дело № 2-136/2019
11RS0019-01-2019-000206-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре Мовзер И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 07 октября 2019 гражданское дело по исковому заявлению Меладзе М.М. к АО «Коми тепловая компания» об обязании произвести перерасчет платы по коммунальной услуге «отопление», обязании прекратить начислять плату за отопление на всю площадь жилья, обязании начислять оплату за «попутное» тепло
установил:
Меладзе М.И. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что с ДД.ММ.ГГГГ является собственником <адрес> Республики Коми. АО «Коми тепловая компания» (далее – АО «КТК») в лице его Удорского филиала является ресурсоснабжающей организацией и оказывает населению коммунальные услуги, в том числе по отоплению жилых помещений в многоквартирных домах. В квартире истицы отсутствуют приборы центрального теплоснабжения, которые были демонтированы и установлено электрическое отопление согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ответчику известно, поскольку прежнему собственнику начислялась оплата за отопление с учетом указанного акта. При обращениях заявителя к АО «КТК» о перерасчете, ей было неоднократно немотивированно отказано. Полагает, что поскольку услуги по отоплению ответчиком ей не оказываются, просила суд обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 100 860, 14 рублей; обязать ответчика прекратить начислять сумму за отопление на всю площадь квартиры и начислять оплату лишь за «попутное» тепло, поступающее от элементов системы, оставшейся после отключения отопления.
В судебное заседание истица, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства по месту регистрации и жительства, не явилась, заявлений и ходатайств не представила, своих представителей не направила, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ просила рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик АО «Коми тепловая компания» в лице Удорского филиала АО «Коми тепловая компания», извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направил, согласно представленному отзыву с иском не согласился, просил в исковых требованиях отказать. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель по доверенности Букина М.Н. указала, что возможность одностороннего расторжения договора по оказанию услуг по отоплению путем демонтажа радиаторов отопления в квартире многоквартирного дома нормами жилищного и гражданского законодательства не предусмотрена. Факт отсутствия радиаторов отопления в квартире не освобождает собственника от оплаты за услугу отопления, поскольку в квартире проходят магистральные стояки отопления, а также в связи с тем, что раздельной оплаты за потреблении в жилом помещении и в местах общего пользования не предусмотрено законом, указанная позиция подтверждается судебной практикой по Республике Коми.
Третье лицо ООО «Светлый город», извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание представителя не направило, мнение по иску не высказало.
Третье лицо Государственная жилищная инспекция по Удорскому району, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направила, представитель ФИО6 направила отзыв, согласно которому с иском не согласилась, указав, что потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом. При этом закон №190-ФЗ «О теплоснабжении» содержит прямой запрет перехода на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения. Переустройство внутриквартирной системы отопления в квартире истицы влечет изменение и нарушение работы общедомовой инженерной системы отопления, гидравлического и теплового режима. В частности разрегулировка системы отопления дома, в результате чего тот объем тепла, который приходится на отключенную квартиру, распределяется на все остальные, происходит разбалансировка гидравлического давления, собственники иных жилых и нежилых помещения многоквартирного дома, как потребители коммунальных услуг, вынуждены нести дополнительные расходы по оплате услуг по отоплению.
Исследовав письменные материалы и доказательства гражданского дела, доводы сторон, суд приходит к следующему.
Судом установлено, с ДД.ММ.ГГГГ собственником <адрес> Республики Коми является Меладзе М.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости /л.д. 5-7/.
Коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению жильцам указанного многоквартирного жилого дома, в том числе и по квартире истицы, фактически оказывает Удорский филиал АО «Коми тепловая компания».
Как следует из лицевого счета и расчета задолженности, общая задолженность истицы за оказанные с июня 2017 года по апрель 2019 года включительно коммунальные услуги по отоплению составляет 81527, 47 рублей /л.д. 27/.
Согласно сведениям миграционного пункта ОМВД России по <адрес> Меладзе М.М., зарегистрирована по адресу: <адрес> /л.д. 24/.
В соответствии с требованиями статьи 10 Жилищного кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 288 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Жилые помещения предназначены для проживания граждан. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания на основании договора.
Как следует из статьи 289 Гражданского кодекса РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
В силу подпункта «в» пункта 35 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» содержит прямой запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения в многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Указанные нормы Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» были предметом рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации, который в Определении от 17.11.2011 №1514-О-О выразил правовую позицию о том, что указанная норма (пункт 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ) направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Согласно подпункту 1.7.1 пункта 1.7 постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Согласно части 1 статьи 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с части 5 статьи 26 Жилищного кодекса РФ орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
Предусмотренный частью 5 статьи 26 ЖК РФ документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Следовательно, только решение органа местного самоуправления о согласовании переустройство жилого помещения является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных законодательством. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если это квартира, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Обязанность граждан по своевременной и полной оплате коммунальных услуг закреплена также в нормах статей 153 и 154 Жилищного Кодекса РФ.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами, в том числе плату за данные коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме (часть 4 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ).
Часть 1 статьи 157 Жилищного Кодекса РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 11 статьи 155 Жилищного Кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Пунктом 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ указанные правила применяются к правоотношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть.
Как следует из пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» потребителем тепловой энергии является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 20.12.2018 №46-П признан абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд первой инстанции основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. В соответствии с ч.1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск (заявление) удовлетворению.
Актом обследования жилого помещения по адресу: <адрес> по факту отключения отопительной системы от ДД.ММ.ГГГГ, составленного работниками Удорского филиала АО «КТК», при представителе ООО «Светлый город», прежнем собственнике ФИО7, установлено: - отопительные приборы в квартире отключены, запорной арматуры нет, места присоединения отопительных приборов заварены электрической сваркой; - имеются элементы отопительной системы в комнатах квартиры: стояки по которым проходит попутное тепло: диаметром 20 мм с общей длиной 12,5 м., диаметром 15 мм. с общей длиной 2,5 м.) /л.д. 8/.
Данные сведения также подтверждаются актом обследования указанной <адрес>. 13 по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в кухне, ванне, зале, спальне №, спальне № имеются стояки протяженностью 2,5 метра диаметром 20 мм. По всей квартире установлены электрические конвекторы с регуляторами /л.д. 52/.
Исходя из изложенного, суд отмечает, что отопление жилого помещения, расположенного с многоквартирном доме, является обязательным, поскольку направлено на сохранение как самого жилого помещения, так и многоквартирного дома в целом, в состоянии, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а начисление платы за услугу отопление предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
Потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом. При этом закон №190-ФЗ «О теплоснабжении» содержит прямой запрет перехода на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения.
Переустройство внутриквартирной системы отопления в квартире истицы влечет изменение и нарушение работы общедомовой инженерной системы отопления, гидравлического и теплового режима. В частности разрегулировка системы отопления дома, в результате чего тот объем тепла, который приходится на отключенную квартиру, распределяется на все остальные, происходит разбалансировка гидравлического давления, собственники иных жилых и нежилых помещения многоквартирного дома, как потребители коммунальных услуг, вынуждены нести дополнительные расходы по оплате услуг по отоплению.
Фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в многоквартирном жилом доме истцом не освобождает его от оплаты тепловой энергии, поставляемой в дом централизованно. При этом суд приходит к выводу, что согласование перепланировки и переустройства квартиры при установке системы отопления было произведено с нарушениями: не получено разрешение на такие работы в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ).
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о предоставлении в орган местного самоуправления проекта переустройства, содержащего сведения (расчеты) о влиянии такого переустройства на сохранение теплового режима в многоквартирном жилом доме, и систему централизованного отопления в целом, а также оценке такого влияния лицом согласовавшим переустройство. При этом, бремя доказывания соответствия произведенного переустройства установленным нормам и правилам, а также сохранения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, энергетической эффективности, отсутствия нарушения теплового баланса и гидравлического режима внутридомовой системы теплоснабжения лежит на истце, как собственнике жилого помещения, при этом не имеет правового значение, что фактическое осуществление переустройства произведено бывшим собственником квартиры.
При этом суд учитывает, следующее, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату совокупно без разделения на плату за потребление в своём помещении и на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 Постановления Правительства РФ № 354). Порядок расчёта платы определён в п. 42(1) Постановления Правительства РФ РФ № 354, который в настоящее время не предусматривает отдельного механизма расчёта платы за отопление в доме, некоторые помещения которого отключены от централизованной системы.
В связи с чем, суд считает, что законных оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика произвести перерасчет платы по коммунальной услуге «отопление», а с учетом заявленных требований фактически полностью освободить потребителя от оплаты указанной коммунальной услуги за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, поскольку указанное будет противоречить жилищному законодательству, нарушая права и законные интересы других лиц, в том числе собственников других жилых помещений, в связи с чем суд полагает, что начисление платы коммунальной услуги за отопление ответчиком производится правомерно.
Рассматривая требования истца об обязании ответчика прекратить начислять плату за отопление на всю площадь жилья, начислять оплату за «попутное» тепло, суд, в том числе, с учетом постановления Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, предусматривающего возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, только при соблюдении установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, приходит к выводу, что поскольку переустройство системы отопления в квартире истца, произведено незаконно, самовольно, и без предусмотренного законом согласования и получения разрешения на демонтаж системы отопления и замены его электрическими конвекторами, и с учетом отказа судом в удовлетворении требований истца о произведении перерасчета за спорный период, суд полагает, что законных и обоснованных оснований для удовлетворения указанных требований истца также не имеется.
Иных оснований для освобождения истицы от оплаты коммунальной услуги по отоплению и перерасчета платы коммунальной услуги по другим основаниям не представлено и таких требований суду не заявлено.
Поэтому в соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ судом принимается решение по заявленным истцом требованиям.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные исковые требования не основанными на законе, не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Меладзе М.М. к АО «Коми тепловая компания» об обязании произвести перерасчет платы по коммунальной услуге «отопление», обязании прекратить начислять плату за отопление на всю площадь жилья, обязании начислять оплату за «попутное» тепло, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Удорский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 12 часам 11 октября 2019 года.