г. Сыктывкар УИД № 11RS0001-01-2022-019361-81
Дело №2-2072/2023 (№33-4198/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Агранович Ю.Н. и Константиновой Н.В.,
при секретаре Кузнецовой А.Г.,
рассмотрела в судебном заседании 25 мая 2023 года дело по апелляционной жалобе Тищенко М.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 марта 2023 года, которым постановлено:
в удовлетворении требований Тищенко М.В. к ОСФР по Республике Коми о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, обязании произвести выплату по заявлению от 02.11.2022, взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснение истца Тищенко М.В., представителя ответчика Фотиеву Е.А. судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Сыктывкара в интересах Тищенко М.В. обратился в суд с иском в интересах Тищенко М.В. к ГУ - Отделению пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОПФР по Республике Коми) о признании права Тищенко М.В. на получение пособия на ребенка от 8 до 17 лет на ... ФИО2, <Дата обезличена> года рождения, по заявлению от 02.11.2022 и возложении обязанности назначить данное пособие.
Тищенко М.В. в рамках настоящего спора обратилась с заявлением ОПФР по Республике Коми по Республике Коми, в котором просила произвести выплаты мер социальной поддержки с 03.11.2022, взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. В обоснование своего заявления указала, что пенсионный орган необоснованно отказал в выплате мер социальной поддержки и безосновательно принял к учету заработок ее супруга ФИО9, который не является родителем несовершеннолетнего ФИО2.
Руководствуясь статьей 44 ГПК РФ, суд произвел замену ответчика ОПФР по Республике Коми на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми).
Прокурор от заявленных требований отказался. Определением суда от 06.03.2023 отказ прокурора от иска в интересах Тищенко М.В. принят судом.
В судебном заседании суда первой инстанции Тищенко М.В. свои требования поддержала, представитель ответчика с иском не согласилась, указала, что ФИО9 является членом семьи истца с <Дата обезличена>, соответственно, при определении права истца и ее детей на выплату мер социальной поддержки, его доход подлежит учету на дату заявления истца от 02.11.2022. Поскольку среднедушевой доход на одного члена семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, оснований для назначения ежемесячной денежной выплаты не имеется.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, указав, что суд не вправе был включать в расчет среднедушевого дохода семьи доходы супруга ФИО9, не являющегося отцом её ребенка ФИО2. Полагает, что в отношении ФИО9 судом должен был быть применен пункт 31 Постановления Правительства РФ от 09.04.2022 № 630 «Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», которым предусмотрено, что в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, не включаются: лица, лишенные родительских прав (ограниченные в родительских правах) в отношении ребенка (детей), на которого подается заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты.
В судебном заседании в суде апелляционной инстанции истец на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Тищенко М.В. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2, <Дата обезличена> года рождения (запись акта о рождении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ТО ЗАГС <Адрес обезличен>), ...; ФИО3, <Дата обезличена> года рождения (запись акта о рождении <Номер обезличен> от <Дата обезличена> ТО ЗАГС <Адрес обезличен>), ....
<Дата обезличена> Тищенко М.В. заключен брак с ФИО9 (запись акта о регистрации брака <Номер обезличен> МО ЗАГС <Адрес обезличен> и <Адрес обезличен> Министерства юстиции Республики Коми).
02.11.2022 Тищенко М.В. обратилась в ОСФР по Республике Коми с заявлением <Номер обезличен> о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет на сына ФИО2.
Решением ОСФР по Республике Коми <Номер обезличен> от 03.11.2022 Тищенко М.В. отказано в назначении (предоставлении) мер социальной поддержки в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты (02.11.2022). В обоснование принятого решения указано, что согласно представленным расчетам, размер прожиточного минимума на душу населения в южной природно-климатической зоне Республики Коми, куда относится г. Сыктывкар, составляет 15 891 руб., согласно доходам семьи с 01.07.2021 по 30.06.2022 среднедушевой доход на одного члена семьи при составе семьи 4 человека (Тищенко М.В., ее супруг ФИО9, дети ФИО2, ФИО3) составил ... руб. (общий доход семьи ... руб. /12 месяцев / 4 человека).
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 10.1 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Правилами назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, неопределенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.06.2021 № 1037, принял во внимание, что на момент обращения с заявлением о назначении пособия 02.11.2022 истец состояла в браке с ФИО9 и соответственно, ФИО9., как член семьи Тищенко М.В., подлежал учету при определении права на пособие, а потому пришел к выводу о том, что доход последнего, полученный в расчетном периоде, должен быть учтен при расчете среднедушевого дохода семьи в целях определения права на получение ежемесячного пособия. При этом суд указал, что учету подлежат доходы всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении пособия. Поскольку размер дохода на одного члена семьи истца составил сумму, превышающую величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Коми, суд пришел к выводу о том, что ответчиком обоснованно отказано в назначении и выплате пособия на ребенка от 8 до 17 лет, в связи с чем, отказал в удовлетворении исковых требований Тищенко М.В. в полном объеме.
Однако судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении заявленных требований судом первой инстанции не было учтено следующее.
Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Во исполнение указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037 были утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, и ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет в части, не определенной Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанных пособий, и форм заявлений об их назначении"
Однако Постановлением Правительства РФ от 06.06.2022 N 1036 Постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 № 1037, и соответственно, указанные выше Правила, были отменены и с 07.06.2022 применению не подлежали.
Вместе с тем, Президентом Российской Федерации 31.03.2022 был подписан Указ от 31.03.2022 № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», пунктом 1 и подпунктом «а» пункта 2 которого предусмотрено, что с 01.04.2022 ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет (далее - ежемесячная выплата), предоставляется в случае если ребенок является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В период спорных правоотношений действовали Основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовая форма заявления о ее назначении, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 630 (далее – Требования № 630).
Согласно подпункту «б» пункта 23 Требования № 630 одним из оснований для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты является превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения.
На период с 01.06.2022 по 31.12.2022 Постановлением Правительства РК от 14.09.2021 № 438 в южной природно-климатической зоне Республики Коми был установлен прожиточный минимум на детей в размере 15 860 руб.
Согласно пункту 30 Требований №630 в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной денежной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун (попечитель) ребенка, подавшие заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (попечительством) (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Пунктом 33 Требований №630 предусмотрено, что среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной денежной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Из материалов дела следует, что Тищенко М.В. являлась получателем ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет в период с 01.10.2021 по 30.09.2022. С заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 8 до 17 лет на очередной период Тищенко М.В. обратилась 02.11.2022.
При определении права на получение указанной ежемесячной денежной выплаты ОСФР по Республике Коми произвёл расчёт среднедушевого дохода семьи Тищенко М.В. за период с июля 2021 года по июнь 2022 года, включив в состав семьи супруга Тищенко М.В. ФИО9, брак с которым был зарегистрирован <Дата обезличена>.
Между тем из пояснений Тищенко М.В. и представленных суду доказательств следует, что ФИО9 в расчётный период (с июля 2021 года по июнь 2022 года) проживал в другой семье, его брак с ФИО10 был прекращен <Дата обезличена>, совместно с Тищенко М.В. он начал проживать с <Дата обезличена>, после чего сразу зарегистрировал брак.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в расчётный период доходы ФИО9 могли быть отнесены к доходам другой семьи, но не семьи Тищенко М.В., с которой он стал совместно проживать лишь с сентября 2022 года, то есть за пределами расчётного периода.
В этой связи расчёт среднедушевого дохода семьи Тищенко М.В. в целях определения права на назначение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, произведённый ОСФР по Республике Коми из расчёта состава семьи 4 человека, включая ФИО9, судебная коллегия находит необоснованным.
Вместе с тем, исходя из доходов Тищенко М.В. за период с июля 2021 года по июнь 2022 года, определяемых в соответствии с пунктом 32 Требований № 630, и состава семьи 3 человека, включая саму Тищенко М.В. и её несовершеннолетних детей ФИО2, <Дата обезличена> года рождения и ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, среднедушевой доход семьи истца составил ... руб., что выше величины прожиточного минимума в южной природно-климатической зоне Республики Коми, установленной с 01.06.2022 на душу населения (15 891 руб.) и на детей (15 860 руб.).
Таким образом, право Тищенко М.В. на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет по состоянию на дату обращения, то есть на 02.11.2022 не определяется, в связи с чем, оснований для отмены или изменения правильно принятого по существу решения суда не имеется.
Доводы Тищенко М.В. о том, что ФИО9 следует отнести к лицам, предусмотренным подпунком «а» пункта 31 Требований №630, то есть к лицам лишенным родительских прав, основаны на неверном понимании норм права, поскольку ФИО9 родителем несовершеннолетних детей Тищенко М.В. не является, и соответственно, не может быть признан лишенным родительских прав в отношении этих детей.
Кроме того, указанные доводы не влекут отмену обжалуемого решения, так как среднедушевой доход семьи Тищенко М.В. без учёта дохода ФИО9 также превышает прожиточный минимум.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения, судебной коллегией не установлено.
При изложенных обстоятельствах, апелляционная жалоба Тищенко М.В. подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 06 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Тищенко М.В., - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 25 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи