверской области, Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
От представителя административного ответчика Кимрской городской Думы Можайкина С.В. поступило письменное заявление от 09 июня 2018 г. о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, в котором указано, что требования Кимрского межрайонного прокурора не признают, обратил внимание на то, что представитель Кимрского межрайонного прокурора Тверской области Уткина Т.В. указала, что бездействие Кимрской городской Думы имеет место с 15.09.2017. Однако после этого никаких проектов решений об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования администрацией города Кимры не вносилось. Кроме того считает, что Кимрским межрайонным прокурором пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, в связи с чем просит применить срок исковой давности и в удовлетворении исковых требований отказать.
Ранее в судебном заседании 07 июня 2018 г. представитель административного ответчика Кимрской городской Думы Можайкин С.В. административный иск прокурора не признал, просил в удовлетворении требований отказать, поскольку бездействие Кимрской городской Думы Тверской области по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» отсутствует. Пояснил, что в соответствии ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления, при этом порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса. Решением Кимрской городской Думы Тверской области от 24.12.2015 №* утвержден порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Кимры Тверской области, согласно которому определено, что разработкой местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» занимается администрация города Кимры Тверской области, а решение о подготовке местных нормативов градостроительного проектирования принимает Глава администрации города Кимры Тверской области в виде постановления, в котором определяется структурное подразделение администрации города Кимры Тверской области, ответственное за разработку местных нормативов, сроки подготовки проекта. Данное постановление подлежит опубликованию в установленном порядке. После того, как проект местных нормативов градостроительного проектирования подготовлен, он поступает к Главе администрации города Кимры Тверской области. Данное должностное лицо принимает решение о направлении этого проекта на доработку либо принимает решение об опубликовании данного проекта с целью его общественного обсуждения. В случае опубликования данного проекта Глава администрации города Кимры Тверской области принимает решение о внесении этих нормативов на обсуждение Кимрской городской Думы Тверской области. У Кимрской городской Думы Тверской области нет обязанности по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» в том виде, в котором местные нормативы поступили, а есть право на отклонение поступившего проекта либо на его утверждение. Кимрская городская Дума Тверской области действительно рассматривала поступивший проект местных нормативов градостроительного проектирования, но решение о его утверждении принято не было, вместо этого было принято решение о направлении представленного проекта на доработку, поскольку местные нормативы были не доработаны, что обсуждалось как на комиссии, так и депутатами.
Более того, заявленные исковые требования сформулированы некорректно, поскольку решение о направлении представленного проекта на доработку является действием, а не бездействием.
В настоящее время администрацией города Кимры Тверской области разрабатывается новый проект местных нормативов градостроительного проектирования, с учетом типовых форм местных нормативов градостроительного проектирования муниципального района, городского округа, поселения, разработанных Главархитектура Тверской области, которые были указаны в письме, направленном муниципальным образованиям Тверской области, в которых отсутствуют утвержденные нормативы градостроительного проектирования, а также проводятся совместные совещания. В настоящий момент утвержден состав рабочей группы по подготовки проекта местных нормативов градостроительного проектирования, администрацией города Кимры Тверской области принято решение о подготовки проекта по его направлению на публичное обсуждение, затем будет принято решение о внесении данного проекта на обсуждение в Кимрскую городскую Думу Тверской области.
Таким образом, административный ответчик с 15.09.2017 каких-либо действий по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» предпринять не мог, поскольку после 15.09.2017 проект местных нормативов градостроительного проектирования в Кимрскую городскую Думу Тверской области на рассмотрение не вносился, в связи с чем довод административного истца о бездействии Кимрской городской Думы Тверской области является не обоснованным.
От представителя заинтересованного лица Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, указано, что административное исковое заявление Кимрского межрайонного прокурора Тверской области поддерживают в полном объеме.
От представителя заинтересованного лица Главного управления архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области 07 июня 2018 г. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в котором указано, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений (далее - МНТП). В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 г. № 131- ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации», нормативы градостроительного проектирования подлежат утверждению в срок до 1 января 2015 г. На сегодняшний день в г. Кимры Тверской области не утверждены нормативы градостроительного проектирования. Главархитектурой в помощь органам местного самоуправления были подготовлены типовые нормативы градостроительного проектирования. 18 апреля 2018 г. в органы местного самоуправления было направлено информационное письмо о наличии на официальном сайте Главархитеткуры типовых МНТП, с указанием сроков подготовки и опубликовании МНТП.
От представителя заинтересованного лица Министерства по делам территориальных образований Тверской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, в котором указано, что в рамках имеющихся полномочий, у Министерства отсутствуют пояснения по данному административному делу.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Кимрского Межрайонного прокурора Тверской области Уткина Т.В. административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что Кимрская городская Дума проигнорировала процедуру рассмотрения вопросов, внесенных в повестку дня, проект по сути не обсуждался депутатами, в чем выражается фактическое бездействие депутатов. В нарушение ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 №* Кимрской городской Думой Тверской области, указанные в п. 2 ч. 2 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, полномочия по утверждению местных нормативов градостроительного проектирования до настоящего времени не реализованы, нарушен срок их утверждения, установленный до 01.01.2015.
Относительно заявления представителя административного ответчика о пропуске срока обращения в суд пояснила, что после заседания внеочередного заседания Кимрской городской Думы, состоявшегося 15.09.2017, проводилась прокурорская поверка с целью выяснения, проводилась ли какая-либо работа по доработке проекта и установлено, что никакая работа ни администрацией города Кимры Тверской области, ни Кимрской городской Думой не проводилась, в связи с чем административный истец обратился в суд с данным иском. Если суд придет к выводу о пропуске срока обращения в суд, то просила признать указанную ею причину пропуска уважительной и срок восстановить.
Представитель заинтересованного лица администрации города Кимры Тверской области Гогян М.В. сочла административные исковые требования не обоснованными, поскольку бездействия Кимрской городской Думы по принятию местных нормативов градостроительного проектирования не имеется.
Суд, заслушав представителя административного истца – старшего помощника Кимрского межрайонного прокурора Уткину Т.В., представителя заинтересованного лица администрации города Кимры Тверской области Гогян М.В., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
В соответствии со ст. 39, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться с требованием об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится в том числе, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется, в том числе с учетом местных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» нормативы градостроительного проектирования, подготовленные в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат утверждению в срок до 1 января 2015 года. Утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативы градостроительного проектирования подлежат приведению в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в срок до 1 января 2015 года.
До дня утверждения нормативов градостроительного проектирования, подготовленных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, или до дня внесения изменений в утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативы градостроительного проектирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документации по планировке территории осуществляется с учетом утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативов градостроительного проектирования.
Постановлением Правительства Тверской области от 14.06.2011 № 283-па утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования Тверской области (п. 1). Пунктом 2 данного постановления органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Тверской области рекомендовано руководствоваться региональными нормативами градостроительного проектирования Тверской области при подготовке местных нормативов градостроительного проектирования.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Кимрской городской Думы от 24.12.2015 №* утвержден «Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Кимры Тверской области и внесение изменений в них» согласно приложению. Контроль за исполнением настоящего решения возложен на постоянную комиссию Кимрской городской Думы по экономике, развитию города, международным отношениям, муниципальной собственности и земельным отношениям.
Постановлением Главы администрации города Кимры Андреева Р.В. от 18.03.2016 № 127-па «О подготовке местных нормативов государственного проектирования города Кимры Тверской области» постановлено создать и утвердить состав рабочей группы по подготовке местных нормативов градостроительного проектирования города Кимры Тверской области.
Постановлением и.о. Главы города, заместителем Главы администрации Брагиной С.В. от 28.05.2018 №*-па внесены изменения в Постановление администрации города Кимры Тверской области от 18.03.2016 №*-па, пункт 2 Постановления изложен в новой редакции, согласно которому рабочей группе в новом составе осуществить подготовку проекта местных нормативов градостроительного проектирования города Кимры Тверской области в соответствии с требованиями действующего законодательства в срок не более двух месяцев со дня издания настоящего постановления.
Министерством Тверской области по обеспечению контрольных функций в 2014 году проведена плановая проверка соблюдения органами местного самоуправления города Кимры законодательства о градостроительной деятельности. Выявленные в ходе проверки нарушения градостроительного законодательства, допущенные администрацией города Кимры и Кимрской городской Думой, отражены в актах проверки Министерства от 15.05.2014 №*-п и №*-п, на основании которых главе администрации и главе города Кимры выданы предписания об устранении выявленных нарушений от 15.05.2014 №*-п и №*-п. По вопросу неисполнения органами местного самоуправления города Кимры п. 1 ч. 1 и ч. 3 предписания от 15.05.2014 №*-п и п. 2 предписания от ДД.ММ.ГГГГ №*-п Министерством была направлена информация в Кимрскую межрайонную прокуратуру Тверской области, что подтверждается письмом Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций от 18.04.2017 №*, направленным в адрес прокурора Тверской области.
В связи с поступившим обращением Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций Кимрским межрайонным прокурором на имя и.о. Главы города, заместителя Главы администрации города Кимры Брагиной С.В. направлено письмо от 01.06.2017 г. №*в-17 о предоставлении информации о причинах непринятия мер к разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования.
Как следует из ответа и.о. Главы города, заместителя Главы администрации города Кимры Брагиной С.В. от 07.06.2017 №* администрацией города Кимры Тверской области подготовлен проект «Местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» и направлен для утверждения в Кимрскую городскую Думу.
11.07.2017 Кимрским межрайонным прокурором Тверской области было направлено письмо председателю Кимрской городской Думы Литвинову М.Ю. о предоставлении информации о причинах неутверждения Местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области», проект которых направлен администрацией города Кимры 04.10.2016.
РР· РїРёСЃСЊРјР° председателя РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы Литвинова Рњ.Р®. РѕС‚ 17.07.2017 следует, что проект решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город РљРёРјСЂС‹ Тверской области» рассматривался РЅР° заседании РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы 01.11.2016, РЅР° котором депутатами было принято решение направить данный проект решения РЅР° доработку РІ постоянную РєРѕРјРёСЃСЃРёСЋ РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РїРѕ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, развитию РіРѕСЂРѕРґР°, международным отношениям, муниципальной собственности Рё земельным отношениям. 17.11.2016 проект решения рассмотрен РЅР° заседании данной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Повторно администрация РіРѕСЂРѕРґР° РљРёРјСЂС‹ СЃ РїСЂРѕСЃСЊР±РѕР№ Рѕ включении РІ повестку РґРЅСЏ заседания РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РІРѕРїСЂРѕСЃР° «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город РљРёРјСЂС‹ Тверской области» РЅРµ обращалась.
Р’ дополнение Рє вышеуказанному РїРёСЃСЊРјСѓ 14.08.2017 Рі. председателем РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы Литвиновым Рњ.Р®. РљРёРјСЂСЃРєРѕРјСѓ межрайонному РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСѓ сообщено, что РЅР° заседании постоянной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы 17.11.2016 членами РєРѕРјРёСЃСЃРёРё представленный проект решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город РљРёРјСЂС‹ Тверской области» РЅРµ был поддержан, замечания РїРѕ проекту РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° РљРёРјСЂС‹ РЅРµ направлялись, поскольку рассмотрение проекта решения проходило СЃ участием помощника Главы РіРѕСЂРѕРґР° РљРёРјСЂС‹ Р¤РРћ13. Таким образом администрации РіРѕСЂРѕРґР° РљРёРјСЂС‹ имела информацию Рѕ замечаниях РїРѕ проекту, поступивших РІ С…РѕРґРµ обсуждения данного РІРѕРїСЂРѕСЃР°.
18.08.2017 проект решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» был направлен в Кимрскую городскую Думу, о чем Кимрский межрайонный прокурор Тверской области проинформирован письмом от 22.08.2017 №* за подписью и.о. Главы города, заместителя Главы администрации города Кимры Брагиной С.В.
Согласно п. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
РР· толкования РІРѕ взаимосвязи названных РЅРѕСЂРј следует, что критерием признания СЃСѓРґРѕРј бездействия органа местного самоуправления незаконным, является неисполнение обязанностей, возложенных РЅР° него нормативными актами, закрепляющими полномочия этого органа Рё необходимость восстановления прав граждан, нарушенных допущенным бездействием публичного органа.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· Рї. 1 С‡. 2 СЃС‚. 227 Кодекса административного судопроизводства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, действия РјРѕРіСѓС‚ быть признаны незаконными РїСЂРё наличии одновременно РґРІСѓС… условий: несоответствия действий (бездействия) закону Рё нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав Рё законных интересов заявителя.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Административный истец в обоснование заявленных требований ссылается на бездействие Кимрской городской Думы по принятию решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области», и просит признать данное бездействие незаконным. В судебном заседании представитель административного истца Уткина Т.В. пояснила, что Кимрская городская Дума бездействует по данному вопросу с 15.09.2017 по настоящее время, поскольку местные нормативы градостроительного проектирования до настоящего времени не утверждены. Однако указанный довод в судебном заседании не нашел своего подтверждения.
Судом установлено, что вопрос «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» был включен в повестку дня и рассматривался на внеочередном заседании Кимрской городской Думы 15.09.2017, о чем свидетельствует протокол от указанной даты №*. Путем голосования депутатами Кимрской городской Думы было принято решение о направлении представленного на утверждение проекта на доработку в администрацию города Кимры до принятия областных нормативов градостроительного проектирования, что свидетельствует о проведении Кимрской городской Думой действий по рассмотрению поставленного на повестку дня вопроса в соответствии с ее Регламентом, а не о бездействии.
Сам по себе факт направления проекта решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области» на дороботку не свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц, как то утверждает административный истец, возникновение неблагоприятных последствий судом не установлено.
РљСЂРѕРјРµ того, рассмотрение проекта «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город РљРёРјСЂС‹ Тверской области» первоначально РЅР° заседании РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ СЌРєРѕРЅРѕРјРёРєРµ, развитию РіРѕСЂРѕРґР° международным отношениям, муниципальной собственности Рё земельным отношениям РѕС‚ 01.11.2016 проходило СЃ участием помощника Главы РіРѕСЂРѕРґР° РљРёРјСЂС‹ Р¤РРћ3, что свидетельствует РѕР± осведомленности администрации РіРѕСЂРѕРґР° РљРёРјСЂС‹, какие имелись замечания Рє представленному проекту. Указанные факты административным истцом РІ судебном заседании РЅРµ опровергнуты, подтверждены материалами дела Рё, РїРѕ убеждению СЃСѓРґР°, также РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ свидетельствовать Рѕ бездействии административного ответчика.
Административный истец не представил убедительных, неоспоримых и достаточных доказательств, что отсутствие местных нормативов градостроительного проектирования привело к нарушению прав неопределенного круга лиц, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Кроме того, в соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (редакция от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют необходимость принятия того или иного муниципального правового акта, сроки внесения изменений в муниципальные правовые акты, а также содержание принимаемых ими правовых актов, в том числе содержание правовых актов, которыми вносятся изменения в ранее принятые правовые акты.
При этом в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).
Таким образом, суд не усматривает бездействие Кимрской городской Думы, по принятию решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования «Город Кимры Тверской области», указанный проект большинством голосов депутатов оправлен на доработку в администрацию города Кимры Тверской области, после 15.09.2017 на заседании постоянной комиссии Кимрской городской Думы по экономике, развитию города международным отношениям, муниципальной собственности и земельным отношениям не рассматривался, в Кимрскую городскую Думу не направлялся, что следует из письма председателя Кимрской городской Думы Литвинова М.Ю. от 24.11.2017 №*, в связи, с чем оснований для удовлетворения требований Кимрского межрайонного прокурора не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании, в частности, решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При этом в силу ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 1, 5, 8).
Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Представитель административного ответчика Кимрской городской Думы Можайкин С.В., не признавая требования Кимрского межрайонного прокурора, просил применить срок исковой давности, указав, что с 15.09.2017 срок для обращения с подобным административным иском прокурором пропущен.
Представитель административного истца – старший помощник Кимрского межрайонного прокурора Уткина Т.В. не отрицала пропуск срока на обращение с указанным административным иском, однако указала, что он пропущен по уважительной причине в связи с проведением прокурорской проверки по факту бездействия Кимрской городской Думы по принятию решения «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования».
Как следует РёР· протокола внеочередного заседания РљРёРјСЂСЃРєРѕР№ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ Думы РѕС‚ 15.09.2017 в„–* РЅР° заседании РїСЂРё обсуждении РІРѕРїСЂРѕСЃР° «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования» присутствовала старший помощник РљРёРјСЂСЃРєРѕРіРѕ межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Уткина Рў.Р’., РёР· пояснений которой, данных РЅР° заседании Рё Р·░°░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І ░ї░Ђ░ѕ░‚░ѕ░є░ѕ░», ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░«░µ░Ѓ░»░░ ░І ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░µ ░І░Ђ░µ░ј░Џ ░Ѕ░µ ░±░ѓ░ґ░µ░‚ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ ░І░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ ░ѕ░± ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░ѕ░І, ░‚░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░°░‚░ѓ░Ђ░° ░±░ѓ░ґ░µ░‚ ░І░‹░Ѕ░ѓ░¶░ґ░µ░Ѕ░° ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░‚░Њ░Ѓ░Џ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ ░░░Ѓ░є░ѕ░ј ░ѕ ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░░ ░ѕ░Ђ░і░°░Ѕ░ѕ░І ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░°░ј░ѕ░ѓ░ї░Ђ░°░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░ѕ ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░ѕ░І░». ░Ј░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░° ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‚ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░░░Ѓ░‚░†░ѓ ░Ѓ░‚░°░»░ѕ ░░░·░І░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ ░ѕ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░€░µ░Ѕ░░░░ ░ї░Ђ░°░І ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░†, ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░ѕ░Ѕ ░І░‹░Ѓ░‚░ѓ░ї░°░µ░‚, 15.09.2017, ░ѕ░ґ░Ѕ░°░є░ѕ ░Ѓ ░░░Ѓ░є░ѕ░ј ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░»░Ѓ░Џ ░»░░░€░Њ 02.04.2018 ░і., ░‚░ѕ ░µ░Ѓ░‚░Њ ░·░° ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░ј░░ ░‚░Ђ░µ░…░ј░µ░Ѓ░Џ░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░°, ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░‚. 219 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░.
░’ ░ј░°░‚░µ░Ђ░░░°░»░°░… ░ґ░µ░»░° ░░░ј░µ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░ї░░░Ѓ░Њ░ј░° ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░¶░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░›░░░Ѕ░ґ░‚░° ░Ў.░’. ░Ѕ░° ░░░ј░Џ ░░.░ѕ. ░“░»░°░І░‹ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░љ░░░ј░Ђ░‹ ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░‘░Ђ░°░і░░░Ѕ░ѕ░№ ░Ў.░’. ░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Џ ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ ░”░ѓ░ј░‹ ░›░░░‚░І░░░Ѕ░ѕ░І░° ░њ.░®., ░ґ░°░‚░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ 07.02.2018 ░і., ░‚░ѕ ░µ░Ѓ░‚░Њ ░ї░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░€░µ░Ѓ░‚░І░░░░ ░ї░ѕ░‡░‚░░ ░ї░Џ░‚░░ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░µ░І, ░░░· ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░Ѓ░»░µ░ґ░ѓ░µ░‚, ░‡░‚░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ ░Ѕ░°░ј░µ░Ђ░µ░Ѕ ░ѕ░±░Ђ░°░‚░░░‚░Њ░Ѓ░Џ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░ј ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ї░ѕ ░І░ѕ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░ѓ ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░Џ ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ ░”░ѓ░ј░‹ ░ї░ѕ ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Ћ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░‹░… ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░ѕ░І ░і░Ђ░°░ґ░ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░µ░є░‚░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ. ░ќ░° ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ї░░░Ѓ░Њ░ј░° ░Ѓ ░ї░Ђ░░░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ░ј ░·░°░ї░Ђ░°░€░░░І░°░µ░ј░‹░… ░ґ░ѕ░є░ѓ░ј░µ░Ѕ░‚░ѕ░І ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░ј░ѓ ░ј░µ░¶░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј░ѓ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░ѓ ░±░‹░»░░ ░ґ░°░Ѕ░‹ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‹ ░░.░ѕ. ░“░»░°░І░‹ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░°, ░·░°░ј░µ░Ѓ░‚░░░‚░µ░»░µ░ј ░“░»░°░І░‹ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░‘░Ђ░°░і░░░Ѕ░ѕ░№ ░Ў.░’. - 09.02.2018, ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░µ░ј ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ ░”░ѓ░ј░‹ ░›░░░‚░І░░░Ѕ░ѕ░І░‹░ј ░њ.░®. - 16.02.2018. ░░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░є░ѓ░ј░µ░Ѕ░‚░ѕ░І, ░Ѓ░І░░░ґ░µ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░… ░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░І░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░№ ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░░░ј ░ј░µ░¶░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░ѕ░ј ░ї░Ђ░ѕ░І░µ░Ђ░є░░ ░ї░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░ј░µ░‚░ѓ ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░°, ░Ѓ░ѓ░ґ░ѓ ░Ѕ░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░ѕ, ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░‡░µ░ј ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І, ░ѕ░±░Љ░µ░є░‚░░░І░Ѕ░ѕ ░░░Ѓ░є░»░Ћ░‡░°░Ћ░‰░░░… ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░Њ ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░ј ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░і░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░Ѓ░Ђ░ѕ░є, ░ї░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‰░µ░ј░ѓ ░ґ░µ░»░ѓ ░Ѕ░µ ░░░ј░µ░»░ѕ░Ѓ░Њ.
░”░ѕ░І░ѕ░ґ░‹, ░ї░Ђ░░░І░µ░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░░░‚░µ░»░µ░ј ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░‚░†░° ░І ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░µ ░ѓ░І░°░¶░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░Ђ░░░‡░░░Ѕ ░ї░Ђ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░є░° ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░° ░ѕ░±░Ђ░°░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѕ░°░…░ѕ░ґ░░░‚ ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░ј░░.
░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░·░°░є░ѕ░Ѕ░° ░░ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░ѕ░±░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░°, ░Ѓ░ѓ░ґ ░ї░Ђ░░░…░ѕ░ґ░░░‚ ░є ░І░‹░І░ѕ░ґ░ѓ, ░‡░‚░ѕ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░‹░µ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░¶░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░Ѕ░µ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‚ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ ░І ░‚░ѕ░ј ░‡░░░Ѓ░»░µ ░░ ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░ї░Ђ░ѕ░ї░ѓ░Ѓ░є░ѕ░ј ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░° ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░№ ░ґ░°░І░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░, ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ ░Ѓ░‚. 219 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░.
░ќ░° ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░░░░ ░░░·░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░ ░Ђ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚. 175-180, 226-228, ░Ѓ░‚. 219 ░љ░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ї░Ђ░ѕ░░░·░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░• ░░ ░ ░› :
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░°░ґ░ј░░░Ѕ░░░Ѓ░‚░Ђ░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░·░°░Џ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░¶░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ>, ░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░µ░і░ѕ ░І ░·░°░‰░░░‚░ѓ ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░ѕ░І ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░†, ░є ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ѕ ░ї░Ђ░░░·░Ѕ░°░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ░·░°░є░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░ј ░±░µ░·░ґ░µ░№░Ѓ░‚░І░░░µ ░ї░ѕ ░ї░Ђ░░░Ѕ░Џ░‚░░░Ћ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░°░є░‚░° ░Ђ“ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░«░ћ░± ░ѓ░‚░І░µ░Ђ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░░ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░‹░… ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░ѕ░І ░і░Ђ░°░ґ░ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░µ░є░‚░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░» ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░ў░І░µ░Ђ░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░љ░░░ј░Ђ░Ѓ░є░░░№ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░µ░і░ѕ ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░░░Џ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░ѕ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░“.░њ. ░Ў░ј░░░Ђ░Ѕ░ѕ░І░°