Дело № 2-778/2019
61RS0017-01-2019-001324-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
18 июня 2019 года г. Красный Сулин
Ростовской области
Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Мищенко Е.В.
при секретаре Аликиной А.В.,
с участием представителя ответчика адвоката Сагайдачной Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Пролетарского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области к Мирзамедову Фаиг Шихи оглы, третье лицо: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области" о признании права собственности отсутствующим и снятии с кадастрового учета объекта недвижимости
у с т а н о в и л :
Истец обратился в Красносулинский районный суд с иском к Мирзамедову Ф.Ш.о. о признании права собственности отсутствующим и снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, по тем основаниям, что решением Краснсоулиснкого районного суда от 18 января 2019 года признано отсутствующим право собственности Мирзамедова Ф.Ш.о. на жилой дом, площадью 28,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и жилой дом снят с регистрационного учета, исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о его площади и местоположении. После того, как жилой дом был снят с кадастрового учета, Пролетарским сельским поселением проведены кадастровые работы по межеванию, уточнению местоположения границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, межевой план был сдан в Управление Росреестра. Однако в адрес администрации поступило Уведомеление о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении указанного земельного участка, так как согласно сведениям ЕГРН на земельном участке расположены объекты недвижимости – нежилые здания: сарай-гараж площадью 32 кв.м., кадастровый № и сарай, площадью 19,4 кв.м. кадастровый №. Фактически на земельном участке никаких строений нет, жилой дом и вспомогательные строения разрушены, что было установлено в судебном заседании при принятии решения от 18 января 2019 года. Просит суд признать отсутствующим право собственности Мирзамедова Ф.Ш.о., ДД.ММ.ГГГГ рождения, на нежилое здание - сарай-гараж, площадью 32 кв.м., кадастровый №, и нежилое здание - сарай, площадью 19,4 кв.м. кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>. Снять нежилое здание - сарай-гараж, площадью 32 кв.м., кадастровый №, и нежилое здание - сарай, площадью 19,4 кв.м. кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастрового учета и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об их площади и местоположении.
Представитель истца по доверенности Луговская С.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в нем, и просила удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик Мирзамедов Ф.Ш.о. в судебное заседание не явился. Согласно сведений ОВМ МО МВД «<данные изъяты>» Мирзамедов Ф.Ш.о. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, однако 19 февраля 2001 года он был снят с регистрационного учета, убыл <адрес> в настоящее время зарегистрированным в <адрес> и <адрес> не значится.
Представитель ответчика - адвокат Сагайдачная Т.Н., назначенная в порядке ст. 50 ГПК РФ, заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о слушании дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.3 ст. 167 ГПК РФ в их отсутствие.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства и дав оценку всем доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Из положений ст. 209 Гражданского кодекса РФ следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
Как следует из положений п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 272 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние.
В судебном заседании установлено, что собственником нежилых зданий - сарая-гаража, площадью 32 кв.м., кадастровый №, и сарая, площадью 19,4 кв.м. кадастровый №, расположенных по <адрес> в <адрес> является Мирзамедов Ф.Ш.о., на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи дома от 26 декабря 1997 года.
Согласно выписок из ЕГРН от 19 апреля 2019 года и от 08 мая 2019 года следует, что нежилое здание сарай, площадью 19,4 кв.м. с кадастровым номером № и нежилое здание сарай-гараж, площадью 32 кв.м. с кадастровым номером №, расположены по адресу: <адрес>, сведений о собственнике не зарегистрировано.
Согласно выписки из ЕГРН от 13 марта 2019 года следует, что земельный участок, площадью 400 кв.м., с кадастровым номером №, расположен по адресу: <адрес>, сведения о регистрации прав за земельный участок отсутствуют, граница земельного участка не установлена.
Решением Красносулинского районного суда от 18 января 2019 года установлено, что собственником жилого дома по <адрес> в <адрес> является Мирзамедов Ф.Ш.о., на основании нотариально удостоверенного договора купли-продажи дома от 26 декабря 1997 года. В настоящее время жилой дом по адресу: <адрес> – разрушен. Судом постановлено признать отсутствующим право собственности Мирзамедова Фаига Шихи оглы, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на жилой дом, площадью 28,8 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированное в УМП «БТИ» <адрес>. Снять жилой дом, площадью 28,8 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастрового учета и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о его площади и местоположении. Решение суда вступило в законную силу 26 февраля 2019 года.
Из акта обследования от 09 октября 2018 года следует, что комиссией установлено, что на момент осмотра земельного участка № по <адрес> в <адрес> обнаружены развалины дома, бывшие каменные стены которого превращены в груду камней, электроснабжение отсутствует. Между земельным участком № и соседними домами отсутствует противопожарное расстояние, земельный участок не имеет ограждения, доступен для любых лиц, в том числе для лиц без определенного места жительства и несовершеннолетних детей, что повышает степень его опасности. На территории имеется деревянный сарай, площадью 5 кв.м. Комиссия пришла к выводу демонтировать и очистить территорию от сгораемого материала.
В судебном заседании установлено, что нежилые строения - сарай-гараж, площадью 32 кв.м., кадастровый №, и сарай, площадью 19,4 кв.м. кадастровый №, расположенные по <адрес> в <адрес> полностью разрушены и перестали существовать как объекты недвижимости.
Пунктом 1 статьи 39 Земельного кодекса РФ установлено, что при разрушении здания, строения, сооружения от пожара, стихийных бедствий, ветхости права на земельный участок, предоставленный для их обслуживания, сохраняются за лицами, владеющими земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, при условии начала восстановления в установленном порядке здания, строения, сооружения в течение трех лет. Уполномоченные органы вправе продлить этот срок.
Если объект недвижимости полностью уничтожен (погиб), то в силу п.1 ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности на него прекращается.
Собственник нежилых зданий – ответчик по делу, с момента их разрушения не принял никаких мер ни для реконструкции спорных объектов, ни для их восстановления. Следовательно, право собственности на такие объекты прекращается, несмотря на наличие записи в ЕГРН.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно положений ч. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из разъяснений, содержащихся в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума высшего Арбитражного Суда N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Суд находит, что требования истца нашли свое подтверждение в судебном заседании, обоснованны представленными и исследованными в судебном заседании доказательствами и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Пролетарского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Мирзамедова Фаига Шихи оглы, <адрес> рождения, на нежилые здания:
- сарай-гараж, площадью 32 кв.м., кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>,
- сарай, площадью 19,4 кв.м. кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.
Снять нежилые здания: сарай-гараж, площадью 32 кв.м., кадастровый №, и сарай, площадью 19,4 кв.м. кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастрового учета и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об их площади и местоположении.
Взыскать с Мирзамедова Фаига Шихи оглы в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Мищенко
Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2019 года.