Дело № 33-10776/2021 (№2-2244/2021)
59RS0004-01-2021-002141-23
Судья Гладкова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Варовой Л.Н.,
судей Братчиковой М.П., Безматерных О.В.
при секретаре Климовских Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 24 ноября 2021 года дело по апелляционной жалобе администрации города Перми и департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 06 августа 2021 года, которым постановлено:
«Возложить на администрацию города Перми обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет бесхозяйных транзитных участков сетей:
-теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Героев Хасана, 151а, г. Пермь,
-теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Героев Хасана, 157, г. Пермь,
-теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Героев Хасана, 159, г. Пермь,
-теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 26, г. Пермь,
-горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 10, г. Пермь,
-теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 4, г. Пермь,
-горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 11, г. Пермь,
-горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Бригадирская, 8, г.Пермь,
-горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Пихтовая, 18, г.Пермь,
-теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Коломенская, 3, г. Пермь до стены МАДОУ «Детский сад №377» по ул. Коломенская, 5а.
Исковые требования прокурора Свердловского района г.Перми в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Перми о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном п.3 ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии на учет сети горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Коломенская, 3, г. Пермь от ЦТП№3 по ул. Коломенская в микрорайоне Владимирский, - оставить без удовлетворения.
Возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми в течение месяца после вступления решения суда в законную суда обязанность определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные транзитные сети:
-теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Героев Хасана, 159, г. Пермь,
-теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 26, г. Пермь,
-теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 4, г. Пермь,
-горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 11, г. Пермь,
-горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Бригадирская, 8, г.Пермь,
-горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Пихтовая, 18, г.Пермь»
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Братчиковой М.П., пояснения представителя ответчиков администрации г. Перми и департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – Лазуренко В.П., представителя истца Кузнецовой С.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г.Перми обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г Перми о возложении обязанности в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу, в порядке, установленном п. 3 ст. 225 ГК РФ, обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением по принятию на учет бесхозяйных транзитных сетей: теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Героев Хасана, 151а г.Пермь; теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Героев Хасана, 157 г.Пермь; теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Героев Хасана, 159 г.Пермь; теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 26 г.Пермь; горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 10 г.Пермь; теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 4 г.Пермь; горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 11 г.Пермь; горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Бригадирская, 8 в г.Пермь; горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Пихтовая, 18 в г.Пермь; теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Коломенская, 3 г.Пермь. Также заявил о необходимости возложить обязанность на Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в течение месяца после вступления решения суда в законную силу, определить специализированную организацию, которая может содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйные транзитные сети: теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Героев Хасана, 151а г.Пермь; теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Героев Хасана, 157 г.Пермь; теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Героев Хасана, 159 г.Пермь; теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 26 г.Пермь; теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 4 г.Пермь; горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Краснополянская, 11 г.Пермь; горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Бригадирская, 8 в г.Пермь; горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Пихтовая, 18 в г.Пермь; теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, находящихся в г.Перми: в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул.Коломенская, 3 г.Пермь.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проверки установлено, что на балансе ООО «Пермская сетевая компания» находится сеть теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, проходящая от ЦТП № 38 по ул. Героев Хасана, 159, конец - жилые дома по ул. Героев Хасана, 149б, 151а, 157, 159. Транзитные сети теплоснабжения и горячего, холодного водоснабжения, проходящие через подвалы многоквартирных жилых домов по ул. Героев Хасана, 151а, 157, 159, г. Пермь, в собственности ООО «Пермская сетевая компания», ООО «НОВОГОР-Прикамье» не находятся, в состав общего имущества не входят, в реестре муниципального имущества г. Перми не числятся, в реестре государственной собственности Пермского края не учитываются, в реестре федерального имущества отсутствуют. Кроме того, сети теплоснабжения, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 26, г. Пермь, сети горячего, холодного водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 10, г. Пермь, сети горячего, холодного водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 4, г. Пермь, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Краснополянская, 11, г. Пермь, горячего водоснабжения по участкам в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Бригадирская, 8, г. Пермь, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Пихтовая, 18, г.Пермь, теплоснабжения, горячего водоснабжения по участкам трубопроводов, в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Коломенская, 3, г. Пермь на балансе ООО «Пермская сетевая компания», ПАО «Т Плюс» не состоят, в хозяйственном ведении не числятся, на балансе предприятия не состоят, в реестре муниципального имущества не числятся, в состав общего имущества не входят, в реестре федерального имущества отсутствуют, по данным Росимущества сведений об объекте недвижимости нет. Согласно информации, представленной администрацией Свердловского района г. Перми, трубопроводы, проложенные транзитом через помещения жилых домов, являются неотъемлемой частью тепловой сети на участке от центрального теплового пункта. Участки тепловых сетей до транзита и после являются сложной вещью в силу их конструктивной и производственно-технической связи по поставке тепловой энергии, являются единой системой. Содержание, ремонт и эксплуатацию участка тепловой сети, должна осуществлять организация, имеющая непосредственное присоединение к наружным тепловым сетям. Спорные сети являются бесхозяйным имуществом, поскольку собственник не установлен, объекты на балансе не состоят, в ЕГРН сведений о правообладателе не имеется, объекты в реестре муниципальной собственности не значатся. До настоящего времени статус сетей не определен. Отсутствие собственника объектов и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению, теплоснабжению населения, обеспечению надлежащего технического состояния сетей, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации. Отсутствие мер по обеспечению надлежащего технического состояния сетей не исключает возможность возникновения чрезвычайной ситуации, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Определением Ленинского районного суда г. Перми от 26.07.2021 принят отказ прокурора Свердловского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц от иска к Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми от иска в части требований о возложении на ответчика обязанности определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) сети: холодного, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Героев Хасана, 151, холодного, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Героев Хасана, 157, теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Коломенская, 3. Производство по делу по иску Свердловского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Перми, Департаменту жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми в части требований о возложении на ответчика – Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми обязанности определить специализированную организацию, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) сети: холодного, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Героев Хасана, 151, холодного, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Героев Хасана, 157, теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения в подвале многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г.Пермь, ул. Коломенская, 3, прекращено.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчики администрации города Перми и Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрация г. Перми ставят вопрос об отмене решения по мотиву нарушения судом норм материального права, неполного исследования судом обстоятельств дела. Ссылаясь на положения Федерального закона «О теплоснабжении», апеллянт указывает, что спорные участки теплоснабжения закреплены за ООО «Пермская сетевая компания», которая обязана обеспечить теплоснабжение всем потребителям тепловой энергии в зоне ее ответственности. Под бесхозяйными тепловыми сетями понимаются тепловые сети, не имеющие эксплуатирующей организации. Транзитные участки спорных сетей являются неотъемлемой частью комплекса инженерных сетей, подающих в жилые дома соответствующий ресурс. Деление на участки недопустимо. Внешние сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения находятся на балансе ООО «ПСК». Проходящие по подвалам многоквартирных домов, в соответствии со ст.133.1 ГК РФ относятся к единому недвижимому комплексу. В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ предварительная постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет государственным регистратором по заявлению органа местного самоуправления на такую недвижимость не являются необходимым условием для приобретения права частной собственности на объект третьими лицами в силу приобретательной давности. Действие договора на оказание услуг по передаче ресурсов, заключенного по поводу сложной вещи, к которым относятся и инженерные сети, распространяются на все ее составные части, в том числе и на транзитные участки. То обстоятельство, что сети холодного водоснабжения от ЦТП до наружной стены жилых домов находится в зоне ответственности ООО «ПСК», свидетельствует об использовании ресурсоснабжающей организацией данных сетей при осуществлении производственной деятельности с использованием сетей, проходящих транзитом по подвалам жилых домов. Отсутствие государственной регистрации права собственности какого-либо лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным при наличии хотя бы одного из обстоятельств: правопритязания на объект недвижимого имущества; фактическое владение данным имуществом каким-либо лицом. Надлежащим ответчиком является территориальный орган администрации г. Перми - администрация Свердловского района г. Перми
В судебном заседании представитель ответчиков поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца просила решение суда первой инстанции оставить без изменения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, были судом извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили, ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, об отложении слушания дела не просили, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность и обоснованность судебного решения (в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что в ходе проверки выявлены объекты недвижимого имущества – сети теплоснабжения и горячего, холодного водоснабжения, проходящие по подвалам многоквартирных жилых домов по ул. Героев Хасана, 151а, 157, 159, г. Пермь, сети теплоснабжения, горячего водоснабжения, проходящие в подвале многоквартирных жилых домов по адресу: ул. Краснополянская, 26, ул. Коломенская, 3, г. Пермь, сети горячего, холодного водоснабжения, проходящие в подвалах многоквартирных дома на ул.Краснополянская, 4, 10 г. Пермь, сеть горячего водоснабжения, проходящая в подвалах многоквартирных жилых домов по ул. Краснополянская, 11, ул. Бригадирская, 8, ул.Пихтовая, 18 г. Пермь, по которым осуществляется поставка до конечного потребителя теплоносителей, холодного и горячего водоснабжения.
Согласно ответу ООО «Пермская сетевая компания» от 17.03.2020 на балансе общества находятся инженерные сети горячего, холодного водоснабжения, сети отопления от здания ЦТП-38 по улице Героев Хасана, 159, конец – жилые дома по ул. Героев Хасана, 149б, 151а, 157, 159, исключая транзит по подвалам перечисленных домов (л.д. 27-28).
Из ответа ПМУП «Городское коммунальное и тепловое хозяйство» следует, что сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения от ЦТП-38 до жилых домов по ул.Героев Хасана, 151а, 149б, 157, 159, 155, включая транзиты по подвалам домов, в хозяйственном ведении учреждения не числятся, на балансе не состоят, не имеют непосредственного присоединения к сетям предприятия (л.д. 29).
Согласно ответу ООО «НОВОГОР-Прикамье» от 06.03.2020, сети теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, проложенные после ЦТП-38: до ж.д. №159 по ул. Героев Хасана, включая транзит по подвалу многоквартирных домов №№151а, 149б, 157 по ул. Героев Хасана, до ж.д. №155 по ул. Героев Хасана, включая транзит по подвалу многоквартирных домов №№151а, 149б, 153, общество не обслуживает. Сети, проложенные после ЦТП, не имеют точек присоединения к сетям, находящимся в обслуживании общества (л.д. 30-31).
Согласно ответу ПАО «Т Плюс» от 22.05.2020 информация об обслуживающей организации транзитного участка тепловой сети в подвале многоквартирного дома №151а по ул.Героев Хасана отсутствует. Статус принадлежности транзитного участка сети не определен, проводились обследования представителями администрации Свердловского района г.Перми, по транзитному участку тепловой сети, проходящей по подвалу многоквартирного дома №151а по ул. Героев Хасана, осуществляется поставка тепловых ресурсов к многоквартирному дому №151а, 149б, 153, 155, 157, 159 по ул. Героев Хасана. Теплоснабжающей организацией является ПАО «Т Плюс», потребителя находятся на прямых договорах. Технические условия на указанную транзитную сеть отсутствуют. Указанный участок сети не обладает признаками аварийности, состояние трубопроводов ветхое (л.д. 32).
Из ответа Департамента имущественных отношений администрации г.Перми от 18.05.2020 следует, что транзитные сети в подвале многоквартирного жилого дома по адресу: г.Пермь, ул. Героев Хасана, 151 в реестре муниципального имущества г.Перми не числятся (л.д. 35).
Согласно ответу администрации Свердловского района г.Перми от 28.06.2019 сеть теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения от ЦТП №38 по ул. Г.Хасана, 159, конец-жилые дома по ул.Г.Хасана, 149б, 151а, 157, 159 находится на балансе ООО «Пермская сетевая компания» (л.д. 51-53).
Из ответа Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 02.10.2019 сети горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и теплоснабжения, находящиеся в подвале многоквартирного жилого дома по ул.Г.Хасана, 157 в реестре государственной собственности Пермского края не учитываются (л.д. 54).
Из ответа Управления Росимущества в Пермском крае от 01.10.2019 следует, что сети горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и теплоснабжения, находящиеся в подвале многоквартирного жилого дома по ул.Г.Хасана, 157 в реестре федерального имущества отсутствуют (л.д. 55).
В соответствии с постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 № 130 «Об утверждении регламента приема в муниципальную собственность бесхозяйного недвижимого имущества» (далее - Регламент), принято решение о целесообразности принятия транзитных сетей ХВС, ГВС, проходящих по подвалам многоквартирных жилых домов по адресам: г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 151а – ориентировочной протяженностью 15 п.м., в д. 157 – ориентировочной протяженностью 168 п.м., составлен акт приема-передачи от 23.12.2020, согласно которому, вышеуказанные сети включены в муниципальную собственность г. Перми и переданы для содержания и обслуживания, в связи с наличием технологического присоединения ООО «Пермская сетевая компания» (л.д. 178,181).
На основании письма Департамента имущественных отношений администрации г.Перми от 21.06.2021, сеть горячего водоснабжения, проходящая по подвальному помещению жилого дома по ул. Коломенская, 3 г. Перми до запорной арматуры стены МАДОУ «Детский сад № 377» по ул. Коломенская, 5а включена в реестр муниципального имущества г. Перми и передана в концессию ООО «Пермская сетевая компания» (л.д. 185).
Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Данный вывод основан на том, что положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится в том числе организация в границах поселения, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или тепло-сетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Пунктом 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона № 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с п. 2, 4, 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке:
прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка;
проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - заявление) (приложение № 1 к настоящему Порядку):
органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на эти системы.
Суд, руководствуясь совокупностью приведенных норм права, пришел к правильному выводу о том, что спорные сети являются бесхозяйным имуществом, поскольку их собственник не установлен. Отсутствие собственника имущества влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению, водоснабжению жилых домов, которые обеспечиваются данными транзитными сетями, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации. Поскольку орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, является лицом обязанным выполнить необходимые в рамках этого мероприятия в силу возложенных на него законом полномочий. Отсутствие титульного собственника спорных объектов и уполномоченной организации, осуществляющей контроль за техническим состоянием указанных объектов недвижимости, может повлечь несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водных ресурсов, несвоевременному проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, возникновению споров между хозяйствующими субъектами относительно полномочий по эксплуатации этого имущества, не гарантирует бесперебойное предоставление коммунальных услуг по водоснабжению потребителей, предусмотренное пп. «в» п.3, пп. «а» п.33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и не исключает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции. Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта и не могут повлечь его отмену.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для признания спорного имущества бесхозяйным по мотиву его фактического использования в процессе коммерческой деятельности третьими лицами, отмену судебного решения повлечь не может. По существу, ответчик и третьи лица на стороне ответчика не оспаривает вывод суда о том, что спорное имущество собственника не имеет. Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, при условии установления, что спорные участки сетей отвечают признакам бесхозяйной вещи, доводы апеллянтов правового значения не имеют и основанием к отмене решения суда не являются. Само по себе возложение на орган местного самоуправления обязанности по принятию мер постановке на учет бесхозяйного имущества не нарушает прав возможных собственников, пользователей этого имущества, поскольку заявление о признании права муниципальной собственности подается органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, в суд только по истечение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет. В указанный период лица, полагающие себя собственниками поставленного на учет в качестве бесхозяйного имущества и считающие свои права нарушенными, вправе защитить их в предусмотренном законом порядке.
Постановлением Администрации г. Перми от 22.08.2008 № 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации г. Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории г. Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность г. Перми.
Согласно п.2.2 Регламента результатом взаимодействия функциональных и территориальных органов является постановка бесхозяйного объекта на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в ЕГРН, определение специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать бесхозяйный объект с последующей государственной регистрацией права муниципальной собственности в органе, уполномоченном в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и включение бесхозяйного объекта в реестр муниципального имущества г. Перми.
Нарушения, допускаемые функциональными и территориальными органами администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, не могут служить основанием для уклонения администрации города Перми от исполнения возложенных на нее законом обязанностей и осуществления полномочий органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе и по организации теплоснабжения на соответствующей территории. Распределение конкретных полномочий на функциональные органы администрации не является основанием для освобождения ответчика от возложенных на него судебным актом обязанностей.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Перми от 06 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Перми и Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми – без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.12.2021
а