Решение по делу № 33-3931/2017 от 14.09.2017

Дело № 2-483/2017 Председательствующий судья – Атрошенко Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33-3931/2017

гор. Брянск 24 октября 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего      Мариной Ж.В.,

судей Кулешовой Е.В., Киселевой Е.А.,

при секретаре Пешей Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 31 марта 2017 года и дополнительное решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 27 июля 2017 года по иску Зиновина Максима Анатольевича к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, Муниципальному унитарному специализированному предприятию по вопросам похоронных дел г.Брянск, СНТ «Рассвет» о признании права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., возражения представителя истца Костиной О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зиновин М.А. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 26.07.2012 года ему был выделен земельный участок площадью 626 кв.м. на территории садоводческого товарищества «Рассвет».

22.04.2016 года истец обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако, письмом в предоставлении земельного участка ему было отказано по причине нахождения его в санитарно-защитной зоне кладбища традиционного захоронения п. Антоновка.

Зиновин М.А. просил признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 17 мая 2016 года № 29/03-5502 в предоставлении ему в собственность земельного участка и признать за ним право собственности на указанный земельный участок.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще.

В судебном заседании представитель истца иск поддержал.

Представитель ответчика Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации - Талюко В.А. иск не признал, пояснил, что на основании заключения Управления по строительству и развитию территории г. Брянска Брянской городской администрации истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку он расположен па территории санитарно-защитной зоны кладбища традиционного захоронения п. Антоновка, площадью 16 га, ширина которой согласно нормам СанПин составляет 300 м, в границах которой не допускается размещение садоводческих товариществ.

Представитель ответчика СНТ «Рассвет» - председатель правления Федоришин В.М., считает, что исковые требования Зиновина М.А. являются обоснованными и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика Муниципального унитарного специализированного предприятия по вопросам похоронного дела г. Брянска в судебное заседание не явился, уведомлен надлежаще.

Решением Бежицкого районного суда г.Брянска от 31 марта 2017 года иск удовлетворен.

Суд признал за Зиновиным М.А. право собственности на земельный участок общей площадью 626 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

Дополнительным решением Бежицкого районного суда г.Брянска от 27 июля 2017 года признан незаконным отказ Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации от 17.05.2016 года №29/03-5502 в предоставлении в собственность Зиновину М.А. спорного земельного участка.

В апелляционной жалобе ответчик Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Указывает на то, что признание за Зиновиным М.А. права собственности на земельный участок в обход установленной процедуры нарушает принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, установленного п.10 ч.1 ст.1 ЗК РФ, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

Кроме того, спорный участок расположен в санитарно-защитной зоне.

В принесенных возражениях представитель истца Костина О.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав возражения представителя истца Костиной О.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Исполнительного комитета Бежицкого районного Совета народных депутатов от 11.08.1987 г. за СО «Рассвет» был закреплен земельный участок площадью 71 га. Схема участков садоводческого товарищества «Рассвет» прошла согласование и была утверждена архитектором Бежицкого района г. Брянска, Комитетом охраны окружающей среды и природоохранных ресурсов Брянской области, Управлением государственной противопожарной службы и другими компетентными организациями.

24 ноября 1987 года городское управление коммунального хозяйства исполкома Брянского горсовета народных депутатов предоставило по договору в бессрочное пользование садоводческому обществу «Рассвет» земельный участок площадью 71 га для строительства садовых домиков и дальнейшей их эксплуатации.

Согласно выписке из постановления Правления СНТ «Рассвет» от 26.07.2012 г., истцу был выделен земельный участок 6,00 сотки в садоводческом обществе «Рассвет».

Указанный земельный участок, поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, присвоен кадастровый .

В мае 2016 г. Зиновин М.А. обратился в Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации с заявлением о предоставлении ей в собственность, бесплатно вышеуказанного земельного участка.

Сообщением от 17.05.2016 г. № 5502 в предоставлении земельного участка отказано по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне кладбища традиционного захоронения п. Антоновка.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок в СНТ «Рассвет» был предоставлен Зиновину М.А. в установленном законом порядке, его местоположение и границы определены в схеме, которая прошла согласование и утверждена компетентными организациями, земельный участок занимаемый кладбищем в пос.Антоновка состоит на кадастровом учете и относится к землям сельскохозяйственного назначения, однако межевание данного земельною участка не производилось, какие либо документы, подтверждающих выделение земельного участка под кладбище, с установлением его размера, границ, и расширения, а так же утвержденный план и схема его расположения, сведения о проекте санитарно-защитной зоны кладбища, суду не представлены, в связи с чем, пришел к выводу о том, что отказ Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в предоставлении в собственность Зиновина М.А. земельного участка в СНТ «Рассвет», является незаконным, и истец имеет право на предоставление ей указанного земельного участка в собственность бесплатно.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда в силу следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Из разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата N 10/22 "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", следует, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством (п. 16).

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки, выделенные для размещения кладбищ, относятся к территориальной зоне специального назначения в составе земель населенных пунктов.

В силу положений п.2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), установлено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона.

Согласно пункту 3.3 названных СанПиН границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия.

Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га отнесены к 111 классу сооружений санитарно-технических, транспортной инфраструктуры, объектов коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг, вокруг которых должна быть установлена санитарно-защитная зона в размере 300 метров (пункт 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом согласно пункту 3.3 СанПиН санитарно-защитная зона устанавливается от источников химического, биологического и/или физического воздействия.

Согласно пункту 2.9 СанПиН 2.1.1279-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35, устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть, в том числе организацию и благоустройство санитарно-защитной зоны.

Аналогичные требования закреплены в п.2.7 действующего Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы..."), согласно которого устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом.

В соответствии с п.2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 N 84 "Об утверждении СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (вместе с "СанПиН 2.1.2882-11. Санитарные правила и нормы...") размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.

Согласно п.2.9 вышеуказанного постановления территория санитарно-защитных зон должна быть спланирована, благоустроена и озеленена, иметь транспортные и инженерные коридоры.

Как установлено судом, Зиновину М.А. 26.07.2012 г. на основании решения Правления СНТ «Рассвет» выделен земельный участок , площадью 6,00 соток, на территории садоводческого товарищества «Рассвет».

Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, как ранее учтенный, с видом разрешенного использования: для ведения садоводства, и ему присвоен кадастровый .

На территории г. Брянска в п. Антоновке находится кладбище традиционного захоронения.

Постановлением Брянской городской администрации от 25.07.2000 г. №1011 муниципальному унитарному специализированному предприятию по вопросам похоронного дела г.Брянска переданы функции текущего содержания и благоустройства кладбищ на территории города Брянска, в том числе п. Антоновка.

Земельный участок, занимаемый кладбищем в пос. Антоновка состоит на кадастровом учете , межевание данного земельного участка не производилось. Данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации и относится к землям сельскохозяйственного назначения.

Документы, подтверждающие выделение земельного участка под кладбище в п. Антоновка в размере 16 га, либо в ином размере, а также утвержденный план и схема его расположения, сведения о расширении территории кладбища, изменении и утверждении новых границ кладбища, согласованного и установленного плана санитарно-защитной зоны, ее границы, а кроме того, акты согласования границ кладбища, в нарушение ст.56 ГПК РФ не представлены.

Принимая во внимание, что СНТ «Рассвет» на основании решения исполнительного органа был выделен земельный участок площадью 71 га, схема участков садоводческого товарищества «Рассвет» прошла согласование и была утверждена архитектором Бежицкого района г.Брянска, Комитетом охраны окружающей среды и природоохранных ресурсов Брянской области, Управлением государственной противопожарной службы и другими организациями, при этом кладбище в пос.Антоновка на момент выделения земельного участка СНТ «Рассвет» существовало, однако документы, подтверждающие выделение земельного участка под кладбище в п. Антоновка в размере 16 га, либо в ином размере, утвержденный план и схема его расположения, а так же проект и границы санитарно-защитной зоны кладбища не представлены, суд первой инстанции пришел к правильному выводу в части признания незаконным отказа Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в связи с нахождением земельного участка в санитарно-защитной зоне.

В части вывода суда о признании права собственности за Зиновиным М.А. на спорный земельный участок судебная коллегия отмечает, что Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о садоводческих объединениях, вступившего в силу 23 апреля 1998 г., обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.

Статьей 28 данного закона в его первоначальной редакции предусматривалось, что садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим земельные участки из государственных и муниципальных земель на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного пользования, не может быть отказано в приватизации таких земельных участков, за исключением установленных федеральными законами случаев запрета на передачу земельных участков в частную собственность (пункт 1).

Граждане вправе в индивидуальном порядке приватизировать закрепленные за ними садовые, огородные и дачные земельные участки. При наличии встречных требований к границам земельных участков спор рассматривается органом местного самоуправления или в суде.

Таким образом, суд первой инстанции признавая за истцом право собственности на земельный участок , площадью 626 кв.м, с кадастровым номером 32:28:0010401:614, расположенный по адресу: г. Брянск, территория садоводческого некоммерческого товарищества «Рассвет», правомерно исходил из положений ст.28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в связи с чем пришел к правильному выводу об удовлетворении иска в данной части.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и иное толкование норм материального права, что не является основанием к отмене решения суда.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 31 марта 2017 года и дополнительное решение Бежицкого районного суда г.Брянска от 27 июля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации – без удовлетворения.

Председательствующий     Ж.В. Марина

Судьи Е.А. Киселева

Е.В. Кулешова

33-3931/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Зиновин М.А.
Ответчики
УИО Брянской городской администрации
СНТ "Рассвет"
МУСП по вопросам похоронных дел г. Брянска
Суд
Брянский областной суд
Судья
Кулешова Елена Вениаминовна
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
14.09.2017Передача дела судье
24.10.2017Судебное заседание
27.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее