Судья Дзюба В.Г. Дело № 2-195/2024
(первая инстанция)
№ 33-1238/2024
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего судьи Жиляевой О.И.,
Судей Устинова О.И., Горбова Б.В.,
При секретаре Гонтаре С.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жиляевой О.И. апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 января 2024 года по гражданскому делу по иску Прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах Гусева В. Г. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гагаринского района г. Севастополя, действуя в интересах Гусева В.Г., обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю в котором, уточнив свои требования, просил обязать ответчика обеспечить Гусева В.Г. техническим средством реабилитации – протезом бедра для купания в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида от 18 декабря 2023 года № 1504.1.92/2023/И1.
Требования иска мотивированы тем, что Гусев В.Г. является инвалидом. Согласно выданной по результатам медико-социальной экспертизы индивидуальной программе реабилитации и абилитации Гусев В.Г. нуждается в техническом средстве реабилитации в виде протеза бедра для купания.
Уведомлением ОСФР по г. Севастополю от 11 мая 2022 № 9200_6700555 Гусев В.Г. поставлен на учет по обеспечению техническим средством реабилитации, однако до настоящего времени им не обеспечен, что свидетельствует о нарушении его прав.
Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 января 2024 года иск удовлетворен.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю обязано обеспечить Гусева В.Г. техническим средством реабилитации – протезом бедра для купания в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида от 18 декабря 2023 года № 1504.1.92/2023/И1.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю просит об отмене решения суда первой инстанции.
Апеллянт указывает, что Гусев В.Г. до 19 февраля 2022 года был обеспечен протезом для купания. По индивидуальной программе реабилитации от 28 февраля 2019 года Гусев В.Г. обратился в отделение с заявлением на протез бедра для купания, направив это заявление почтой, которое было зарегистрировано 11 мая 2022 года.
Однако, в этой индивидуальной программе реабилитации не было указано определенных рекомендаций и характеристик протеза. Гусев В.Г. представил заключение, в котором были определены индивидуальные характеристики протеза, при этом, отсутствующие в действующей индивидуальной программе реабилитации инвалида.
Гусеву В.Г. неоднократно указывалось на необходимость внесения изменений в действующую программу, путем изменения необходимых характеристик для получения технического средства реабилитации.
Судом первой инстанции не дана оценка тому, что Гусевым В.Г. получена новая индивидуальная программа от 18 декабря 2023 года, информация о которой поступила в отделение в декабре 2023 года. Следовательно, на момент вынесения решения со стороны ответчика не могли быть допущены какие-либо нарушения, связанные с обеспечение Гусева В.Г. техническим средством реабилитации с индивидуальными характеристиками. Закупочная процедура технического средства реабилитации с учетом новых характеристик не могла быть начата в связи с завершением бюджетного года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю – Видейко В.Ю., действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Прокурор Прокуратуры г. Севастополя Василенко С.Н. в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласилась, просила в ее удовлетворении отказать.
Гусев В.Г. в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Гусев В.Г. является инвалидом 3 группы.
На основании протокола ФКУ «ГБ МСЭ по г. Севастополю» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № 1 от 22 февраля 2019 года № 3721.1.92/2019 Гусеву В.Г. разработана индивидуальная программа реабилитации № 268.1.92/2019, предусматривающая предоставление ему технического средства реабилитации, а именно протеза бедра для купания.
13 августа 2021 года на основании государственного контракта №02741000001210000370001 Гусев В.Г. был обеспечен протезом бедра модульный с микропроцессорным управлением. Этот протез пришел в негодность.
Как следует из уведомления Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю от 11 мая 2022 года № 9200_6700555 Гусев В.Г. с 11 мая 2022 года состоит на учете по обеспечению протезом бедра для купания. К своему заявлению Гусев В.Г. приложил заключение медико-технической комиссии об индивидуальных характеристиках предполагаемого протеза, подлежащего изготовлению.
Из ответа Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю от 10 апреля 2023 года № МК-92-09/1602л следует, что на основании индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида № 268.1.92/2019 от 28 февраля 2019 года Гусеву В.Г. рекомендовано техническое средство реабилитации, а именно: протез бедра модульный с микропроцессорным управлением, протез бедра для купания. Протезом бедра модульным с микропроцессорным управлением Гусев В.Г. обеспечен по 26 октября 2023 года включительно. Отделение в единой информационной системе неоднократно размещало конкурентные процедуры для заключения контракта с производителями протезов, однако на закупки не выходил ни один из потенциальных поставщиков. В настоящее время в Отделения отсутствует действующий контракт на обеспечение протезом для купания, рекомендованный Гусеву В.Г. согласно индивидуальной программе реабилитации. Гусеву В.Г. рекомендовано самостоятельно приобрести техническое средство реабилитации с последующей компенсацией за приобретенное средство.
10 августа 2023 года Гусев В.Г. повторно обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю с жалобой на отсутствие ремонта протеза. В виду чего, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю в адрес исполнителя направлен запрос для уточнения причин задержки в ремонте протеза, данный запрос оставлен без ответа.
18 декабря 2023 года Гусев В.Г. обратился в Филиал ФКУ «ГБ МСЭ по г. Севастополю» для проведения медико-социальной экспертизы согласно индивидуальным характеристикам предполагаемого к изготовлению вида протеза.
В соответствии с протоколом от 18 декабря 2023 года проведения медико-социальной экспертизы № 1504.1.92/2023/И1 Гусеву В.Г. разработана индивидуальная программа реабилитации № 1757.1.92/2023/И1, предусматривающая предоставление индивидуального технического средства реабилитации – протеза бедра для купания.
В последующем Гусев В.Г. обращался в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Севастополю с целью предоставления технического средства реабилитации: протеза бедра для купания, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации № 1504.1.92/2023/И1 от 18 декабря 2023, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что к его заявлению приложена индивидуальная программа реабилитации № 268.1.92/2019 от 22 февраля 2019, а также указывалось, что срок обеспечения техническими средствами серийного производства не может превышать 30 календарных дней, а изделий, изготавливаемых по индивидуальному заказу и предназначенных исключительно для личного использования - 60 календарных дней, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240.
До настоящего времени Гусев В.Г. индивидуальным средством технической реабилитации не обеспечен. За защитой своих прав Гусев В.Г. обратился в Прокуратуру Гагаринского района г. Севастополя с соответствующим обращением. По результатам прокурорской проверки установлено, что в действительности Гусева В.Г., имеющий статус инвалида 3 группы, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации не обеспечен необходимым техническими средствами реабилитации.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (часть 2 статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты и относит определение объема и условий их предоставления отдельным категориям граждан к компетенции законодателя.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, законодатель в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст.10), определил понятие индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ч.1 ст.11), установил право инвалидов на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если он приобрел и (или) оплатил их за собственный счет, предусмотрев порядок определения предельного размера стоимости технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги (ч. 6 ст. 11), а также закрепил возможность обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, и иными заинтересованными организациями (ч. 14 ст. 11.1).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.
Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы и включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности оформляется ИПР инвалида.
Как следует из вышеуказанной статьи, решение об обеспечении инвалидов техническими средствами принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
При этом, как следует из ст. 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятии, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно ч.14 ст. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается в настоящее время на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
В силу абз 1 п. 4 Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абз. 1 п. 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
В классификации технических средств реабилитации в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, в разделе «Технические средства реабилитации» перечислены протезы и ортезы с указанием наименования и номера вида технического средства реабилитации (изделий).
В разделе 8.07 (Протезы нижних конечностей) Классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утв. Приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 года № 86н предусмотрен протез бедра для купания (8-07-05).
Из изложенного следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджет. Несоблюдение требований законодательства по предоставлению технических средств реабилитации нарушает права и законные интересы инвалидов.
Гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Поскольку до настоящего времени протез бедра для купания, необходимый истцу на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, не предоставлен, учитывая, что инвалиды относятся к одной из наименее защищенных категорий граждан, в виду чего ущемление их социальных прав является недопустимым, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении иска и обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю обеспечить Гусева В.Г. техническим средством реабилитации – протезом бедра для купания в количестве 1 шт. согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида от 18 декабря 2023 года № 1504.1.92/2023/И1.
Доводы апеллянта о том, что при обращении 11 мая 2022 года Гусев В.Г. представил заключение, в котором были прописаны индивидуальные характеристики протеза, отсутствующие в действующей индивидуальной программе реабилитации инвалида, не освобождают ответчика от выполнения обязательств по предоставлению ему необходимого протеза бедра для купания, наличие которого предписано индивидуальной программой реабилитации инвалида. Более того, как установлено выше, при обращении Гусев В.Г. приложил заключение медико-технической комиссии об индивидуальных характеристиках предполагаемого протеза, подлежащего изготовлению. Начиная с 11 мая 2022 года и по настоящее время, Гусев В.Г. необходимым ему протезом бедра для купания не обеспечен, все его обращения в компетентные органы были оставлены без удовлетворения.
Подлежат отклонению доводы апеллянта о том, что момент вынесения решения со стороны ответчика не могли быть допущены какие-либо нарушения, связанные с обеспечение Гусева В.Г. техническим средством реабилитации с индивидуальными характеристиками, по причине того, что Гусевым В.Г. получена новая индивидуальная программа от 18 декабря 2023 года. В данном случае права Гусева В.Г. нарушены действиями ответчика, что также было установлено в рамках прокурорской проверки.
Доводы о том, что закупочная процедура технического средства реабилитации с учетом новых характеристик не могла быть начата в связи с завершением бюджетного года, не влекут отмену состоявшегося по делу судебного решения, поскольку отсутствие или недостаточность денежных средств в бюджете не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него обязательств в рамках Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 января 2024 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия. Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 19 апреля 2024 года.
Председательствующий О.И. Жиляева
Судьи О.И. Устинов
Б.В. Горбов