Решение по делу № 33-733/2020 от 26.08.2020

Дело № 2-837/2020                                                                                                             Председательствующий Белхароев Т.А.

Апелляционное определение № 33-733/2020

29 октября 2020 г.                                                      г. Магас

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего Точиевой А.А.,

судей                                 Аушевой Ф.К. и Плиевой И.М.,

при секретаре судебного заседания Мужухоеве М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Албагачиева Залимхана Александровича к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия и восстановлении на жилищном учете по апелляционной жалобе истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на решение Магасского районного суда от 2 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Плиевой И.М., судебная коллегия

установила:

             Албагачиев З.А. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в период прохождения службы в органах внутренних дел Республики Ингушетия на основании поданного им рапорта он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. После постановки в соответствии с решением жилищно-бытовой комиссии на учет для получения единовременной социальной выплаты он систематически обновлял документы, в том числе и о составе семьи. Однако решением жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 17 июня 2019 г. (протокол № 7) он снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ на основании выводов, содержащихся в справке ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия от 22 апреля 2019 г. № 207, согласно которым оттиски печати круглой формы «МВД России, Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия, Управление ГИБДД, отдельный батальон дорожно-патрульной службы, отдел кадров», визуально схожей с печатью, выданной вышеуказанному подразделению (зарегистрирована 20 ноября 2007 г. в журнале № 103 учета печатей, штампов, факсимиле МВД по РИ т. 1 графа № 139) нанесены в протоколе жилищно-бытовой комиссии от 25 февраля 2005 г. № 1 ранее печатного текста и имеющихся подписей, что свидетельствует о несоответствии даты указанного протокола времени его фактического изготовления (не ранее 14 февраля 2007 г.).

    Ссылаясь на то, что рапорт о постановке на жилищный учет подан им в связи с отсутствием своего жилья и зарегистрирован в установленном порядке в ГИБДД МВД по Республике Ингушетия, при этом каких-либо сведений, не соответствующих действительности, которые могли послужить основанием для снятия с учета по п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, им не представлялось, указывая на то, что ненадлежащее исполнение сотрудниками МВД по Республике Ингушетия своих обязанностей по оформлению, учету, регистрации и хранению документов сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является основанием для снятия его с учета, просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 17 июля 2019 г. № 7 в части снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика принять решение о восстановлении его на данном учете.

Решением Магасского районного суда от 2 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец и третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, ставят вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Истец Албагачиев З.А., его представитель Гетагазова Ф.М., третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, Албогачиева А.С., Албогачиев Х.З., Албогачиева М.З., Албогачиева М.З., надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя МВД по Республике Ингушетия Чаниева Ю.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что истец Албагачиев З.А. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. 26 февраля 2005 г. он обратился в адрес начальника УГИБДД МВД Республики Ингушетия с рапортом о постановке его на учет для получения жилья.

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия от 25 февраля 2005 г. Албагачиев З.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для получения жилого помещения.

Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 17 июня 2019 г. № 7 следует, что Албагачиев З.А. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, истец в их обоснование ссылается на незаконность и необоснованность решения жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 17 июня 2019 г. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку какие-либо сведения, не соответствующие действительности, являющиеся основанием для снятия с учета по п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, им в жилищно-бытовую комиссию не представлялись. Кроме того, истец указывает, что ненадлежащее исполнение сотрудниками МВД по Республике Ингушетия своих должностных обязанностей по оформлению, учету, регистрации и хранению документов сотрудников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, не является основанием для снятия его с учета.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 марта 2003 г. № 169, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, в частности рапорт истца от 26 февраля 2005 г., выписку из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия от 25 февраля 2005 г., справку ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия от 22 апреля 2019 г. № 207, согласно которой оттиски печати в протоколе жилищно-бытовой комиссии от 25 февраля 2005 г. № 1 нанесены ранее печатного текста и имеющихся подписей, суд пришел к выводу о том, что у ответчика имелись основания для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий поскольку выводы жилищно-бытовой комиссии, содержащиеся в протоколе от 17 июня 2019 г. № 7 основаны на результатах указанной справки ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным ввиду того, что он основан на правильном применении норм материального права и соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Согласно п.п. 1 и 5 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, а также граждане, проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

В статье 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что Жилищный кодекс Российской Федерации вводится в действие с 1 марта 2005 г.

Согласно статье 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, последний применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Статья 6 указанного Закона устанавливает, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Социальные гарантии в области жилищных прав сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., предусмотрены ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой указанным сотрудникам соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения рапорта Албагачиева З.А., поданного в УГИБДД МВД Республики Ингушетия 26 февраля 2005 г. жилищно-бытовой комиссией ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия в составе председателя Эсмурзиева У.С., членов Парчиева Б.А., Темирханова И.А., Албакова М.М. при секретаре Шадиевой Э.К. принято решение, которым Албагачиев З.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет для получения жилой площади, о чем свидетельствует выписка из протокола жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия от 25 февраля 2005 г.

Принимая 17 июня 2019 г. решение о снятии Албагачиева З.А. с учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, жилищно-бытовая комиссия пришла к выводу о несоответствии даты протокола жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия от 25 февраля 2005 г. времени его фактического изготовления (не ранее 14 февраля 2007 г.). При этом комиссия исходила из экспертного исследования от 22 апреля 2019 г. № 207, которым установлено, что оттиски печати в протоколе жилищно-бытовой комиссии от 25 февраля 2005 г. нанесены ранее печатного текста и имеющихся в нем подписей председателя, секретаря и членов жилищно – бытовой комиссии.

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия от 17 июня 2019 г., по результатам проверки имеющихся в архивах комиссии протоколов заседания жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия датированных с 6 сентября 2000 г. по 25 февраля 2005 г., установлено, что в нижней их части, в графах «председатель» имеются подписи от имени Парчиева Б.А. и Эсмурзиева У.С., в графах «члены комиссии» имеются подписи от имени Темирханова И.А., Албакова М.М., Медова Р.Б., в графах «секретарь» имеются подписи от имени Шадиевой Э.К. Вышеуказанные подписи утверждены оттисками печати круглой формы «МВД России, Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия, Управления ГИБДД, отдельный батальон дорожно-патрульной службы, отдел кадров», визуально схожей с печатью выданной вышеуказанному подразделению (зарегистрирована 20 ноября 2007 г. в журнале № 103 Учета печатей, штампов, факсимиле МВД по РИ т. 1 графа № 139).

Из данного протокола следует, что наименование «Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия» утверждено приказом МВД России от 14 февраля 2007 г. № 148 и ранее предлог «по» указанное Министерство не содержало.

Данные обстоятельства усматриваются из представленного суду апелляционной инстанции заключения по результатам служебной проверки от 2 декабря 2019 г. № 105, согласно выводам которого Парчиев А.Б., в период с 2000 г. по 2017 г. являвшийся должностным лицом ГИБДД МВД по Республике Ингушетия, а также председателем жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС ГИБДД МВД по Республике Ингушетия, не ранее 2007 г., с целью включения на жилищный учет в программу получения государственного жилищного сертификата в МВД по Республике Ингушетия и последующего получения от указанного факта материальной выгоды, подготовил фиктивные протоколы жилищно-бытовой комиссии, в том числе протокол от 25 февраля 2005 г. № 1. При этом внес в протоколы заведомо недостоверные, ложные сведения о том, что указанные в них сотрудники полиции поставлены на жилищный учет с 2000 по 2005 гг., где в один из протоколов, датированный от 2000 г. внес себя за № 2.

Согласно постановлению старшего следователя Назрановского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Республике Ингушетия от 24 января 2020 г. в возбуждении уголовного дела в отношении Парчиева Б.А. по признакам преступления, предусмотренного ч 1 ст. 292 УК РФ, отказано по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ – за истечением сроков давности.

Основанием снятия граждан с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР является выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также являются неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет.

Данное положение содержится в п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ и подп. 16.3 Инструкции о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел Российской Федерации, и предоставления им жилых помещений, утвержденной приказом МВД РФ от 18 марта 2003 г. N 169 (далее – Инструкция).

При таких обстоятельствах, учитывая положения п. 16 Инструкции, п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, действовавшие на момент снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно которым одним из оснований для снятия сотрудника с учета являются неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, судебная коллегия полагает законным решение суда, поскольку факт неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке Албагачиева З.А. на учет усматривается из совокупности исследованных судом доказательств, в частности справки ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия от 22 апреля 2019 г. № 207, заключения служебной проверки от 2 декабря 2019 г., постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 24 января 2020 г.

В связи с изложенным, доводы жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о проведении служебной проверки по факту допущенных нарушений при постановке истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и отсутствии процессуального решения следственного органа по данному факту, судебная коллегия находит несостоятельными.

Кроме того, судебная коллегия полагает, что рапорту истца, адресованному начальнику ГИБДД МВД Республики Ингушетия о постановке его на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, судом первой инстанции обоснованно дана критическая оценка, как вызывающему сомнения, поскольку согласно проставленному на нем штампу входящей корреспонденции № 54 он поступил в ГИБДД МВД Республики Ингушетия 26 февраля 2006 г., между тем протокол заседания жилищно-бытовой комиссии ОБ ДПС УГИБДД МВД Республики Ингушетия о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет датирован 25 февраля 2005 г.

Также из рапорта истца усматривается, что при его подаче к нему не приложены документы, необходимые для рассмотрения жилищно-бытовой комиссией подразделения вопроса о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. При исследовании судом первой инстанции учетного дела Албагачиева З.А. установлено, что истцом при подаче рапорта в нарушение п. 9 Инструкции, предусматривающего приложение к рапорту выписки из домой книги, копии финансового лицевого счета, свидетельствующих о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, указанные документы не приложены, что свидетельствует о том, что оснований для постановки истца на жилищный учет 25 февраля 2005 г. не имелось.

С учетом изложенного, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в совокупности, судебная коллегия полагает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии у ответчика оснований для снятия истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Доводы жалобы о нарушении ответчиком срока принятия решения о снятии истца с жилищного учета судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку справка ЭКЦ МВД по Республике Ингушетия от 22 апреля 2019 г. № 207 адресована заместителю начальника ОРЧ собственной безопасности МВД по Республике Ингушетия и материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о направлении данной справки в жилищно-бытовую комиссию МВД по Республике Ингушетия.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда, которым Албагачиеву З.А. отказано в удовлетворении исковых требований, является законным и обоснованным. Оснований, влекущих его отмену по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

         решение Магасского районного суда от 2 июля 2020 г. по гражданскому делу по исковому заявлению Албагачиева Залимхана Александровича к МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Ингушетия и восстановлении на жилищном учете оставить без изменения, апелляционную жалобу истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащими подписями

Копия верна:

Судья                                                           Плиева И.М.

33-733/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Албагачиев Залимхан Александрович
Ответчики
МВД по Республике Ингушетия
Другие
Албогачиева Аза Исмаиловна, Албогачиев Х.З., Албогачиева М.З., Албогачиева Мадина З.
Гетагазова Ф.М.
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Плиева Индира Магомедовна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
27.08.2020Передача дела судье
15.10.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
02.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2020Передано в экспедицию
29.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее