Решение по делу № 33-1672/2024 от 18.04.2024

    Дело № 33-1672                                                                    судья Власова Ю.В.

    71RS0029-01-2023-002214-54

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    17 июля 2024 года                                                                                      г. Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

    председательствующего Селищева В.В.,

    судей Старцевой Т.Г., Алдошиной В.В.,

    при секретаре Савиной А.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2015/2023 по апелляционным жалобам Суркова Сергея Ивановича, Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тульской области на решение Центрального районного суда г.Тулы от 26 декабря 2023 года по иску Суркова Сергея Ивановича к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Тульской области» о признании незаконным решения об уменьшении надбавки за выслугу лет, включении в трудовой стаж времени обучения, перерасчете пенсии, признании права на льготное исчисление выслуги лет, компенсации морального вреда.

     Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

    Сурков С.И. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» о признании незаконным решения об уменьшении надбавки за выслугу лет, включении в трудовой стаж времени обучения, перерасчете пенсии, признании права на льготное исчисление выслуги лет, компенсации морального вреда.

В обоснование исковых требований ссылался, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Тулы от 16 декабря 2021 года по гражданскому делу № 2-2927/2021 были удовлетворены его исковые требования к ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» об обязании назначения военной пенсии с дата

Между тем, решение суда исполнено только в дата в усеченном виде, расчет пенсии с дата не произведен, в нарушение положений п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года а также п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в трудовой стаж не включены 5 лет обучения в ВУЗе, проигнорировано его заявление о льготном исчислении выслуги, неправомерно уменьшена надбавка за выслугу лет с 25% до 10%.

Полагал, что должностной оклад для исчисления пенсии ему должен быть установлен соответствующий 20 разряду. С переходом под юрисдикцию России возникла необходимость учета его службы на территории <данные изъяты> в льготном исчислении в связи с прохождением службы в особых условиях, а именно: в зоне вооруженного конфликта, то есть из расчета 1 месяц за 3 месяца, в результате 14 календарных лет военной службы в <данные изъяты> в льготном исчислении составят 42 года.

Общий трудовой стаж, согласно его расчету, составит 62 года, из которых: 18 лет – трудовой стаж, выслуга: 2 года службы в <данные изъяты> и 42 года служба в <данные изъяты>, в силу чего размер военной пенсии должен составлять 85% соответствующего денежного довольствия.

Указывал, что вследствие нарушения ответчиком его пенсионных прав, ему (Суркову С.И.) причинен моральный вред, резко ухудшилось состояние здоровья, вследствие стресса, испытываемого на протяжении 4 лет, в течение которых он отстаивает свои пенсионные права, он был госпитализирован, ухудшилось качество его жизни; невосполнимо затрачено время на действия, связанные с судебными разбирательствами. Кроме того, неправомерными действиями ответчиков, он фактически был лишен единственного источника дохода – пенсионного обеспечения.

Просил признать незаконными решение об уменьшении надбавки за выслугу лет с 25% до 10%, исключение из трудового стажа времени обучения в ВУЗе в течение 5 лет, общий трудовой стаж считать 34 года, утвердить право на льготное исчисление выслуги лет – 1 месяц за 3 месяца, принять должностной оклад по 20 тарифному разряду,; расчет пенсии с дата произвести из учета 42 года в льготном исчислении по 20 тарифному разряду, с учетом процентной надбавки за выслугу лет 25%; обязать ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» выплатить в пользу Суркова С.И. задолженность по пенсии за выслугу лет за период с дата в сумме 1.604.790 рублей (с учетом выплаченной пенсии за период с дата года),; взыскать с ВКУ «Военный комиссариат Тульской области» ущерб в сумме 717.174 рубля, с перерасчетом указанной суммы по день выплаты задолженности; взыскать с ВКУ «Военный комиссариат Тульской области» компенсацию морального вреда в сумме 300.000 рублей.

Определениями суда от 26 июля 2023 года, 29 августа 2023 года, 10 октября 2023 года к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены – Министерство обороны РФ, ФГКУ Западное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тульской области (далее – ОСФР по Тульской области).

В судебном заседании суда первой инстанции Сурков С.И. исковые требования просил удовлетворить.

Представитель ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Волкова Л.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием правовых оснований.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны РФ, ФГКУ Западное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ, ОСФР по Тульской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 26 декабря 2023 года исковые требования Суркова С.И. удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение об уменьшение процентной надбавки за выслугу лет с 25% до 10%, и снижение должностного оклада с 20 тарифного разряда до 17 тарифного разряда.; обязал ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» произвести расчет невыплаченной суммы пенсии Суркова С.И., с учетом трудового стажа, 20 тарифного разряда, и процентной надбавки за выслугу лет 25%, за период с дата; взыскал с ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» в пользу Суркова С.И. невыплаченную сумму пенсии за период с дата; взыскал с ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» в пользу Суркова С.И. компенсацию морального вреда в размере 30.000 рублей; в удовлетворении остальной части исковых требований Суркову С.И., отказал.

В апелляционной жалобе Сурков С.И. не согласен с постановленным решением в той части, где ему отказано в исковых требованиях, полагая, что суд неправильно применил нормы материального права.

ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» не согласился с постановленным решением суда в той части, где исковые требования Суркова С.И. удовлетворены, также полагая, что суд нарушил нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения Суркова С.И., представителя ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» по доверенности Волкова Л.А., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб и возражавших относительно апелляционных жалоб оппонента, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Сурков С.И., дата, являлся гражданином <данные изъяты> проживал на территории <данные изъяты> по адресу: <адрес>

Прибыв на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, Сурков С.И. получил гражданство Российской Федерации, дата, был зарегистрирован по месту жительства: <адрес>

дата истец обратился в ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа,

Решением ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» от дата Суркову С.И. отказано в назначении пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа по линии Министерства обороны Российской Федерации, поскольку он уволен из <данные изъяты> с формулировкой: «по истечению срока контракта», что не соответствует ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1.

Не согласившись с данным отказом, Сурков С.И. обратился в суд за защитой своих пенсионных прав на назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации.

С дата Суркову С.И., на основании его заявления, пенсионным органом, назначена страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Центрального районного суда г.Тулы от 16 декабря 2021 года ( вступило в законную силу 14 ноября 2022) по гражданскому делу № 2-2729/2021 по иску Суркова С.И. к ФКУ «Военный комиссариат по Тульской области о признании права на пенсию по выслуге лет, отказ ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» в назначении Суркову С.И. пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа, оформленный письмом от дата признан незаконным, за Сурковым С.И. признано право на пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа, с дата, на ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» возложена обязанность назначить Суркову С.И. пенсию за выслугу лет с учетом трудового стажа с дата.

С дата Суркову С.И. на основании его заявления прекращена выплата страховой пенсии по старости, федеральной социальной доплаты и разовой социальной доплаты к пенсии по старости Отделением фонда пенсионного и социального страхования по Тульской области.

Пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации назначена Суркову С.И. с дата

Сурков С.И. не согласился с произведенным ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» расчетом пенсии, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, исходя из положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», решений Экономического Суда СНГ пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца в части признания незаконным уменьшения надбавки за выслугу лет с 25% до 10%, и необходимости расчета пенсии исходя из должностного оклада по 20 тарифному разряду.

Между тем, из представленных в апелляционную инстанцию материалов гражданского дела, а также, представленного ответчиком, и исследованного в суде апелляционной инстанции как новое доказательство личного дела Суркова С.И. следует, что приказом от дата он зачислен в списки личного состава зенитного дивизиона в связи с прохождением действительной военной службы в <данные изъяты>

дата им заключен контракт с <данные изъяты> о прохождении воинской службы по контракту на три года.

В последствии на основании рапорта Суркова С.И. служба по контракту <данные изъяты> неоднократно им продлевалась (находящиеся в личном деле контракты от дата

На основании приказа Министра обороны <данные изъяты> от дата в соответствии с Положением «О порядке прохождения военной службы в Вооруженных силах Приднестровской Молдавской Республики» Сурков С.И., старший помощник начальника отделения кадров и строевого штаба учебного центра подготовки младших специалистов, имеющий общий стаж – 26 лет, выслугу лет – 12 лет 6 месяцев, трудовой стаж – 13 лет 6 месяцев, уволен в запас для оформления пенсии.

Согласно приказу начальника учебного центра подготовки младших специалистов от дата года майор Сурков С.И., уволенный приказом действительной военной службы в запас для оформления пенсии, с дата исключен из списков личного состава части.

С дата Суркову С.И. назначена пенсия за выслугу лет с учетом трудового стажа, что подтверждается расчетом на пенсию, удостоверением серии

Впоследствии выплата вышеназванной пенсии истцу приостанавливалась, поскольку Сурков С.И. призван на военную службу по контракту, которую проходил в должности начальника отделения кадров и строевого - заместитель начальника штаба учебного центра подготовки младших специалистов войсковой части дата, уволен в запас по п.п. «б» ст. 32 (по истечению срока контракта) на основании приказа МО ПМР от дата , исключен из списков личного состава с дата на основании приказа командира войсковой части дата от дата.

На момент увольнения с военной службы в <данные изъяты> Суркову С.И. был произведен расчет исходя из стажа – 29 лет, из которых - выслуга лет – 16 лет, трудовой стаж – 13 лет 6 месяцев, процентной надбавки за выслугу лет – 25%, с должностного оклада по 20 тарифному разряду.

Выплата пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа по линии Министерства обороны <данные изъяты> Суркову С.И. возобновлена с дата и осуществлялась до его переезда в Российскую Федерацию до дата

           Государственный суверенитет <данные изъяты> установлен дата в отношении всей территории бывшей <данные изъяты> в том числе в отношении территории автономно-территориального образования с особым правовым статусом - <данные изъяты>. Законодательными актами <данные изъяты> установлено, что <данные изъяты> является неотъемлемой составной частью <данные изъяты> и в пределах полномочий, определенных Конституцией и другими законами <данные изъяты>, решает вопросы, отнесенные к его ведению.

<данные изъяты> самостоятельным субъектом международного права не признана международным сообществом, следовательно, на граждан упомянутого административно-территориального объединения распространяются положения международных соглашений, подписанных и ратифицированных <данные изъяты>

Согласно протоколу, подписанному дата между <данные изъяты> о взаимном признании на территории <данные изъяты> документов, выдаваемых компетентными органами сторон, Стороны договорились признавать на территории <данные изъяты> действие документов о трудовом стаже, пенсионных документов, а также документов, подтверждающих право на льготы.

Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников <данные изъяты> определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников <данные изъяты> от дата

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.

Толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

Это правило в отношении выслуги лет Суркова С.И. для определения его права на пенсию ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» соблюдено, пенсия ему исчислена из расчета смешанного стажа 29 лет (военной службы и трудовой деятельности), что составило 54% от денежного содержания. (в <данные изъяты> размер пенсии также составлял 54 % исходя из смешанного стажа 29 лет)

Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.

Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

Это согласуется и с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении от дата

В Российской Федерации правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту ежемесячной надбавки за выслугу лет установлены Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от дата

Согласно подпункту «в» пункта 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды: военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы).

Учитывая, что Сурков С.И. проходил военную службу в Вооруженных Силах <данные изъяты>, являясь ее гражданином, что следует из вкладыша в паспорте, имеющегося в личном деле военнослужащего, в Вооруженные Силы Российской Федерации в установленном порядке не переводился, факт прохождения истцом службы в <данные изъяты>, как гражданина Российской Федерации, на основании заключенного <данные изъяты> соответствующего международного договора или договора о военном сотрудничестве своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, соответственно не имеется законных оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в <данные изъяты> по контракту и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода.

Суждение суда первой инстанции при удовлетворении исковых требований Суркова С.А. в части выслуги лет и тарифного разряда том, что согласно Соглашению дата недопустимо снижение уровня пенсионного обеспечения военнослужащих по сравнению с установленным ранее законодательством и другими нормативными актами бывшего СССР, по мнению судебной коллегии не правильно истолковано применительно к установленным конкретным обстоятельствам по настоящему делу.

В этой связи заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» исходя из следующего.

Из преамбулы Соглашения от 15 мая 1992 года усматривается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" от 14 февраля 1992 года.

Согласно данному Соглашению, за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленный ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР (статья 1); полнота политических, социально-экономических и личных прав и свобод названных категорий лиц, в том числе, на получение пенсии, установленной законодательством, в соответствии с нормами международного права и положениями этого Соглашения устанавливается и обеспечивается государствами Содружества своим законодательством (статья 2).

В соответствии со статьей 1 Соглашения "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Анализ названных Соглашений от 14 февраля и 15 мая 1992 года в их взаимосвязи показывает, что закрепленное в Соглашениях положение о сохранении государствами-участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должен быть определен конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.

Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации 12 февраля 1993 года принят Закон N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым в соответствии с частью 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.

Согласно статье 43 и части 1 статьи 49 названного Закона, пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

В своем консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09.12.2009 г. Экономический Суд Содружества Независимых Государств заключил, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии счастью 2 статьи 2 Соглашения от 15.05.1992 г. по нормам законодательства государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие. Как уже писалось выше, в вышеуказанной статье Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (часть первая)), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (часть вторая) установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства. Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы и членов их семей в Российской Федерации, регулируется Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 г. № 169-ФЗ, от 08.11.2011 г. № 309-ФЗ) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (Постановления от 19.06.2002 № 11-П и от 27.11.2008 № 11-П, Определения от 11.07.2002 № 191-0, от 16.05.2007 № 375-0-П и др.).

С 01.01.2012 произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, предусматривающие изменение правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий.

При введении нового правового регулирования, касающегося учета денежного довольствия для исчисления пенсий лицам, проходившим военную службу, и членам их семей, в соответствии с принципом стабильности правового регулирования гарантируется сохранение достигнутого к 1 января 2012 года уровня их пенсионного обеспечения: так, часть 1 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" закрепляет сохранение размеров пенсий, установленных названным лицам в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации, в случае уменьшения размеров назначенных им пенсий в связи с вступлением в силу данного Федерального закона и Федерального закона от 08.11.2011 г. N 309-ФЗ.

Пенсии за выслугу лет и по инвалидности, назначаемые лицам, проходившим военную службу, а также пенсии по случаю потери кормильца членам их семей исчисляются из денежного довольствия, в составе которого в соответствии с частью первой статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. При этом понятие "денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим" отличается от понятия "денежное довольствие военнослужащих", определяемого законодательством о статусе военнослужащих, и имеет самостоятельное нормативное значение для целей исчисления пенсии и ее пересмотра военным пенсионерам (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.2004 г. N 429-0).

С 01.01.2012 вступил в силу Федеральный закон от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В законодательство о пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, внесены положения, устанавливающие новые правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий.

Истцу не включена в расчет выслуги лет для выплаты процентной надбавки периоды службы в вооруженных силах <данные изъяты> по контракту на основании и в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 07.11.2011 N 306-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет" от 21.12.2011 N 1074.

Процентная надбавка за выслугу лет в расчет пенсии установлена в размере 10% в соответствии с выслугой лет исходя из расчета срочной службы и до окончания переходного периода – 4 года без учета в выслугу лет периодов службы в вооруженных силах <данные изъяты>

В силу изложенного довод истца, что выслуга у него составляет 14 лет, в льготном и 42 года в льготном исчислении являются ошибочными, субъективным толкованием вышеуказанных норм права.

Дело в том, что принципы определения права на пенсию военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (далее по тексту СНГ) и ее размера заложены в Соглашении от 15 мая 1992 года "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих участников СНГ".

По содержанию и смыслу части 1 статьи 2 Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили военную службу. В статье 1 Соглашения определен контингент лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с этим правовым актом, а именно это военнослужащие ВС государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, объединенных вооруженных сил Содружества, и иных воинских формирований бывшего союза СССР.

Принятие тем или иным государством - участником Содружества Независимых Государств дополнительных норм пенсионного обеспечения военнослужащих, выходящих за рамки Соглашения, является внутренним правом этого государства. Принимаются такие решения исходя из конкретных условий и экономических возможностей государства и не могут носить обязательный характер при применении другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.

Департамент социальных гарантий рассмотрел вопрос и составил расчет выслуги лет на пенсию истцу, которую и применил в своем расчете ответчик.

Именно по этим основаниям судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы Суркова С.И. о том, что суд не верно применил нормы материального права отказав в удовлетворении его требований о льготном исчислении выслуги лет, в силу вооруженного конфликта, а также о необходимости включить в подсчет выслуги лет периода обучения.

Положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года о необходимости сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР, нашли отражение как в Законе от 12 февраля 1993 года, так и иных подзаконных актах, в том числе, и в Постановлении Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074, которые не противоречат указанному Соглашению..

При таких обстоятельствах применение в данном случае норм национального законодательства, регулирующего порядок установления выслуги лет для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, не может быть расценено как снижение уровня пенсионного обеспечения истца и нарушения его прав и социальных гарантий.

Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

В соответствии с изложенным, пенсионное дело истца было выслано в Департамент Социальных Гарантий МО РФ для определения в соответствии со своей компетенцией, поскольку именно на Департамент Социальных Гарантий возложена обязанность составлять расчет выслуги лет на пенсию (Приказ МО РФ от 11.12.2006 года N 075 зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 17.06.2010 года, рег. N 17586).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 года N 941 при назначении или возобновлении выплаты пенсии уволенным со службы военнослужащим государств - участников СНГ и других государств, с которыми Российской Федерации заключены соответствующие договоры о социальном обеспечении, исчисляются исходя из суммы денежного довольствия, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующих категорий военнослужащих РФ при аналогичном служебном положении и прочих равных условиях.

Порядок установления должностных окладов воинских должностей указанным военнослужащим, определен Департаментом социальных гарантий МО РФ, должностные оклады устанавливаются в каждом конкретном случае индивидуально по согласованию с Главным оперативным Управлением Генерального Штаба ВС МО РФ применительно к окладам по аналогичным должностям в соответствующих структурах ВС МО РФ и при прочих равных условиях по объему, характеру решаемых задач, боевому составу и численности войск (сил), количеству лиц, подлежащих призыву в военное время, количеству штабов и т.д.

В соответствии с Консультативным заключением Экономического суда СНГ от 12 апреля 2012 года N 01-1/4-11 о толковании части 2 статьи 2 Соглашения стран СНГ от 15 мая 1992 года установление соответствия служебного положения приобретенного бывшим военнослужащим в государстве - участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, где проходила его военная служба, аналогичному служебному положению в вооруженных силах государства-участника по новому месту жительства, а также определение размера должностного оклада как составляющей денежного довольствия в целях назначения пенсии осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства нового места жительства военного пенсионера для определения выслуги лет на пенсию, должностного оклада и воинского звания, из которого необходимо произвести расчет пенсии.

После возврата пенсионного дела из Департамента социальных гарантий МО РФ, где был составлен расчет выслуги лет на пенсию, протарифицирован должностной оклад и оклад по воинскому званию,

Сурков С.И. уволен в запас приказом министра обороны <данные изъяты> от дата по ст.32 п.220 пп. «Б» Положения о порядке прохождения военной службы в вооруженных силах <данные изъяты> – по истечении срока контракта с должности начальника отделения кадров и строевого – заместителя начальника штаба Учебного центра подготовки младших специалистов.

В соответствии с подписанным между Правительством РФ и Правительством <данные изъяты> о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., ратифицированным Федеральным законом от 23.11.1995 N 173-ФЗ, в их взаимосвязи со ст. 3 Закона <данные изъяты> от 22.05.2005 года N 162-XV1 "О статусе военнослужащих", Пунктом 2 Постановления Правительства Республики Молдова от 17 августа 2006 года N 941, Законом о статусе военнослужащих N 162-XVI от 22 июля 2005 года "Законом о подготовке граждан к защите Родины N 1245-XV от 18 июля 2002 года, настоящим положением, иными нормативными актами в области национальной обороны, а также с международными договорами, стороной которых является <данные изъяты> – лица, уволенные непосредственно из вооруженных сил <данные изъяты>, имеют право на пенсионное обеспечение в Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", т.к. это не противоречит Конституции <данные изъяты>, нормативным актам, а также международным соглашениям, стороной которых является <данные изъяты>.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1991, касается только государств, а не его отдельной части. Пенсия назначается военнослужащим <данные изъяты> а не военнослужащим, которые были уволены отдельным районом или области государства, при этом, Сурков С.И., как усматривается из личного дела офицера, которое поступило в ФКУ «Военный комиссариат Тульской области», был уволен из Вооруженных Сил <данные изъяты>, необходимые для назначения пенсии на иных условиях, отличных от определенных Департаментом социальных гарантий МО РФ, <данные изъяты> не ратифицированы.

Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Согласно пункту 13 Постановления Совета Министров. - Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную Службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", при назначении либо возобновлении выплаты в России пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции). Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы государств - участников Содружества Независимых Государств и других государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены соответствующие договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семьям указанных военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии исчислять им исходя из суммы денежного довольствия, установленного законодательством Российской Федерации для соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов Внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы России при аналогичном служебном положении и прочих равных условиях, в порядке, предусмотренном, пунктами 8-12 настоящего Постановления.

Пунктом 9 указанного постановления установлено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах «в», «г» и «д» настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Истец на момент увольнения занимал должность начальника отделения кадров и строевого – заместителя начальника штаба Учебного центра подготовки младших специалистов.

Согласно статье 43 и части первой статьи 49 Закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных и высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих подлежат пересмотру, исходя из увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с увеличением.

Департамент социальных гарантий рассмотрел вопрос о должностном окладе, взятом в расчет исчисления пенсии и установил должностной оклад применительно к Вооруженным Силам Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2023 года в размере 28 318 рублей, что соответствует 17 тарифному разряду, из которого и исчисляется пенсия истцу, других сведений об установлении истцу иного должностного оклада уполномоченным органом не представлено.

При этом, как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель ответчика ими изначально был определен истцу для расчета пенсии 10 тарифный разряд, поскольку должность занимаемая им в Приднестровской Молдавской Республике в вооруженных силах Российской Федерации отсутствует, однако, исходя из условий службы по объему, характеру решаемых задач, боевому составу и численности войск (сил), количеству лиц, подлежащих призыву в военное время, количеству штабов и т.д. Департамент социальных гарантий определил истцу 17 тарифный разряд, в подтверждение чего ею в суде апелляционной инстанции представлено соответствующее письмо Департамента, принятое судом апелляционной инстанции как новое доказательство.

Таким образом, решение, вопроса о том, является ли аналогичной должность, которую занимал истец до увольнения, и должность в Российской Федерации устанавливается по согласованию с Главным оперативным управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

Доводы истца о том, что ему необходимо назначить оклад по 20 тарифному разряду исходя из той должности, что и в Российской Федерации, и соответственно выводы суда первой инстанции по данному обстоятельству являются неправомерными и несостоятельными, так как истец не занимал указанную должность в Российской Федерации.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что доказательств того, что должность, в <данные изъяты>, которую занимал истец, и должность в Российской Федерации, являются аналогичными, отсутствуют.

На основании вышеизложенного, в целом, судебная коллегия считает, что расчет пенсии ответчиком истцу произведен верно, с учетом всех установленных обстоятельств и при правильном применении норм материального права, судом же первой инстанции, наоборот неправильно были применены нормы материального права при разрешении исковых требований истца о расчете выслуги лет и применении тарифного разряда, в связи с чем решение суда подлежит в этой части отмене.

Что касается иных доводов апелляционной жалобы Суркова С.И., то они фактически содержат самостоятельные исковые требования, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в том числе и увеличение денежных сумм, полномочия суда апелляционной инстанции ограничены гражданским процессуальным кодексом. На рассмотрение настоящего дела по первой инстанции судебная коллегия не переходила

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Тулы от 26 декабря 2023 года в части удовлетворения исковых требований Суркова Сергея Ивановича о признании незаконным решения об уменьшении процентной надбавки за выслугу лет с 25% до 10%, и снижение должностного оклада с 20 до 17 тарифного разряда - отменить, постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований Суркова Сергея Ивановича – отказать, в остальной части решение Центрального районного суда г.Тулы от 26 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Суркова Сергея Ивановича, ФКУ «Военный комиссариат Тульской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1672/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Сурков Сергей Иванович
Ответчики
Военный комиссариат ТО
Другие
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ТО
ФГУК Западное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны РФ
Министерство Обороны РФ
Суд
Тульский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.tula.sudrf.ru
15.05.2024Судебное заседание
29.05.2024Судебное заседание
10.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024Передано в экспедицию
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее