Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2018 года пос. Мама
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Овчинниковой В.М., при секретаре судебного заседания Гагариной М.П., с участием: старшего помощника прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области Трофимовой О.О., представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» - Доманюк Ю.В., действующей на основании доверенности № 11 от 22.12.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51/2018 по исковому заявлению прокурора Мамско-Чуйского района Иркутской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (ОГРН 1153850027715, ИНН 3802017195) о признании незаконным бездействия, понуждении совершить действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Мамско-Чуйского района Иркутской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в Мамско-Чуйский районный суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (далее по тексту – ООО «МПКК»),в котором просит признать незаконным бездействие ООО «МПКК», выразившееся в не принятии мер к обеспечению нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива – угля на отопительный период 2017-2018 годов на обслуживаемой котельной пос. Колотовка Витимского муниципального образования; обязать ООО «МПКК» обеспечить нормативный эксплуатационный запас твердого топлива – угля на отопительный период 2017-2018 годов на обслуживаемой котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением организациями коммунального комплекса законодательства о предоставлении коммунальных услуг установлено, что в соответствии с пунктами 1.3, 1.6, 3.2 Устава ООО «МПКК», утвержденного протоколом общего собрания учредителей № 1 от 29.05.2015 г., общество является юридическим лицом, собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом.
Целями деятельности общества является решение вопросов местного значения муниципального образования Мамско-Чуйского района, городских поселений в области коммунального хозяйства и энергоресурсоснабжения в интересах населения Мамско-Чуйского района. Основным видом деятельности ООО «МПКК» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), а дополнительными видами – деятельность по производству электроэнергии, распределение электроэнергии, забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод и другие виды деятельности.
Договором аренды № 2 от 22.12.2016 года администрацией Витимского городского поселения переданы в аренду ООО «МПКК» объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В соответствии со Схемой теплоснабжения Витимского городского поселения, утвержденной постановлением администрации Витимского городского поселения от 28.07.2014 № 29, размещенной на сайте поселения, основным топливом для котельных Витимского муниципального образования является уголь. Резервный вид топлива Схемой теплоснабжения не предусмотрен.
Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжающие организации обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с п. 11 приказа Минэнерго РФ № 377 от 10.08.2012 установлено, что нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Пунктом 21 Приказа предусмотрено, что для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток.
Согласно информации ООО «МПКК» от 12.02.2017 г. № 205 остаток угля на котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования составляет 22 тонны на 2 суток. Потребность в угле на отопительный период 2017-2018 годов по п. Колотовка Витимского муниципального образования составляет 1020,00 тонн. В период летней навигации было доставлено 1414, 44 тонн. Из-за перерасхода топлива по состоянию на 07.03.2018 г. остаток угля на котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования составляет 132 тонны на 31 сутки.
Витимское муниципальное образование расположено в природно-климатических условиях с резко континентальным климатом, с морозной зимой и коротким теплым летом, окончание отопительного периода на территории Витимского муниципального образования возможно только в конце мая месяца, при условии установления плюсовых температур.
Мамско-Чуйский район Иркутской области входит в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) и в зимний период доставка грузом, в том числе и недостающего угля возможна только по ледовой переправе по реке Витим через п. Мамакан Бодайбинского района, срок действия которой ограничен и зависит от погодных условий.
Данные обстоятельства свидетельствуют о незаконном бездействии ООО «МПКК», выразившемся в не обеспечении необходимых нормативных запасов топлива на отопительный период 2017-2018 годов на обслуживаемой котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования, что создает реальную угрозу нарушению прав потребителей, проживающих в п. Колотовка Витимского муниципального образования и может привести к чрезвычайной ситуации в сфере теплоснабжения объектов жилья и социальной инфраструктуры.
Определить перечень лиц, права которых нарушаются, не представляется возможным, поскольку круг жителей Витимского муниципального образования не стабилен, постоянно изменяется, а ст. 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд в защиту нарушенных, оспариваемых прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Мамско-Чуйского района Трофимова О.О., действующая на основании поручения, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Доманюк Ю.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала в полном объеме, указав на то, что поставка угля в п. Колотовку Витимского муниципального образования обеспечена ООО «МПКК» в соответствии с плановым расходом угля.
В судебное заседание представитель третьего лица – глава администрации Витимского городского поселения Балуткин Н.В. не явился, о дате времени и места рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Выслушав мнения сторон, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении»№ 190-ФЗ от 27 июля 2011 года теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003г. №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 г. № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), согласно пунктам 1 и 2 которого установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива.
Согласно п. 11 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), нормативный эксплуатационный запас топлива необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.
В соответствии с п. 12 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) расчет нормативного эксплуатационного запаса топлива производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года.
Согласно п. 21 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), для расчета замера нормативного эксплуатационного запаса топлива принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу – 45 суток.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170 (далее -Правила и нормы), определены требования к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, обязательных к исполнению собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно Правилам и нормам готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается, в том числе, наличием обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода (пункт 2.6.10.Правил и норм).
Согласно положений Устава ООО «МПКК» утвержденного протоколом общего собрания учредителей № 1 от 29.05.2015 г., общество является юридическим лицом, собственником принадлежащего ему иму4щества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом (пункты Устава 1.3, 1.6, 3.2). Целями деятельности общества в соответствии с п. 2.1 Устава является решение вопросов местного значения муниципального образования Мамско-Чуйского района, городских поселений в области коммунального хозяйства и энергоресурсоснабжения в интересах населения Мамско-Чуйского района.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом его деятельности общества является производство, распределение и передача пара и горячей воды (тепловой энергии), и другие (п. деятельность по обеспечению работоспособности котельных и по обеспечению работоспособности тепловых сетей (код ОКВЭД 35.30).
Как установлено судом, в период с 01.07.2015 г. по настоящее время ООО «МПКК» является единственной ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги в жилые дома п. Колотовка Витимского муниципального образования Мамско-Чуйского района.
22.12.2016 г. между администрацией Витимского городского поселения Мамско-Чуйского района Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» заключен договор аренды № 2, согласно которому администрацией Витимского городского поселения переданы в аренду ООО «МПКК» объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящиеся в собственности Витимского городского поселения, в том числе, здание котельной № 12, «Центральная» (с оборудованием), нежилое здание, инвентарный номер 60987, литер А, площадь 351,9 кв., м., этажность 1, адрес (местонахождение)объекта: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, п. Колотовка, ул. Советская, кадастровый номер 38:24:200036:14; здание водозабора, назначение нежилое, инвентарный номер 60986, литер А, площадь 25,9 кв., м., адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, п. Колотовка, ул. Первомайская, кадастровый номер 38:24:000035:10; сеть теплоснабжения, назначение: нежилое, протяженность 6727 м., инвентарный номер 61467, кадастровый номер 38:24:000000:32, литер I, адрес (местонахождение) объекта: Иркутская область, Мамско-Чуйский район, п. Колотовка от ул. Советская до ул. Школьная и ул. Рабочая, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 38 АЕ № 421528.
В соответствии с п. 3.2.1 Договора ООО «МПКК» обязуется использовать полученное в аренду имущество в соответствии с условиями настоящего Договора и исключительно по прямому производственному назначению названного имущества.
В соответствии со Схемой теплоснабжения Витимского городского поселения, утвержденной постановлением администрации Витимского городского поселения от 28.07.2014 № 29, размещенной на сайте поселения, основным топливом для котельных Витимского муниципального образования является уголь. Резервный вид топлива Схемой теплоснабжения не предусмотрен.
Согласно подпункту «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к указанным Правилам (пп. «в» п. 3 Правил).
В соответствии с п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха не ниже 8°С.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 402 Мамско-Чуйский район Иркутской области входит в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно разделу 3 части 1 Книги 2 Генерального плана Витимского муниципального образования, утвержденного решением Думы Витимского городского поселения от 17.07.2013 г. № 63, Витимское муниципальное образование расположено в природно-климатических условиях с резкоконтинентальным климатом, с морозной (до -55°С, -60°С) зимой и коротким теплым (до +39°С) летом. Среднемесячные температуры января -28, 9°С, июля +17,9°С. Ледяной покров на реках в поселении устанавливается в октябре-ноябре и сходит в мае-июне. Снежный покров в долинах рек держится с октября до июня, на вершинах гольцов- более продолжительное время. На территории поселения распространена вечная мерзлота, главным образом, на склонах гольцов.
Таким образом, окончание отопительного периода в п. Колотовка Витимского муниципального образования возможно только в конце мая месяца при условии установления плюсовых температур.
Согласно информации ООО «МПКК» по состоянию на 12.02.2018 г. остаток угля в п. Колотовка составляет 22 тн, количество дней запаса 4 (л.д. 10).
Согласно ежедневно предоставляемой информации ООО «МПКК» в прокуратуру района, потребность в угле на отопительный период 2017-2018 годов по п. Колотовка Витимского муниципального образования составляет 1020,00 тн. В период летней навигации было доставлено 1414, 44 тн. По состоянию на 07.03.2018 г. остаток угля на котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования составил 132 тн, количество дней запаса – 31 (л.д. 11).
Из пояснений в судебном заседании представителя ответчика ООО «МПКК» Доманюк Ю.В., действующей на основании доверенности, следует, что в марте 2018 г. в п. Колотовку Витимского муниципального образования было доставлено 293,7 тн угля, что является достаточным до окончания отопительного сезона с учетом планового расхода топлива.
Из представленной представителем ответчика справки о приходе и расходе по теплоисточникам Витимского городского поселения (п. Колотовка), следует, что плановый расход угля на март 2018 г. составил 132 тн, при плановом расходе угля 4,26 тн в сутки, доставлено 293,7 тн, однако фактический расход составил 308 тн – 9,9 тн угля в сутки. Кроме того, из указанной справки следует, что плановый расход на апрель 2018 г. составляет 81 тн угля при плановом расходе 2,27 тн угля в сутки, фактически на 5 апреля 2018 г. израсходовано 20 тн угля – по 4 тн угля в сутки.
Согласно представленной информации ООО «МПКК», потребность в угле на отопительный период 2017-2018 г.г. в п. Колотовка Витимского муниципального образования составляет 1020,00 тн. По состоянию на 05.04.2018 г. в п. Колотовка доставлено 1703,54 тн, по состоянию на 06.04.2018 г. остаток угля на котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования составил 99 тн, с учетом планового суточного расхода топлива в марте 2,72 тн, количество дней запаса – 36.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что фактический расход угля в отопительном периоде 2017-2018 годов на котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования значительно превышает плановый расход угля, отраженный в представленных ООО «МПКК» информационных справках. Так, согласно представленных ООО «МПКК» сведений об остатке угля на котельной Колотовка Витимского муниципального образования, следует, что на 06.04.2018 г. остаток угля составил 99 тн, при этом из справки о приходе и расходе по теплоисточникам Витимского городского поселения (п. Колотовка) следует, что фактический суточный расход топлива в апреле 2018 г. составляет 4 тн, таким образом, с учетом фактического суточного расхода топлива количество дней запаса составит 25, т.е. до 1 мая 2018 года, в то время, как окончание отопительного периода в п. Колотовка Витимского муниципального образования, с учетом природных и климатических условий, возможно только в конце мая месяца при условии установления плюсовых температур.
При этом доводы представителя ответчика ООО «МПКК» Доманюк Ю.В. о достаточном количестве угля на котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования до конца отопительного сезона 2017-2018 годов, с учетом планового суточного расхода 2,72 тн, суд оценивает критически, поскольку в указанном случае количество дней запаса составляет 36, т.е. до 12 мая 2018 г., при том, что с учетом природных и климатических условий окончание отопительного периода в п. Колотовка Витимского муниципального образования возможно только в конце мая месяца при условии установления плюсовых температур.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии на обслуживаемой ООО «МПКК» котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования необходимых нормативных запасов топлива на отопительный период 2017-2018 годов.
Обязанность обеспечить бесперебойное теплоснабжение жилых домов и объектов социально-культурного назначения, расположенных на территории п. Колотовка Витимского муниципального образования возложена на ООО«МПКК».
При таких обстоятельствах суд полагает заявленные исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» о признании незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса», выразившееся в непринятии мер к обеспечению нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива – угля на отопительный период 2017-2018 годов на обслуживаемой котельной п. Колотовка Витимского муниципального образования, о понуждении устранить указанные нарушения, подлежащими удовлетворению.
В исковом заявлении прокурор просил установить срок исполнения судебного решения 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу. С учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из необходимости реального исполнения решения суда и в целях контроля за эффективностью принимаемых ответчиком к этому мер, а также с учетом приближения окончания отопительного периода 2017-2018 годов, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор в силу подпункта 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, подпунктом 2 п. 2 ст. 333.17 НК подлежит взысканию государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, в сумме 6000 рублей, согласно ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ – в доход местного бюджета муниципального образования Мамско-Чуйского района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мамско-Чуйского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (ОГРН 1153850027715, ИНН 3802017195) о признании незаконным бездействия, понуждении совершить действия - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (ОГРН 1153850027715, ИНН 3802017195), выразившееся в непринятии мер к обеспечению нормативного эксплуатационного запаса твердого топлива – угля на отопительный период 2017-2018 годов на обслуживаемой котельной пос. Колотовка Витимского муниципального образования.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (ОГРН 1153850027715, ИНН 3802017195) обязанность в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить нормативный эксплуатационный запас твердого топлива - угля на отопительный период 2017-2018 годов на обслуживаемой котельной пос. Колотовка Витимского муниципального образования.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие коммунального комплекса» (ОГРН 1153850027715, ИНН 3802017195) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в течение месяца.
Мотивированный текст решения изготовлен 9 апреля 2018 года.
Судья В.М. Овчинникова