Председательствующий: Шуплецов И.М. № 33-1164/2020
(№ 2-279/2019 УИД 55RS0010-01-2019-000344-23)
г. Омск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Чернышевой И.В.,
судей Кочеровой Л.В., Лозовой Ж.А.,
при секретаре Кребель В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2020 года дело по апелляционной жалобе главы администрации Большеуковского муниципального района Омской области Казанчеева С.Н. на решение Большеуковского районного суда Омской области от 11 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Исковые требования прокурора Большеуковского района Омской области удовлетворить в полном объеме.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Большеуковский детский сад № 1» Большеуковского муниципального района Омской области, Администрацию Большеуковского муниципального района Омской области и Комитет образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области обязанность в срок до 1 сентября 2020 года устранить нарушения требований пожарной безопасности путем оборудования здания, расположенного по адресу: <...>, источником наружного противопожарного водоснабжения.
Освободить МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» Большеуковского муниципального района Омской области от уплаты государственной пошлины».
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Чернышевой И.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с иском в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Большеуковский детский сад № 1» Большеуковского муниципального района Омской области, администрации Большеуковского муниципального района Омской области, комитету образования администрации Большеуковского муниципального района Омской области, указав, что в ходе проверки МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» Большеуковского муниципального района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, <...>, выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно, образовательное учреждение не обеспечено источником наружного противопожарного водоснабжения. Нарушение имеет длящийся характер, требует значительных бюджетных средств, между тем, учредителями данного образовательного учреждения - администрацией Большеуковского муниципального района Омской области и комитетом образования администрации Большеуковского муниципального района Омской области денежные средства на устранение указанного нарушения длительное время не выделяются.
С учетом принятых судом уточнений исковых требований просил возложить на ответчиков обязанность устранить указанные выше нарушения в срок до 01.09.2020, путем оборудования вышеназванного здания МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» источником наружного противопожарного водоснабжения.
В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Бирюков К.А. просил исковые требования удовлетворить.
Представитель администрации Большеуковского муниципального района Омской области Рожкова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях.
Представители комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Таран Е.А., МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» Панечкина О.А. в судебном заседании поддержали позицию администрации Большеуковского муниципального района.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации Большеуковского муниципального района Омской области Казанчеев С.Н. просит решение суда отменить, повторно приводя в обоснование доводы, изложенные в обоснование позиции в суде первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Большеуковского района Омской области Путий В.С. выражает согласие с постановленным решением суда, полагая доводы жалобы необоснованными.
Лица, участвующие в деле о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд апелляционной инстанции не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Христолюбовой М.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка в деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Большеуковский детский сад № 1» (далее по тексту - МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1»), расположенного по адресу: Омская область, <...>, на предмет соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
Здание детского сада, находящееся по адресу: Омская область, <...>, на основании договора № БП0-05-2011 от 14.02.2011 и постановления Главы Администрации Большеуковского муниципального района № 32-п от 14.02.2011 передано собственником Большеуковским муниципальным районом Омской области в оперативное управление МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1».
Согласно Уставу МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» его учредителем является Большеуковский муниципальный район Омской области в лице Комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области.
В ходе проверки МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» выявлено нарушение требований пожарной безопасности, а именно, образовательное учреждение длительное время не оборудовано источником наружного противопожарного водоснабжения, чем нарушаются права несовершеннолетних обучающихся, а также работников детского сада на безопасность жизни и здоровья, поскольку не позволяет обеспечить надлежащую противопожарную защищенность учреждения и безопасные условия обучения.
Из информации ТО НД и ПР по Большеуковскому району Омской области от 06.11.2019 и информации УНД и ПР ГУ МЧС России по Омской области от 11.10.2019, следует, что здание детского сада не защищено источником противопожарного водоснабжения для тушения пожара из расчета расхода воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду. Данное нарушение выявлено 12.03.2015, неоднократные предписания об устранении нарушения не исполнены.
В связи с тем, что до настоящего времени нарушение не устранено, прокурор Большеуковского района Омской области обратился в суд с настоящим иском со ссылкой на необходимость устранения нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из установленного факта нарушения ответчиками требований пожарной безопасности, которые могут повлечь причинение вреда несовершеннолетним детям, а также работникам детского сада.
Судебная коллегия признаёт указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и применённым нормам права.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьёй 1 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 20 Закона о пожарной безопасности требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.
На основании ст. 34 Закона о пожарной безопасности граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждёнными соответствующими органами местного самоуправления.
Статьями 37 и 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
По правилам п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Из содержания ч. 7 ст. 28 данного закона следует, что образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к её компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объёме выполнены требования пожарной безопасности.
Часть 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании ч. 1 ст. 36 Устава Большеуковского муниципального района Администрация в числе прочего от имени Большеуковского муниципального района владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, находящимся в собственности Большеуковского муниципального района.
В соответствии с п. 1.9 Устава МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, план финансово-хозяйственной деятельности, печать со своим наименованием, штамп, бланки.
Согласно п. 1.2 Устава МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» учредителем учреждения является муниципальное образование Большеуковский муниципальный район.
Функции его учредителя от имени Большеуковского муниципального района Омской области выполняет Комитет образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области.
Пунктами 5.1, 5.3, 5.4 Устава МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» Большеуковского муниципального района предусмотрено, что учреждение для осуществления своей деятельности наделяется на праве оперативного управления имуществом, находящимся в собственности Большеуковского муниципального района Омской области, в том числе, недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом в соответствии с федеральным и областным законодательством, актами органов местного самоуправления. Источниками формирования имущества учреждения, в том числе финансовых средств, являются, в частности, бюджетные ассигнования. Закрепление имущества, находящегося в муниципальной собственности, за учреждением на праве оперативного управления при его учреждении осуществляется Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Большеуковского муниципального района. Закрепление имущества, находящегося в муниципальной собственности, за учреждением на праве оперативного управления в процессе осуществления его деятельности осуществляется Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации Большеуковского муниципального района.
Контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет в том числе Администрация Большеуковского муниципального района (п. 5.12 Устава).
Проверки деятельности учреждения осуществляются учредителем, а также иными органами в пределах их компетенции в порядке, установленном законодательством. Учреждение предоставляет информацию о своей деятельности учредителю в порядке, установленном федеральным и областным законодательством (п. п. 6.4, 6.5 Устава).
Согласно Положению о Комитете образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области (редакция № 8), утвержденному решением Совета Большеуковского муниципального района Омской области от 20.10.2015, Комитет образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных образовательных бюджетных и казённых учреждений Большеуковского муниципального района Омской области, муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения учреждений в сфере образования» Большеуковского муниципального района Омской области, муниципального бюджетного учреждения Детский оздоровительный лагерь «Тайга», находящихся в ведении Комитета образования (п. 2.1).
Комитет образования в соответствии с возложенными на него полномочиями создает условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержит детей в муниципальных образовательных учреждениях. Устанавливает муниципальное здание образовательным учреждениям, осуществляет контроль его выполнения в рамках своих полномочий. Обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п.п. 2.4, 2.6, подп. 2 п. 4.1 вышеуказанного Положения).
В области финансово-экономической деятельности Комитет образования осуществляет расчет субсидий, необходимых для выполнения бюджетными образовательными учреждениями установленных муниципальных заданий, и лимитов бюджетных обязательств казенных образовательных учреждений (подп. «б» п.4.3 Положения).
В соответствии с п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Доказательств устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки, проведённой прокуратурой Большеуковского района Омской области, ответчиками представлено не было.
Разрешая спор и, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, оценив представленные в материалы дела доказательства, установив, что выявленное нарушение носит существенный характер, несвоевременное принятие мер к его устранению может привести к чрезвычайной ситуации во время пожара, учитывая, что несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учебном заведении, и нарушает права неопределенного круга лиц, включая учащихся, на охрану жизни и здоровья, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о возложении на ответчиков обязанности устранить допущенное нарушение требований пожарной безопасности в срок до 01.09.2020 путем оборудования здания, расположенного по адресу: Омская область, <...>, источником наружного противопожарного водоснабжения.
Проанализировав нормы права, суд обоснованно признал МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» юридическим лицом, на которого возложена обязанность по организации наружного противопожарного водоснабжения, поскольку за данным образовательным учреждением на праве оперативного управления закреплено здания детского сада, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Возлагая обязанность по устранению выявленного нарушения помимо образовательного учреждения на Администрацию Большеуковского муниципального района Омской области, а также Комитет образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, суд первой инстанции исходил из того, что обеспечение исполнительно-распорядительных функций по решению вопросов местного значения возложено на орган местного самоуправления. В данном случае Комитет образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, являясь учредителем МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1», а муниципальное образование Большеуковский муниципальный район - собственником имущества детского сада, обязаны нести, в том числе и бремя содержания данного имущества.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на ответчиков обязанности по оборудованию здания детского сада источником наружного противопожарного водоснабжения противоречит положениям Закона об образовании, а также Закона о пожарной безопасности, поскольку такая обязанность федеральным законодательством возлагается на органы местного самоуправления сельских поселений, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств по делу и правильных выводов суда.
Суд в полном объеме проверил доводы сторон, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и установил, что согласно Уставу МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1» учредителем учреждения является Большеуковский муниципальный район Омской области в лице Комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области, который на основании Положения о Комитете образования осуществляет контроль за деятельностью учреждения (детского сада), организует и координирует материально-техническое обеспечение данного дошкольного образовательного учреждения в пределах имеющихся полномочий; муниципальное образование Большеуковский муниципальный район Омской области является собственником имущества детского сада, который в силу ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, следовательно, обязанность по устранению выявленного нарушения возложена на ответчиков законно и обоснованно.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами подателя жалобы о наличии на территории с. Большие Уки естественного водоема, используемого для целей пожаротушения, поскольку достоверных доказательств пригодности указанного водоема для обеспечения пожаротушения в материалы дела не представлено. Кроме того, из справки, на которую ссылается представитель ответчика в жалобе, следует лишь то, что указанный водоисточник расположен за пределами здания и территории образовательного учреждения, в связи с чем, как верно указал суд, в силу ст. 62 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п.4.1. СП 8.13130.2009 не может быть признан наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим должную противопожарную защищенность объекта. Более того, отсутствие на территории МБДОУ «Большеуковский детский сад № 1», а также в радиусе 200 м зоны наружного противопожарного водоснабжения из расчета расхода воды на наружное пожаротушение 10 литров в секунду установлено в ходе проведения соответствующей проверки.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных, исследованных и оцененных судом в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Большеуковского районного суда Омской области от 11 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: