Решение по делу № 2-2061/2021 от 16.04.2021

Дело № 2-2061/2021

УИД 04RS0007-01-2021-003106-90

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 сентября 2021 года                                                             г. Улан-Удэ

Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Республики Бурятия Баторова Д.А., при секретаре Майдариевой Э.О., с участием представителя Гусиноозерского межрайонного прокурора Дроздовой Ю.А., представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятии Гармаевой Л.В., действующей по доверенности от 18.02.2021, представителя третьего лица Администрации МО «Селенгинский район» Еранского Е.В., действующего на основании доверенности от 18.01.2021 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Бурятии об обязании произвести определенные действия,

    У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с иском к ответчику, просит обязать ответчика Министерство природных ресурсов Республики Бурятия включить <адрес> в перечень населенных пунктов, подверженных возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами, утверждённых в распоряжении Правительства Республики Бурятия ...-р от *** и обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории МО «Селенгинский район», указанных в распоряжении Правительства РБ ...-р от ***. Иск мотивирован тем, что в ходе проверки по обращениям жителей <адрес> по подтоплению жилых домов паводковыми водами, установлено, что <адрес> (поселения <адрес>) относится к населенным пунктам, подверженным возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами. Указанное следует из Приложения № 2 Постановления Правительства Республики Бурятия № 377-р от ***, <адрес> в указанный перечень населенных пунктов не включен. Границы зон затопления, подтопления на территории МО «Селенгинский район» в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 года № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» порядке не внесены, то есть не являются определенными.

          Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, совместно с администрацией муниципального образования «Селенгинский район» должны подготовить предложения об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон, а Федеральное агентство водных ресурсов рассматривает данные предложения и направляет в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии документы, необходимые для внесения сведений о границах зон затопления, подтопления в Единый государственный реестр недвижимости.

В ходе проверки установлено, что такие предложения в адрес Генерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) в лице Енисейского бассейнового водного управления не направлялись.

Непринятие действенных мер органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации указанных мероприятий нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку оставляет в неведении относительно риска возникновения чрезвычайной ситуации при приобретении н недвижимости и земельных участков и регистрации прав на них.

В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил обязать ответчика Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением установить границы зон затопления, подтопления города Гусиноозерск, обязать ответчика обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории МО «Селенгинский район», указанных в распоряжении Правительства РБ № 377-р от 01.07.2014 (т.1, л.д.189).

Определением суда от 18.05.2021, от 15.07.2021 в протокольной форме в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Администрация МО ГП «город Гусиноозерск», Правительство Республики Бурятия.

В судебном заседании прокурор Дроздова поддержала уточненные исковые требования, просила установить срок для исполнения решения суда по истечении шести месяцев с момента вступления его в законную силу.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятии Гармаева в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве (т.1, л.д.113, 218-219), пояснила, что работы по включению г. Гусиноозерск в перечень населенных пунктов подверженных подтоплению ведутся, соответствующие мероприятия запланированы на 2022 год, в бюджетной заявке денежные средства предусмотрены в 2022 году. Полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, по сути, ставится вопрос о бездействии министерства, который не может быть рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства.

Представитель третьего лица Администрация Администрации МО «Селенгинский район» Еранский в судебном заседании поддержал требования прокурора.

Представитель третьего лица Правительства Республики Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении без их участия, в котором также указывают, что в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Бурятии ответчик является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере использования, воспроизводства и охраны (защиты) природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения, объекты животного мира и среду их обитания, в области охоты, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по участию в выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, особо охраняемых природных территорий регионального значения и государственной экологической экспертизы, охраны атмосферного воздуха, в области лесных отношений исполнение государственных функций и предоставление государственных услуг в пределах предоставленных полномочий, является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области водных отношений и экологической экспертизы.

Суд, заслушав стороны, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 №360 утверждено "Положение о зонах затопления, подтопления", согласно которому зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (п.3 Положения).

При этом в пункте 4 Положения перечислены сведения, материалы и данные, которые должны быть учтены при подготовке предложений. В частности учитываются: а) материалы, полученные в результате геодезических и картографических работ, выполненных в соответствии законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии, а также данные обследований по выявлению паводкоопасных территорий; б) данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности на пунктах государственной наблюдательной сети; данные об отметках характерных уровней воды расчетной обеспеченности из фондовых материалов гидрологических и гидрогеологических изысканий под размещение заселенных пунктов, мелиоративных систем, линейных объектов инфраструктуры, переходов трубопроводов, мостов; данные проектных материалов, подготовленные в целях создания водохранилищ; сведения, содержащиеся в правилах использования водохранилищ; расчетные параметры границ затоплений пойм рек, определенные на основе инженерно- гидрологических расчетов; параметры границ подтоплений, определенные на основе инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий.

Согласно распоряжения Правительства Республики Бурятия от 01.07.2014 года № 377-Р «Об утверждении перечней первоочередных мероприятий по установлению границ затопления, подтопления и особого режима хозяйственной деятельности на паводкоопасных территориях; населенных пунктов, подверженных возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами; гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Бурятия, не имеющих свидетельств о праве собственности» утверждены населенные пункты, подверженных возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами по районам Республики Бурятия, в том числе в Селенгинском районе (поселения Темник, Эхэ-Цаган, Селендума, Гусиное Озеро, Дэдэ-Сутой, Новоселенгинск, Енхор, Билютай, Дэбэн, Зурган-Дэбэ, Поворот) (т.1., л.д.187-188).

В связи с обращениями граждан г. Гусиноозерска Селенгинского района Республики Бурятия Гусиноозерской Межрайонной прокуратурой проведена проверка и выявлено, что город Гусиноозерск в перечень населенных пунктов, подверженных возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами не включен.

Границы зон затопления, подтопления на территории МО «Селенгинский район» в государственный кадастр недвижимости в установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 № 360 «Об определении границ зон затопления, подтопления» порядке не внесены, то есть не являются определенными.

Как видно из представленных материалов, ответчику неоднократно доводилось до сведения Администрацией МО «Город Гусиноозерск» о подтоплении на территории МО ГП «город Гусиноозерск», в бюджете МО ГП «город Гусиноозерск» отсутствуют средства на проведение работ по описанию границ зоны подтопления (т.1, л.д.18).

Действительно, ответчиком проводится работа по включению города Гусиноозерск в перечень населенных пунктов, подверженных возможному затоплению и подтоплению паводковыми водами, будут внесены изменения в график установления границ зон затопления и подтопления, в республиканском бюджете средства на проведение этих работ предусмотрены на 2022 год, утвержден график установления границ зон затопления, подтопления (по Селенгинскому району срок подготовки предложений- 4 квартал 2021 года, срок завершения согласований -1-2 квартал 2022 года, срок направления согласованных предложений в БВУ -3 квартал 2022 года, срок утверждения зон затопления, подтопления 4 квартал 2022 года, заключен государственный контракт №00037 от 28.06.2019 (с. Гусиное озеро), 22.07.2020 заключен государственный контракт № 00056, №00071 (т.1, л.д.13, 33,36,39,40, 49-62,224,237).

Также прокуратурой республики при проведении анализа состояния законности в сфере защиты населения и территории от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера установлено, что имеется недостаточность запасов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, Муниципальным образованием «Селенгинский район» не обеспечивались подготовка и проведение противопаводковых мероприятий в 11 населенных пунктах, подверженных затоплению (т.1, л.д.44-46).

При такой сложной ситуации (введение режима «Чрезвычайная ситуация» 07.08.2020, с 30.12.2020 режим «Повышенная готовность»(т.1, л.д.190-192), сохранении угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с подтоплением жилых домов, угрозе жизни и здоровью жителей, несении материального ущерба и отсутствием финансирования в предыдущие годы (т.1, л.д.50,79,83-94), выделение денежных средств из республиканского бюджета на 2022 год на проведение работ по установлению границы зон затопления, подтопления города Гусиноозерск, и в других населенных пунктов на территории МО «Селенгинский район», указанных в распоряжении Правительства РБ № 377-р от 01.07.2014 не носит абсолютный характер.

Доводы ответчика о неправильно избранном прокурором способе защиты права, неверном порядке судопроизводства суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту конституционных прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре (статья 12 ГК РФ), которое по существу является понуждением ответчика выполнить определённые действия.

Прокурор, обращающийся в суд в защиту прав и законных интересов других лиц, не является субъектом спорного материального правоотношения, а потому говорить, что в данном споре один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику не приходится. При этом, стороны не отрицали факт, что

распоряжение Правительства РБ № 377-р от 01.07.2014 регламентирует внутреннюю деятельность органов власти и не носит характер нормативного-правового акта.

Заявленные требования прокурора о понуждении к совершению действий подлежат рассмотрению в порядке гражданского, а не административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Данное требование гражданского процессуального законодательства, направлено на исполнение решения суда в разумный срок, которое имеет значение для большого круга лиц, поэтому суд находит разумным установление срока для исполнения решения суда ответчиком в течение шести месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением установить границы зон затопления, подтопления города Гусиноозерск в течение шести месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия обратиться в Федеральное агентство водных ресурсов с предложением определить границы зон затопления, подтопления на территории МО «Селенгинский район», указанных в распоряжении Правительства РБ № 377-р от 01.07.2014 в течение шести месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                                   Д.А. Баторова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.09.2021

2-2061/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятии
Другие
Федеральное агентство водных ресурсов
Администрация Муниципального образования "Город Гусиноозерск"
Правительство РБ
администрация МО "Селенгинский район"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Баторова Дарима Александровна
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2021Подготовка дела (собеседование)
05.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
15.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
15.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
08.09.2021Судебное заседание
15.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2021Дело оформлено
08.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее