Решение по делу № 2-2197/2024 (2-14162/2023;) от 07.12.2023

Дело № 2-2197/2024 (2-14162/2023)

УИД 03RS0003-01-2023-013800-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2024 года город Уфа

Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Искандаровой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об установлении факта нахождения на иждивении для назначения пособия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об установлении факта нахождения на иждивении для назначения пособия.

В обоснование исковых требований истец указала, что она является пенсионером по старости с 18 апреля 2014 года, до 30 августа 2015 года продолжала трудовую деятельность. В связи с ухудшением здоровья 31 августа 2015 года истец уволилась с работы. С начала периода нетрудоспособности и до смерти своего супруга ФИО1, погибшего 27 марта 2023 года в результате несчастного случая на производстве, она находилась на его иждивении. Совместное проживание и ведение общего хозяйства осуществлялось с ФИО1 с момента вступления в брак с 13 декабря 1985 года.

Истец указывает, что с момента наступления ее нетрудоспособности, основным и постоянным источником средств к существованию являлась заработная плата супруга, которая значительно превышала размер ее пенсии, что подтверждает факт ее нахождения на его иждивении. В настоящее время постоянными доходами истца являются: ежемесячная пенсия по старости в размере 13 049,78 рублей (включая социальную доплату в размере 834,27 рублей), ежемесячная денежная выплата по инвалидности в размере 1 364,66 рублей (назначена на период с 25.10.2023 по 31.10.2024), иных источников дополнительного дохода не имеется.

Установление факта нахождения истца на иждивении умершего супруга ФИО1 необходимо ей для получения права на ежемесячные страховые выплаты в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

На основании изложенного, истец просит суд установить факт ее нахождения на иждивении супруга ФИО1 (погибшего в результате несчастного случая на производстве 27 марта 2023 года) при его жизни для назначения ежемесячных страховых выплат в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом, направила суду письменное ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, судом извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся сторон.

Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.

В силу части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (пункт 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.

Согласно пункту 1 статьи 33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Пунктом 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (пункт 3 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации).

Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (пункт 1 статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм семейного законодательства, в частности, следует, что доходы каждого из супругов, в том числе от трудовой деятельности, и полученные ими пенсии, пособия и другие денежные выплаты, кроме выплат, имеющих специальное целевое назначение, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию. Правильность такого подхода подтверждается судебной практикой в частности следует из выводов судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации, содержащихся в определении № 9-КГ-13 от 31 августа 2020 г.

В силу части первой статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами (часть вторая статьи 184 Трудового кодекса Российской Федерации).

В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом (часть восьмая статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации).

Правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного здоровью, или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания осуществляется нормами Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ), которыми предусматривается, что обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, являясь видом социального страхования, устанавливается для социальной защиты застрахованных путем предоставления в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию в возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанностей по трудовому договору (п. 1 ст. 1 данного закона).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 125-ФЗ единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются лицам, имеющим право на их получение, если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного.

Виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний названы в ст. 8 Федерального закона № 125-ФЗ, среди них единовременная страховая выплата застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае его смерти, и ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.

Круг лиц, имеющих право на обеспечение по страхованию, определен ст. 7 Федерального закона № 125-ФЗ. Так, согласно п. 2.1 данной статьи право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют: нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания (подп. 1); ребенок умершего, родившийся после его смерти (подп. 2); один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы или лечебно-профилактических учреждений государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе (подп. 3); лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти (подп. 4).

Положениями ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяется, что члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 30 сентября 2010 г. № 1260-О-О, факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего супруга может быть установлен как во внесудебном, так и судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой погибшим супругом, и собственными доходами иждивенца, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником его средств существования.

Руководствуясь приведенными выше нормами права, суд приходит к выводу о том, что установление факта нахождения на иждивении работника, умершего вследствие несчастного случая на производстве, является обязательным условием реализации членом семьи умершего предусмотренного законом права на получение компенсационных выплат.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец ФИО2 и ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии IV-АР .

ДД.ММ.ГГГГ супруг истца ФИО1 умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии IV-АР .

Смерть ФИО1 наступила в результате несчастного случая на производстве, что подтверждается актом № 01 о несчастном случае на производстве.

Из справки о регистрации от 12 сентября 2023 года следует, что ФИО1 на момент смерти был зарегистрирован по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, <адрес>, совместно с ним проживала и зарегистрирована истец ФИО2

Истец ФИО2 является получателем пенсии по старости с 18 апреля 2014 года бессрочно на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер пенсии истца по состоянию на 01 декабря 2023 года составляет 14 414,44 рублей.

Приказом от 07 августа 2023 года ФИО2 назначена единовременная страховая выплата в размере 1 000 000 рублей.

Из представленной МБУ «СПБ микрорайона Сипайлово» справки о доходах от 27 сентября 2023 года, размер среднемесячного заработка ФИО1 за 12 месяцев до несчастного случая (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) составил 48 609 рублей (583 309,12 рублей / 12 месяцев). Доля на каждого члена семья составляет 24 304,50 рублей (48 609 рублей / 2 человека).

Судом установлено, что истец является нетрудоспособной пенсионеркой, размер пенсии которой составляет 14 414,44 рублей.

Размера своей пенсии заявительнице было недостаточно для нормального существования, большие затраты были на оплату жилищно-коммунальных услуг, так как основным доходом семьи являлась заработная плата супруга.

Суду представлены достаточные доказательства, достоверно подтверждающие доводы истца о получении постоянной материальной помощи со стороны умершего супруга, которая являлась для нее существенной, постоянной и составляла основной и постоянный источник ее существования в силу недостаточности собственных доходов для обеспечения необходимых жизненных потребностей, таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    Исковые требования ФИО2 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об установлении факта нахождения на иждивении для назначения пособия – удовлетворить.

Установить факт нахождения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ) на иждивении умершего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан назначить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ), ежемесячную страховую выплату в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено 15 февраля 2024 года.

Судья Т.Н. Искандарова

2-2197/2024 (2-14162/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Горшенина Людмила Петровна
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан
Суд
Кировский районный суд г. Уфы
Судья
Искандарова Т.Н.
Дело на странице суда
kirovsky.bkr.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2023Передача материалов судье
13.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2024Подготовка дела (собеседование)
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее