КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Оксенчук Ж.Н. Дело № 2-256/2020
(№ 33-4416/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2020 г. г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Ольховского В.Н.,
судей Алферовой Г.П., Яковлева Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Журавлевым П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Попкова А.Э. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 февраля 2020 г. по иску Попкова А.Э. к Министерству финансов РФ, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о возмещении морального вреда,
заслушав доклад судьи Ольховского В.Н., объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Калининградской области и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области ФИО10., считавшей решение суда правильным и возражавшей против доводов, изложенных в апелляционной жалобе,
УСТАНОВИЛА:
Попков А.Э. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, указав, что в период с 20 ноября 2015 г. по 13 ноября 2018 г. он в связи с производством по возбужденному в отношении него уголовному делу и избранием меры пресечения в виде содержания под стражей находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. Условия его содержания в данном учреждении не соответствовали требованиям закона, а именно: с 06:00 час. до 22:00 час. он мог присаживаться только на лавку, что в связи с имеющимся у него заболеванием причиняло боль; ему не оказывалась медицинская помощь; он не обеспечивался бумагой и ручкой; помывка в бане и сушка белья производилась в течение недостаточного времени; прогулка осуществлялась в принудительном порядке и при отсутствии одежды по сезону, которой он не обеспечивался; во внутреннем дворе и в камере беспрерывно звучало радио, что мешало подготовиться к следственным действиям, судебным заседаниям и почитать книгу; ему запрещалось подходить к открытому окну и дышать свежим воздухом; на время выезда из СИЗО-1 ему выдавались сухие пайки, вследствие чего он лишался горячей пищи.
Ссылаясь на то, что данные обстоятельства свидетельствуют о причинении ему физических и нравственных страданий, Попков А.Э. просил суд взыскать в его пользу с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 500000 руб.
Определением суда от 23 сентября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены УФСИН России по Калининградской области и ФСИН России.
Определением суда от 16 января 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ФКУЗ МСЧ № 3.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 26 февраля 2020 г. Попкову А.Э. отказано в удовлетворении заявленных исковых требований.
Рассмотрев дело, суд пришел к выводам о том, что права и законные интересы истца в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, нарушены не были, нормы действующего в тот период законодательства в отношении Попкова Э.А. были соблюдены, им не представлено доказательств нарушения его прав ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, в том числе доказательств подачи им соответствующих жалоб на нарушение его прав.
Попков А.Э. подал апелляционную жалобу, в которой выражает несогласие со ссылкой суда в решении на то, что им не подавались жалобы на нарушения его прав ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области. Указывает, что такие жалобы им подавались, однако по вине администрации данного учреждения не были направлены адресатам. В подтверждение данных обстоятельств ссылается на то, что в ходе рассмотрения уголовного дела обращался к судье с просьбой воздействовать на администрацию изолятора, просит истребовать протокол судебного заседания по уголовному делу.
Кроме того, в дополнениях к апелляционной жалобе Попков А.Э. указывает, что не был ознакомлен судом с протоколом судебного заседания по настоящему делу. Однако согласно следующей за этим расписке Попкова А.Э., 12 августа 2020 г. он получил протоколы всех судебных заседаний по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Федеральным Законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
Согласно статье 4 данного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 17 указанного Федерального закона лицам, содержащимся под стражей, гарантируется право на обращение с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории; право на обращение с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов; право на получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение; пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа; получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей. Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Положениями статей 23, 24 вышеназванного Закона предусмотрено, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач.
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых
Во исполнение требований статьи 16 названного Закона приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. № 189 в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Пунктами 40, 42, 44, 45 и 47 данных Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются спальным местом; одеждой по сезону (при отсутствии собственной); ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе. Для написания предложений, заявлений и жалоб подозреваемым и обвиняемым по их просьбе выдаются письменные принадлежности (бумага, шариковая ручка). Камеры СИЗО оборудуются радиодинамиком для вещания общегосударственной программы.
Согласно пункту 91 указанных Правил представители администрации ежедневно обходят камеры и принимают от подозреваемых и обвиняемых предложения, заявления и жалобы как в письменном, так и в устном виде. Все поступившие предложения, заявления и жалобы регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Согласно пункту 93 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации СИЗО, регистрируются в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных и докладываются начальнику СИЗО.
Пунктами 134-138 названных Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией СИЗО с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка предоставляется подозреваемым и обвиняемым преимущественно в светлое время суток. Время вывода на прогулку лиц, содержащихся в разных камерах, устанавливается по скользящему графику. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов. Прогулочные дворы оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. На прогулку выводятся одновременно все подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в камере. Освобождение от прогулки дается только врачом (фельдшером). Выводимые на прогулку должны быть одеты по сезону. В отношении лица, нарушающего установленный порядок содержания под стражей, решением начальника СИЗО, его заместителя либо дежурного помощника прогулка прекращается. Для досрочного прекращения прогулки подозреваемые или обвиняемые могут обратиться с соответствующей просьбой к лицу, ответственному за прогулку, который доводит ее до сведения дежурного помощника, который принимает решение по существу просьбы.
Также пунктом 161 вышеуказанных Правил предусмотрено, что подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами СИЗО или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области № 12 от 11 января 2018 г. утвержден распорядок дня для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 по Калининградской области, согласно которому последним предоставляется, в том числе, прогулка, ежедневно, согласно утвержденному графику. Согласно приложению № 3 к данному приказу, разработан образец заправки кровати для указанной категории граждан.
В соответствии с требованиями статей 151 и 1101 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд должен учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства, степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, а также требования разумности и справедливости.
Согласно статье 1069 ГК РФ вред (в том числе моральный), причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
Частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих доводов.
На основании представленной ответчиком суду информации установлено, что Попков Э.А. в периоды с 20 ноября 2015 г. по 30 июня 2016 г. и с 7 июля 2016 г. по 13 ноября 2018 г. в связи с производством по возбужденному в отношении него уголовному делу и избранием меры пресечения в виде содержания под стражей находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области.
Как следует из содержания иска Попкова Э.А., в обоснование заявленных в рамках настоящего дела требований о возмещении морального вреда он сослался в качестве доказательств лишь на справку ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области о времени его пребывании в данном учреждении и на справку медсанчасти ФКУ ИК-9 УФСИН России по Калининградской области о наличии у него заболевания, которые просил истребовать из указанных учреждений.
Однако указанные документы, имеющие справочный характер и свидетельствующие лишь о периоде содержания Попкова Э.А. в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области и о наличии у него заболевания, сами по себе не могут служить достаточными доказательствами ненадлежащих условий содержания истца в названном учреждении.
Другие же достоверные и достаточные доказательства ненадлежащих условий содержания истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, в том числе доказательства несоблюдения администрацией этого учреждения вышеуказанных требований закона в части внутреннего распорядка, в частности превышения установленного нормативными актами уровня шума или неблагоприятного воздействия на истца в результате работы громкоговорящей системы радиовещания, а также нарушения санитарных норм, норм питания, прогулок, освещения, вентиляции, обеспечения истца необходимыми вещами и медицинской помощью, что могло бы повлечь нарушение его неимущественных прав, суду не представлены.
Судом принимались меры к проверке изложенных Попковым Э.А. в иске доводов об условиях его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Калининградской области в указанный им период, однако на основании представленных суду ответчиком документов было установлено, что условия содержания Попкова Э.А. соответствовали требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и других нормативных актов, регулирующих порядок и условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что подтверждается возражениями ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области на иск от 19 ноября 2019 г., актом по контролю соблюдения требований санитарного законодательства от 24 марта 2015 г., составленным главным санитарным врачом – начальником ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России, актом санитарно-эпидемиологического обследования ФКУ СИЗО-1 от 18 марта 2016 г., составленным главным государственным санитарным врачом ФКУ МСЧ-39 ФСИН России по Калининградской области, актами проверки от 14 февраля 2017 г. и от 26 февраля 2018 г., составленными ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-39 ФСИН России.
В медицинской карте Попкова Э.А., которая также была исследована судом в ходе рассмотрения дела, не содержится сведений, которые могли бы подтвердить факт причинения вреда его здоровью вследствие соблюдения установленного в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области распорядка дня.
Более того, как установлено в ходе рассмотрения дела, Попков Э.А. в период содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области к администрации данного учреждения по каким-либо вопросам не обращался, на прием к начальнику учреждения не записывался, жалоб в иные компетентные органы не подавал.
Заявляя в апелляционной жалобе о том, что им подавались жалобы на нарушения его прав ненадлежащими условиями содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, которые по вине администрации данного учреждения не были направлены адресатам, Попков А.Э. на какие-либо объективные обстоятельства в подтверждение данного довода также не указывает.
Ссылка Попкова Э.А. в апелляционной жалобе на то, что в ходе рассмотрения уголовного дела он обращался к судье с просьбой воздействовать на администрацию изолятора, не может служить достаточным доказательством нарушения его прав, в связи с чем протокол судебного заседания по уголовному делу, об истребовании которого ходатайствует Попков Э.А., также не будет являться достаточным для удовлетворения его исковых требований доказательством.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска Попкова Э.А. является законным. Оснований для его отмены не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 26 февраля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: