Административное дело № 2а-807/2021
УИД 21RS0006-01-2021-001126-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Ефимовой А.М.,
с участием помощника Канашского межрайонного прокурора Бельдекова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Лотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Канашского межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на «Интернет-странице», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Заместитель Канашского межрайонного прокурора с учетом последующего уточнения обратился в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице: <данные изъяты> информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требование мотивировано тем, что в ходе надзорной деятельности за исполнением законодательства об образовании по результатам осуществления мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» прокуратурой выявлены Интернет-ресурсы, на которых размещена информация о продаже аттестатов и других документов, подтверждающих наличие у гражданина образования. В ходе мониторинга сети «Интернет» прокуратурой выявлены факты размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации о продаже аттестатов различных учебных заведений, на интернет-странице <данные изъяты>. На сайте предложено предоставление услуги по продаже (в том числе дистанционной) фиктивных документов об образовании без его действительного получения. В ходе проверки посредством официального сайта аккредитованного регистратора доменных имен АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.whois-service.ru, www.nic.ru, www.reg.ru установлено, что сведения о владельцах и администраторах вышеуказанных сайтов, его юридическом адресе, отсутствуют. Законодательством Российской Федерации предусмотрен запрет на распространение для неопределенного круга лиц информации с предложениями продажи дипломов о высшем образовании ВУЗов, колледжей, техникумов, аттестатов о среднем образовании, документов о повышении квалификации. Таким образом, на Интернет-странице <данные изъяты> размещена для свободного доступа неограниченного круга лиц запрещенная информация, а именно о продаже фиктивных дипломов различных учебных заведений, в том числе на территории <адрес>. При таких обстоятельствах имеются правовые основания для установления факта признания указанной выше информации запрещенной к распространению.
Помощник Канашского межрайонного прокурора Бельдеков А.Н. уточненные в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, просил их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу в лице территориального отдела в ФИО5, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просило рассмотреть дело без участия своего представителя (л.д. №).
Изучив материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу абзаца второго статьи 54 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» термин «прокурор» применительно к регламентированному вышеуказанными нормами участию прокурора в рассмотрении дел судами обозначает, в том числе, и заместителя прокурора соответствующего города (района).
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
Информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа) (ч. 2 ст. 5 Закона №149-ФЗ).
Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается (ч. 3 ст. 5 Закона № 149-ФЗ).
Согласно ч.ч. 1, 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Частью 1 статьи 15 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности, в связи с чем, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр согласно пункту 2 части 2 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в качестве основания для включения в реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Информация, содержащаяся на указанном сайте, образовательными учреждениями не размещается и носит противоправный характер.
Из материалов дела следует, что ФИО6 межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлен сайт с доменным именем, на котором, помимо прочего, размещена информация с предложениями для неопределенного круга лиц приобрести за деньги дипломы о высшем и среднем профессиональном образовании, аттестаты:
<данные изъяты> - информация о покупке школьного аттестата о среднем образовании и как его правильно приобрести без риска, а также продажа дипломов высшего образования на оригинальных бланках Гознака со всеми степенями защиты за определенную плату, о чем составлена справка (л.д. №).
Из анализа информации, размещенной по указанным электронным адресам, следует, что для покупки дипломов высшего образования, школьных аттестатов о среднем образовании, дипломов о среднем профессиональном образовании необходимо сделать соответствующий заказ и оплатить.
При этом судом установлено, что вход на сайт свободный, бесплатный и без ограничения во времени, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и воспользоваться информацией в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничение на передачу, копирование и распространение информации отсутствует.
Информация, содержащаяся на указанном сайте, образовательными учреждениями не размещается и носит противоправный характер.
Согласно положениям п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия, в частности: образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).
Положениями ст. 60 Закона № 273-ФЗ также предусмотрена выдача документов об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации; документов об обучении, к которым относятся свидетельство об обучении, свидетельство об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, иные документы, выдаваемые в соответствии с настоящей статьей организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
При этом в п. 16 указанной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями.
Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов (раздел 10 глава 32 УК РФ).
При таком положении сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Кроме того, указанная информация противоречит требованиям законодательства об образовании и нарушает права несовершеннолетних на получение образования.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.
Предоставление возможности доступа к Интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу: <данные изъяты> указанного материала нарушает права неопределенного круга лиц.
Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц.
На момент проверки прокуратурой, а также в настоящее время указанный Интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен.
Предоставление доступа к указанному в иске сайту противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства информацию, распространяемую посредством сети «Интернет», размещенную на Интернет - странице: <данные изъяты> следует признать информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В связи с этим требование заместителя прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению.
Определением ФИО7 районного суда ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на спорных интернет-страницах, до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения ст. 89 КАС РФ, суд считает необходимым отменить принятые меры предварительной защиты по вступлении в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет- странице:
<данные изъяты>
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в территориальный отдел в ФИО9 Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-странице: <данные изъяты>, принятые определением ФИО10 районного суда ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлении в законную силу настоящего решения отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ФИО12 через ФИО13 районный суд ФИО14 в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.М. Ефимова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.