Судья Семенова О.О. Дело №33-4776/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Сеземова А.А.
судей Бритвич Ю.С., Рыбиной Н.С.
при секретаре Никитниковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле 29 июля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Ярославские Энергетические Системы» на решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 14 мая 2019 года, которым постановлено:
Признать незаконными требования АО «Ярославские Энергосистемы» по оплате Коленовой Ниной Михайловной расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии.
Взыскать с АО «Ярославские Энергосистемы» в пользу Коленовой Нины Михайловны убытки в размере 5471 руб. 59 коп.
Заслушав доклад судьи Бритвич Ю.С., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Коленова Н.М. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «УФР» на основании договора управления многоквартирным домом от 1 апреля 2015 года.
АО «Ярославские Энергетические системы» провели модернизацию инженерной системы отопления в связи с установкой трех общедомовых приборов учета и потребления тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирном доме.
Общая стоимость работ по установке приборов учета составила 1236170,64 руб.
АО «Ярославские Энергетические системы» (ранее – МУП «Ярославский городской Энергосбыт» г. Ярославля направил собственникам помещений квитанции по возмещению расходов по установке приборов учета.
Доля расходов Коленовой Н.М. с учетом площади принадлежащего ей помещения, составила при единовременном платеже до 1.09.2016 г. – 17184,50 руб., а при оплате в рассрочку сроком на пять лет – 22161,75 руб.
Коленова Н.М. обратилась в суд с иском к АО «Ярославские Энергосистемы», АО «Яргортеплоэнерго» о признании незаконными требований АО «Ярославские Энергосистемы» по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета тепловой энергии, возложении обязанности исключить из квитанции по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги платеж с назначением «расходы по установке общедомового прибора учета теплоэнергии и процентов за рассрочку платежа», взыскании с АО «Ярославские Энергосистемы» убытков в размере 5 471 руб. 59 коп., которые она заплатила на основании квитанций в период с 18.10.2016 г. по 12.08.2017 г.
Истец считает, что ответчик незаконно установил три общедомовых прибора учета вместо одного. В доме отсутствует техническая возможность установки одного прибора учета, требуется реконструкция системы теплоснабжения. Полагает, что требования законодательства об энергосбережении не распространяются на жилые дома построенные до 1 января 2012 года.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе АО «Ярославские Энергетические системы» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе указано, что технологическое присоединение дома <адрес> осуществлено к транзитной тепловой сети АО «Ярославские Энергетические системы», проходящей по техническому подполью в трех местах (три самостоятельные врезки). Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема, в связи с чем была произведена установка трех общедомовых приборов учета. Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по возмещению расходов на установку общедомовых приборов учета установлена Федеральным законом «Об энергосбережении…».
Судебная коллегия предложила ответчику представить доказательства в обоснование причин установки трех ОДПУ в техническом подполье МКД. Представленные ответчиком АО «Ярославские Энергетические Системы» документы были приняты судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств по делу, поскольку судом первой инстанции при подготовке гражданского дела к судебному разбирательству и в ходе судебного заседания указанное обстоятельство на обсуждение сторон не выносилось, представить соответствующие доказательства ответчику не предлагалось.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, изучив письменные материалы дела, выслушав объяснения представителя АО «Ярославские Энергетические системы» по доверенности Титову Т.И., возражения Коленовой Н.М., ее представителя адвоката Чурановой Е.А. и представителя ООО «УФР» по доверенности Халистовой О.А., судебная коллегия считает, что постановленное судом решение подлежит отмене с принятием нового решения по следующим основаниям.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что в многоквартирном доме должен быть установлен только один прибор учета, при этом точкой поставки соответствующего коммунальногоресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества, в связи с чем получение с истца денежных средств в качестве возмещещния расходов по установке трех ОДПУ являются незаконными. В случае отсутствия технической возможности по установке одного прибору учета необходимо проводить реконструкцию либо капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения многоквартирного дома. Кроме того, требования закона об энергетической эффективности не применяются в данному МКД, построенному в 1983 году.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам и противоречат положениям закона.
Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 01.07.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи (энергоснабжающие или сетевые), обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно- техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3-6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
После 1 июля 2013 года (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
На основании п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
При этом пунктом 6 указанного Постановления в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно пункту 8 указанного Постановления внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, ввиду неисполнения собственниками помещений многоквартирного дома обязанности по установке приборов учета, 05.05.2016 г. по адресу <адрес> были введены в эксплуатацию три ОДПУ, установленные АО «Ярославские Энергосистемы».
Факт установки приборов учета и несение АО «Ярославские энергосистемы» расходов в размере 1236170,64 руб. подтверждено документально и участвующими в деле лицами не оспаривается.
Исходя из положений п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 собственники помещений многоквартирного дома обязаны компенсировать АО «Ярославские Энергосистемы» расходы на установку приборов учета.
Выводы суда первой инстанции о том, что в многоквартирном доме должен быть установлен только один прибор учета, при этом точкой поставки коммунального ресурса и границей эксплуатационной ответственности является внешняя граница сетей, являются необоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 указанного закона местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Из п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» следует, что граница балансовой принадлежности – это линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.
Таким образом, установка приборов учета тепловой энергии должна осуществляться в точке учета, которая располагается на границе балансовой принадлежности сетей, определяемой по линии раздела тепловых сетей по признаку принадлежности их либо сетевой организации, либо потребителю коммунального ресурса.
Согласно акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, а также акту технического состояния тепловой сети от 29.11.2018 г., подписанного с управляющей организацией МКД ООО «УФР», участок тепловой сети от тепловой камеры Б-3/5 до наружной стены дома <адрес> и далее по техподполью дома до наружных стен жилых домов <адрес> принадлежит на праве собственности АО «Ярославские Энергосистемы», граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО «УФР» обозначена от мест врезок в транзитную тепловую сеть до входных фланцев задвижек на тепловом узле домов и внутренняя разводка.
Согласно паспорту тепловой сети от котельной № 12, сети, принадлежащие АО «Ярославские Энергосистемы», транзитом проходят через спорный многоквартирный дом, в дальнейшем имеют подключения к домам по <адрес>.
Правомерность установки трех ОДПУ обоснована также рабочими проектами ООО «Верхневолжское региональное объединение «Техэнергосервис» на каждый прибор учета в доме <адрес>, актами о приемке выполненных работ, от 1.06.2016 г., положительными заключениями негосударственной экспертизы ООО «Центр экспертизы проектной документации» от 1.06.2016 г.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что объективная возможность установки одного прибора учета с целью полного и точного определения количества потребленной тепловой энергии в спорном многоквартирном доме отсутствует. Отсутствие такой возможности обусловлено технологическими особенностями спорного многоквартирного дома и подходящих к нему тепловых сетей.
Таким образом, установка истцом нескольких общедомовых приборов учета не противоречит требованиям законодательства, установленное оборудование вошло в состав общего имущества собственников помещений МКД, в связи с чем собственники помещений обязаны в силу закона возместить ответчику расходы по установке всех приборов учета.
При этом выводы суда относительно того, что законом не предусмотрена установка более одного прибора учета, основана на неверном толковании положений законодательства, регулирующего отношения по энергоснабжению, соответственно фактическим обстоятельствам настоящего спора.
Указанное обстоятельство не препятствует собственникам помещений МКД принять решение о реконструкции (капитальном ремонте) системы теплоснабжения с целью установки одного ОДПУ.
Тот факт, что жилой дом введен в эксплуатацию в 1983 году не означает, что положения ст. 13 ФЗ «Об энергосбережении….» не подлежат применению, поскольку в ч. 5 ст. 13 прямо установлена обязанность по оснащению приборами учета многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию к моменту вступления в силу указанного закона.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 14 мая 2019 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Коленовой Нины Михайловны к АО «Ярославские Энергетические Системы» отказать.
Председательствующий
Судьи