Судья: Шкинина И.А. УИД 52RS0005-01-2021-003844-80
(дело № 2а-4253/2021) Дело № 33а-195/2022
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 21 января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи Самарцевой В.В.,
судей: Сильновой Н.Г., Жилкина А.М.,
при секретаре судебного заседания Мословой В.А.,
с участием представителя Усова В.В. – Владимирова А.В., представителя Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области – Голодухиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сильновой Н.Г. в порядке апелляционного производства административное дело по апелляционной жалобе Усова Вадима Владимировича на решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 06 июля 2021 года по административному исковому заявлению Усова Вадима Владимировича к Правительству Нижегородской области, Министерству градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области, Министру градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Раковой М.В. о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия
УСТАНОВИЛА:
Усов Вадим Владимирович обратился в Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконными бездействия Правительства Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, выразившиеся в уклонении от обеспечения публичного доступа к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденному решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175, и материалов по обоснованию данного Генерального плана в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП);
- обязать Правительство Нижегородской области в лице Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области обеспечить публичный доступ к Генеральному плану Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, утвержденному решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175, и материалам по его обоснованию в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу.
- признать незаконным бездействия Правительства Нижегородской области, выразившееся в уклонении от обязанности по размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020;
- обязать Правительство Нижегородской области разместить на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020 в течение десяти дней с даты вступления настоящего решения суда в законную силу;
- признать незаконным бездействия Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, выразившееся в уклонении от обязанности по размещению на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020;
- обязать Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области разместить на официальном сайте Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщение о Решении Нижегородского областного суда от 03.12.2020 по делу №3а-739/2020.
В обоснование требований указано, что 03.12.2020 года Нижегородский областной суд вынес решение по делу №3а-739/2020. Данным решением Нижегородский областной суд установил, что графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет» утверждалась решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. На официальных ресурсах (включая официальный сайт Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, официальный сайт Администрации Кстовского района Нижегородской области, ресурс ФГИС ТП) размещена Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет», которая не утверждена решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 2.12.2013 №175. Иными словами, на официальных ресурсах ошибочно опубликована неутвержденная Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет». Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет», которая на самом деле утверждалась решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175, представлена Администрацией Запрудновского сельсовета в материалы дела №3а-739/2020, рассмотренного Нижегородским областным судом. Административный истец считает, что на сегодняшний момент складывается ситуация, исходя из которой на официальном ресурсе ФГИС ТП, размещена Графическая часть Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет», которая никем и никогда не утверждалась. В действительности утвержденная версия Графической части Генерального плана муниципального образования «Запрудновский сельсовет» представлена администрацией Запрудновского сельского совета в материалы дела №3а-739/2020. Административный истец считает, что по смыслу ч.9. ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Письма Минрегиона России от 21.01.2013 №440-ВГ/02, п.5.11 Приказа Минрегиона РФ от 26.05.2011 №244, утвержденная версия Генерального плана муниципального образования (включая графическую часть) должна быть опубликована на сайте ФГИС ТП. Истец обратился в Министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области со следующими требованиями: 1.Удалить графическую часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области с ресурса ФГИС ТП, поскольку размещенная на данном ресурсе графическая часть не была утверждена решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. 2.Разместить графическую часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, предоставленную Администрацией Запрудновского сельского совета в материалы дела №3а-739/2020 (рассмотрено Нижегородским областным судом) на официальном ресурсе ФГИС ТП, поскольку, как установил Суд, именно в таком виде графическая часть Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. Согласно ответу Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 04.03.2020, Министерство отказывается разместить в действительности утвержденную версию Генерального плана Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, так как Решение не возлагает на Министерство такую обязанность. В соответствии с решением Нижегородского областного суда №3а-739/2020 от 03.12.2020 сообщение о решении суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит размещению на официальном сайте Правительства Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте министерства градостроительной деятельности и развития агломераций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По состоянию на дату подачи данного административного искового заявления соответствующие сообщения не опубликованы, что является, по мнению истца, нарушением ч.1 ст.16 КАС РФ. Решение Нижегородского областного суда №3а-739/2020 от 03.12.2020 полностью проигнорировано. Таким образом, административный истец считает, что по смыслу ч.1 ст.218 КАС РФ бездействиями административных ответчиков нарушаются права административного истца как собственника земельных участков, располагающихся в границах Муниципального образования Запрудновский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области, поскольку на сегодняшний момент в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП) размещен Генеральный план Муниципального образования Запрудновский сельсовет, который не утверждался решением Сельского совета Запрудновского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области от 26.12.2013 №175. Кроме того, права административного истца нарушаются бездействиями административных ответчиков, поскольку последние не опубликовали на своих сайтах сообщение о Решении Нижегородского областного суда №3а-739/2020 от 03.12.2020.
Решением Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород в удовлетворении административных исковых требований Усова Вадима Владимировича отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Усов В.В. просил решение суда отменить полностью, как незаконное, и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указал, что суд неверно установил обстоятельства данного дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Усова В.В. – Владимиров А.В. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Министерства градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области – Голодухина О.В. с апелляционной жалобой не согласна, считает решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, своих представителей, с полномочиями, оформленными в порядке, предусмотренном ст.ст. 55-57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в суд не направили.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, неявка лица в суд является его волеизъявлением, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.
Согласно ч. 1 ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.п. 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года «О судебном решении»).
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Судом первой инстанции по настоящему делу такие нарушения были допущены.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования» Министерство экономического развития Российской Федерации является оператором федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП).
В соответствии с п.п. 8, 9 «Правил ведения федеральной государственной информационной системы территориального планирования», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 289 «О федеральной государственной информационной системе территориального планирования», обладатели информации обеспечивают достоверность, полноту и актуальность информации, доступ к которой обеспечивается посредством портала федеральной информационной системы, а также ее соответствие требованиям к структуре и форматам информации, утверждаемым оператором федеральной информационной системы; федеральная информационная система используется в том числе для согласования в электронной форме проектов документов территориального планирования, а также проектов правил землепользования и застройки в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Статья 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы, связанные с государственной информационной системой территориального планирования, которая должна обеспечить доступ к проектам, а также к самим документам территориального планирования и материалам по обоснованию их проектов, правилам землепользования и застройки, цифровым топографическим картам, к информации о зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия, об особо охраняемых природных территориях и т.п.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие создание государственных информационных ресурсов, создание и ведение государственных и муниципальных информационных систем, содержащих информацию, указанную в части 2 настоящей статьи, обязаны обеспечить доступ на официальном сайте к указанной информации с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне в объеме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Оператор информационной системы территориального планирования определяется Правительством Российской Федерации. Оператор информационной системы территориального планирования обеспечивает ее создание и функционирование.
В соответствии с ч. 6 ст. 57.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации контроль за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите информации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
В силу п. 3 ст. 309 КАС РФ при наличии указанного основания суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что к участию в данном деле не было привлечено Министерство экономического развития Российской Федерации, которое является оператором федеральной государственной информационной системы территориального планирования, права и обязанности которого будут непосредственно затрагиваться при разрешении указанного спора.
Таким образом, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешить существо решения, которое должно быть принято районным судом, доводы апелляционной жалобы не подлежат правовой оценке судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижегородского районного суда г. Нижний Новгород от 06 июля 2021 года по настоящему делу – отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать судебные акты, состоявшиеся по настоящему делу, в течение шести месяцев со дня принятия настоящего апелляционного определения в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04 февраля 2022 года.
Председательствующий:
Судьи: