Решение по делу № 2-346/2023 от 29.05.2023

63RS0-44

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июня 2023 года <адрес>

Приволжский районный суд <адрес>, в составе: председательствующего - судьи Бочарова Я.Ю.,

при секретаре ФИО1,

с участием:

представителя истца ФИО3,

ответчика – главы администрации с.<адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Самарской межрайоной природоохранной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>.

Исковое заявление мотивировано тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены факты бездействия Администрации сельского поселения Обшаровка в названном направлении.

Администрация сельского поселения Обшаровка является собственником гидротехнических сооружений (далее по тексту - ГТС, сооружение) – ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес>.

Вместе с тем, проведённая межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что Администрацией сельского поселения Обшаровка не принимаются меры по обеспечению безопасности находящихся в муниципальной собственности ГТС.

Полагает, что непринятие Администрацией сельского поселения Обшаровка мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может создать предпосылки к возникновению аварии, привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды.

Просит суд обязать Администрацию сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 исковое заявление поддержала и просила удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

Глава администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>, ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал.

В судебное заседание не явились представитель третьего лица – Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адресованном суду отзыве просили о рассмотрении дела в их отсутствие, решение суда просили оставит не усмотрение.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает необходимым иск удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено и следует из материалов дела, что администрация сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> является собственником гидротехнических сооружений (далее – ГТС) пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес>.

Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к общим требованиям по обеспечению безопасности ГТС относит, в том числе, предоставление декларации безопасности сооружения, установление критериев его безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за состоянием, обеспечение необходимой квалификации обслуживающих сооружения работников, заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Статьёй 9 Федерального закона № 117-ФЗ определён перечень мероприятий по обеспечению безопасности ГТС, являющихся обязательными для собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.

При этом в силу статьи 3 Федерального закона № 117-ФЗ под собственником гидротехнического сооружения понимается Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением. Под безопасностью гидротехнических сооружений подразумевается их свойство, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено судом, следует из материалов дела, проведённая Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что Администрацией сельского поселения Обшаровка не принимаются меры по обеспечению безопасности находящихся в муниципальной собственности ГТС, а именно не произведен расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес>.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Методика определения размера вреда, которым может причинен вред жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

В суде установлено и не отрицается сторонами, что ответчиком до настоящего времени не произведен и не согласован расчет с уполномоченным органом вероятного вреда, в случае аварии ГТС.

При рассмотрении гражданского дела суд приходит к выводу о том, что несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в связи с чем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда в разумный срок, которое имеет значение для большого круга лиц.

В связи, с чем суд считает возможным согласиться с мнением стороны истца и установить шести месячный срок исполнения решения, с момента вступления решения суда в законную силу.

Данный срок для исполнения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер создается угроза для неопределенного круга лиц.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства – удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на <адрес> в <адрес>, ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.

Установить Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> срок для совершения указанного мероприятия в шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Приволжский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Я.Ю. Бочаров

63RS0-44

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 июня 2023 года <адрес>

Приволжский районный суд <адрес>, в составе: председательствующего - судьи Бочарова Я.Ю.,

при секретаре ФИО1,

с участием:

представителя истца ФИО3,

ответчика – главы администрации с.<адрес>ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Самарской межрайоной природоохранной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>.

Исковое заявление мотивировано тем, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены факты бездействия Администрации сельского поселения Обшаровка в названном направлении.

Администрация сельского поселения Обшаровка является собственником гидротехнических сооружений (далее по тексту - ГТС, сооружение) – ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес>.

Вместе с тем, проведённая межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что Администрацией сельского поселения Обшаровка не принимаются меры по обеспечению безопасности находящихся в муниципальной собственности ГТС.

Полагает, что непринятие Администрацией сельского поселения Обшаровка мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений может создать предпосылки к возникновению аварии, привести к существенному материальному ущербу, ухудшению состояния окружающей природной среды.

Просит суд обязать Администрацию сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.

В судебном заседании помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 исковое заявление поддержала и просила удовлетворить по изложенным в нём основаниям.

Глава администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>, ФИО2 в судебном заседании исковые требования признал.

В судебное заседание не явились представитель третьего лица – Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в адресованном суду отзыве просили о рассмотрении дела в их отсутствие, решение суда просили оставит не усмотрение.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд полагает необходимым иск удовлетворить, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Судом установлено и следует из материалов дела, что администрация сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> является собственником гидротехнических сооружений (далее – ГТС) пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес>.

Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к общим требованиям по обеспечению безопасности ГТС относит, в том числе, предоставление декларации безопасности сооружения, установление критериев его безопасности, оснащение ГТС техническими средствами в целях постоянного контроля за состоянием, обеспечение необходимой квалификации обслуживающих сооружения работников, заблаговременное проведение комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Статьёй 9 Федерального закона № 117-ФЗ определён перечень мероприятий по обеспечению безопасности ГТС, являющихся обязательными для собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.

При этом в силу статьи 3 Федерального закона № 117-ФЗ под собственником гидротехнического сооружения понимается Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения сооружением. Под безопасностью гидротехнических сооружений подразумевается их свойство, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Как установлено судом, следует из материалов дела, проведённая Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проверка показала, что Администрацией сельского поселения Обшаровка не принимаются меры по обеспечению безопасности находящихся в муниципальной собственности ГТС, а именно не произведен расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и ГТС пруда на <адрес> в <адрес>.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Указанные мероприятия осуществляются, в том числе при эксплуатации ГТС.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения», утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ утверждена Методика определения размера вреда, которым может причинен вред жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

В суде установлено и не отрицается сторонами, что ответчиком до настоящего времени не произведен и не согласован расчет с уполномоченным органом вероятного вреда, в случае аварии ГТС.

При рассмотрении гражданского дела суд приходит к выводу о том, что несоблюдение требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, в связи с чем, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направленное на исполнение решения суда в разумный срок, которое имеет значение для большого круга лиц.

В связи, с чем суд считает возможным согласиться с мнением стороны истца и установить шести месячный срок исполнения решения, с момента вступления решения суда в законную силу.

Данный срок для исполнения решения суда, является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку в отсутствие необходимых мер создается угроза для неопределенного круга лиц.

Кроме того, при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, -

РЕШИЛ:

Исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> об обязании устранить нарушения федерального законодательства – удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес>, в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинён жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС пруда на <адрес> в <адрес>, ГТС пруда на <адрес> в <адрес> и согласовать его с министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>.

Установить Администрации сельского поселения Обшаровка муниципального района <адрес> срок для совершения указанного мероприятия в шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд, через Приволжский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Я.Ю. Бочаров

2-346/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самарский природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация с.п.Обшаровка
Другие
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей средыи природопользования Самарской области
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора
Суд
Приволжский районный суд Самарской области
Судья
Бочаров Ярослав Юрьевич
Дело на странице суда
privolzhsky.sam.sudrf.ru
29.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2023Передача материалов судье
30.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.06.2023Дело оформлено
23.08.2023Дело передано в архив
01.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
15.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее