РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
29 апреля 2019г. город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Гуриной С.А.,
с участием прокурора Ленинского района Свердловской области Мещеряковой О.С.,
представителей ответчика ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» Подмазовой Е.П., Сергеевой Т.В., действующих на основании доверенностей,
при секретаре судебного заседания Васильевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-443/2019 по иску прокурора Ленинского района города Нижний Тагил в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» о возложении обязанности устранить требования пожарной безопасности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Прокурор Ленинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» в котором просит возложить на ответчика обязанность устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
- в здании класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 обеспечить дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации;
- помещения различных классов функциональной пожарной опасности – помещение архива на первом этаже (Ф 5.1) и помещение здания нефрологического центра (Ф 1.1), а также помещения склада № на втором этаже согласно технического паспорта - хранение медикаментов (Ф 5.1) и помещения нефрологического центра (Ф 1.1) разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами;
- при эксплуатации эвакуационных путей на втором этаже обеспечить соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности – ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре у палаты № и № не менее <...> метра;
- при эксплуатации эвакуационных выходов на первом этаже обеспечит соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности – ширину основного эвакуационного выхода из здания центра на первом этаже в свету выполнить не менее <...> метра.
В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Ленинского района г. Нижнего Тагила поступило обращение начальника ОНД и ПРгорода Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПРГУ МЧС России по Свердловской области П.С.О. о не устранении Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Свердловской области «Демидовская городская больница» (далее ГБУЗ СО «Демидовская городская больница») нарушений требований пожарной безопасности. Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОНД ОНДиПРг. Нижний Тагил и ГГО УНДиПРГУ МЧС России по Свердловской области Х.З.А. была проведена внеплановая проверка зданий и помещений ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» расположенных по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Учитывая изложенное, ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОНД ОНДиПРг. Нижний Тагил и ГГО УНДиПРГУ МЧС России по Свердловской области Х.З.А. ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности. ДД.ММ.ГГГГ ОНД ОНДиПРг. Нижний Тагил и ГГО УНДиПРГУ МЧС России по Свердловской области с целью контроля за исполнением юридическим лицом ранее выданного предписания, проведена проверка по результатам которой установлено, что юридическим лицом ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» не в полном объеме выполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ указанное выше предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Р’ С…РѕРґРµ проведенной проверки установлено, что РЅРµ устранены нарушения, изложенные РІ Рї.Рї. 8,9,10,11,12 (выполнен частично) предписания, Р° именно: Рї. 8 – РІ здании класса функциональной пожарной опасности Р¤ 1.1 РЅРµ обеспечено дублирование светового Рё Р·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ сигналов Рѕ возникновении пожара РЅР° пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта Рё (или) транслирующей этот сигнал организации, что является нарушением С‡.7 СЃС‚. 83 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 123-ФЗ «Технический регламент Рѕ требованиях пожарной безопасности»; Рї. 9 - помещения различных классов функциональной пожарной опасности – помещение архива РЅР° первом этаже (Р¤ 5.1) Рё помещение здания нефрологического центра (Р¤ 1.1), Р° также помещения склада в„– РЅР° втором этаже согласно технического паспорта - хранение медикаментов (Р¤ 5.1) Рё помещения нефрологического центра (Р¤ 1.1) РЅРµ разделены между СЃРѕР±РѕР№ ограждающими конструкциями СЃ нормируемыми пределами огнестойкости Рё классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением СЃС‚.СЃС‚. 51,59,88 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 123-ФЗ «Технический регламент Рѕ требованиях пожарной безопасности», Рї. 7.14 Рё Рї. 5.14 таб.1 РЎРќРёРџ ДД.РњРњ.ГГГГ «Пожарная безопасность зданий Рё сооружений»; Рї. 10 - РїСЂРё эксплуатации эвакуационных путей РЅР° втором этаже РЅРµ обеспечено соблюдение требований нормативных документов РїРѕ пожарной безопасности РїРѕ размерам эвакуационных путей, ширина горизонтального участка пути эвакуации РІ свету РІ РєРѕСЂРёРґРѕСЂРµ Сѓ помещений в„–, в„– поэтажного плана технического паспорта здания литер Рђ - палаты в„– Рё в„– менее <...> метра, составляет <...>., что является нарушением Рї.33 Правил противопожарного режима РІ Р Р¤ С‡.4 СЃС‚.4 СЃС‚. 53, С‡.1 СЃС‚. 89 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 123-ФЗ «Технический регламент Рѕ требованиях пожарной безопасности», Рї. 6.27 РЎРќРёРџ ДД.РњРњ.ГГГГ «Пожарная безопасность зданий Рё сооружений», Рї. 4.3.4 РЎРџ 1.13130.2009 РЎРІРѕРґ правил Системы противопожарной защиты Рвакуационные пути Рё выходы; Рї.11 - РїСЂРё эксплуатации эвакуационных выходов РЅР° первом этаже РЅРµ обеспечено соблюдение требований нормативных документов РїРѕ пожарной безопасности – ширина РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ эвакуационного выхода РёР· здания центра РЅР° первом этаже РІ свету менее <...> метра.
Мероприятия по обеспечению требований Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, до настоящего времени не выполнены, администрацией учреждения достаточных мер к устранению нарушений не принято.
Определением суда от 01.04.2019г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Министерство здравоохранения Свердловской области.
РџСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ Мещерякова Рћ.РЎ. РІ судебном заседании РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении поддержала РІ полном объеме. Рсковые требования Рѕ возложении РЅР° ответчика обязанности РІ здании класса функциональной пожарной опасности Р¤ 1.1 обеспечить дублирование светового Рё Р·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ сигналов Рѕ возникновении пожара РЅР° пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта Рё (или) транслирующей этот сигнал организации, РЅРµ поддержала, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ выполнением данного требования предписания РґРѕ судебного заседания. Р’ остальной части исковые требования поддержала. РџРѕ пункту 3 исковых требований пояснила, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что здание 1973 РіРѕРґР° постройки, Р° РЎРќРёРџ действует СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ. удовлетворение требований РїРѕ данному пункту оставила РЅР° усмотрении СЃСѓРґР°. РџРѕ предложенному ответчику СЃСЂРѕРєСѓ устранения недостатков – РґРѕ <...>., возражений РЅРµ высказала.
Представители ответчика ГБУЗ РЎРћ «Демидовская городская больница» Подмазовой Р•.Рџ., Сергеевой Рў.Р’., действующие РЅР° основании доверенностей, факт наличия выявленных нарушений РїРѕ пунктам 2-4 исковых требований, РЅРµ оспаривали, поддержали РґРѕРІРѕРґС‹ письменного отзыва который приобщен СЃСѓРґРѕРј Рє материалам дела, просили РѕР± увеличении СЃСЂРѕРєР° устранения нарушений РїРѕ 2 Рё 4 требованию РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ недостаточным финансированием бюджетного учреждения РёР· Министерства Рё объемом необходимых работ. РџРѕ пункту 3 исковых требований пояснили, что здание, РІ котором располагается центр В«Рскусственная почка» было построено РІ <...> РіРѕРґСѓ, капитальный ремонт Рё реконструкция здания РЅРµ производилась. Согласно техническому паспорту, РєРѕСЂРёРґРѕСЂ около помещений РїРѕРґ номерами 116 Рё 117 действительно менее <...> метра шириной, РЅРѕ СЃ учетом РіРѕРґР° постройки Рё обеспеченной возможности беспрепятственного прохождения РїРѕ РєРѕСЂРёРґРѕСЂСѓ носилок, Р° также СЃ учетом того объема мероприятий которые РјРѕРіСѓС‚ понадобиться, чтобы увеличить ширину РєРѕСЂРёРґРѕСЂР°, просили РІ удовлетворении исковых требований РІ указанной части отказать. РџРѕ пункту 1 исковых требований пояснили, что РІ настоящее время указанные нарушения устранены.
Представитель третьего лица – ОНД и ПРг. Нижний Тагил и ГГО УНДиПРГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерство здравоохранения Свердловской области Д.Н. Соколов, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменном отзыве указал, что ответчик должен устранить выявленные нарушения в случае установления фактов нарушений требований пожарной безопасности и антитеррористической защищенности, при этом требования по которым представлены доказательства об их устранении, удовлетворению не подлежат, запрашиваемые средства, необходимые для устранения выявленных нарушений, Министерством выделены и доведены до учреждения.
Судом в соответствии с п.3 и п.5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона N 69-ФЗ).
В силу ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 37 того же Федерального закона руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 Федерального закона № 69-ФЗ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности; данную ответственность, в частности, несут руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Судом установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОНД ОНДиПРг. Нижний Тагил и ГГО УНДиПРГУ МЧС России по Свердловской области Х.З.А. была проведена внеплановая проверка зданий и помещений ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» расположенных по адресу: <адрес>. В ходе проверки выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 69 - ФЗ Федеральный государственный пожарный надзор в Российской Федерации осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
Действующим законодательством должностным лицам Федерального государственного пожарного надзора представлены полномочия по осуществлению надзорной деятельности за соблюдением требований пожарной безопасности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами. Должностные лица Федерального государственного пожарного надзора вправе давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности в письменной форме с указанием сроков предоставления сведений о принимаемых мерах.
В судебном заседании также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОНД ОНДиПРг. Нижний Тагил и ГГО УНДиПРГУ МЧС России по Свердловской области Х.З.А. ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
31.10.2018Рі. старшим инспектором РћРќР” ОНДиПРг. РќРёР¶РЅРёР№ Тагил Рё ГГО УНДиПРГУ РњР§РЎ Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области СЃ целью контроля Р·Р° исполнением юридическим лицом ранее выданного предписания в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, проведена проверка РїРѕ результатам которой установлено, что юридическим лицом ГБУЗ РЎРћ «Демидовская городская больница» РЅРµ РІ полном объеме выполнено РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ указанное выше предписание РїРѕ устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Р’ С…РѕРґРµ проведенной проверки установлено, что РЅРµ устранены РІ нарушения, изложенные РІ Рї.Рї. 8,9,10,11,12 предписания, Р° именно: Рї. 8 – РІ здании класса функциональной пожарной опасности Р¤ 1.1 РЅРµ обеспечено дублирование светового Рё Р·РІСѓРєРѕРІРѕРіРѕ сигналов Рѕ возникновении пожара РЅР° пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта Рё (или) транслирующей этот сигнал организации, что является нарушением С‡.7 СЃС‚. 83 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 123-ФЗ «Технический регламент Рѕ требованиях пожарной безопасности»; Рї. 9 - помещения различных классов функциональной пожарной опасности – помещение архива РЅР° первом этаже (Р¤ 5.1) Рё помещение здания нефрологического центра (Р¤ 1.1), Р° также помещения склада в„– РЅР° втором этаже согласно технического паспорта - хранение медикаментов (Р¤ 5.1) Рё помещения нефрологического центра (Р¤ 1.1) РЅРµ разделены между СЃРѕР±РѕР№ ограждающими конструкциями СЃ нормируемыми пределами огнестойкости Рё классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением СЃС‚.СЃС‚. 51,59,88 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 123-ФЗ «Технический регламент Рѕ требованиях пожарной безопасности», Рї. 7.14 Рё Рї. 5.14 таб.1 РЎРќРёРџ ДД.РњРњ.ГГГГ «Пожарная безопасность зданий Рё сооружений»; Рї. 10 - РїСЂРё эксплуатации эвакуационных путей РЅР° втором этаже РЅРµ обеспечено соблюдение требований нормативных документов РїРѕ пожарной безопасности РїРѕ размерам эвакуационных путей, ширина горизонтального участка пути эвакуации РІ свету РІ РєРѕСЂРёРґРѕСЂРµ Сѓ помещений в„–, в„– поэтажного плана технического паспорта здания литер Рђ - палаты в„– Рё в„– менее <...> метра, составляет <...>., что является нарушением Рї.33 Правил противопожарного режима РІ Р Р¤ С‡.4 СЃС‚.4 СЃС‚. 53, С‡.1 СЃС‚. 89 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 123-ФЗ «Технический регламент Рѕ требованиях пожарной безопасности», Рї. 6.27 РЎРќРёРџ ДД.РњРњ.ГГГГ «Пожарная безопасность зданий Рё сооружений», Рї. 4.3.4 РЎРџ 1.13130.2009 РЎРІРѕРґ правил Системы противопожарной защиты Рвакуационные пути Рё выходы; Рї.11 - РїСЂРё эксплуатации эвакуационных выходов РЅР° первом этаже РЅРµ обеспечено соблюдение требований нормативных документов РїРѕ пожарной безопасности – ширина РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ эвакуационного выхода РёР· здания центра РЅР° первом этаже РІ свету менее <...> метра.
В судебном заседании установлено, что исковые требования частично выполнены, а именно, в здании класса функциональной пожарной опасности Ф 1.1 обеспечено дублирование светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
РР· представленных СЃСѓРґСѓ доказательств следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ. РћРћРћ «Производственное предприятие «Актай» РІ помещении нефрологического центра РїРѕ адресу <адрес> введена РІ эксплуатацию объектовая станция Р РЎРџР В«<...>В». Согласно акту в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ., сигнал РІ подразделение ЦППС 9 ОФПС РїРѕ Свердловской области поступил РІ <...>. Для корректного функционирования системы произведено подключение объектового РїСЂРёР±РѕСЂР° РђРџРЎ В«<...>В», работы произведены РІ <...> Рсправность системы подтверждена актом проверки работоспособности оборудования Рё канала СЃРІСЏР·Рё В«<...>В» в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ., согласно которому сигнал поступил РІ подразделение противопожарной службы РІ <...>
На момент рассмотрения требований судом остались не устранены следующие нарушения:
- помещения различных классов функциональной пожарной опасности – помещение архива на первом этаже (Ф 5.1) и помещение здания нефрологического центра (Ф 1.1), а также помещения склада № на втором этаже согласно технического паспорта - хранение медикаментов (Ф 5.1) и помещения нефрологического центра (Ф 1.1) не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами, что является нарушением ст.ст. 51,59,88 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.14 и п. 5.14 таб.1 СНиП ДД.ММ.ГГГГ «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;
- РїСЂРё эксплуатации эвакуационных выходов РЅР° первом этаже РЅРµ обеспечено соблюдение требований нормативных документов РїРѕ пожарной безопасности – ширина РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ эвакуационного выхода РёР· здания центра РЅР° первом этаже РІ свету менее 1,2 метра, что является нарушением СЃС‚.СЃС‚. 53,89 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 123-ФЗ «Технический регламент Рѕ требованиях пожарной безопасности», Рї.33 Правил противопожарного режима РІ Р Р¤, Рї. 6.16 РЎРќРёРџ ДД.РњРњ.ГГГГ «Пожарная безопасность зданий Рё сооружений», Рї. ДД.РњРњ.ГГГГ РЎРџ 1.13130.2009 РЎРІРѕРґ Правил. Системы противопожарной защиты Рвакуационные пути Рё выходы.
Статьей 51 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» закреплено, что целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; устройство пожарных отсеков и секций, а также ограничение этажности или высоты зданий и сооружений; применение устройств аварийного отключения и переключение установок и коммуникаций при пожаре; применение средств, предотвращающих или ограничивающих разлив и растекание жидкостей при пожаре; применение огнепреграждающих устройств в оборудовании; применение установок пожаротушения (ст. 59 № 123-ФЗ).
Согласно ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Согласно п. 5.14 СНиП 21.01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах (противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы) - таблице 2*, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, таблице 3.
Пунктом 7.4 СНиП 21.01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» закреплено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В соответствии со ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЗ эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
Согласно п. 6.16 СНиП 21.01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее:
1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8 м - во всех остальных случаях. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6.29. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Пунктом 5.2.14 РЎРџ 1.13130.2009 «Свод Правил. Системы противопожарной защиты Рвакуационные пути Рё выходы» закреплено, что ширина эвакуационных выходов РёР· помещений должна быть РЅРµ менее 1,2 Рј РїСЂРё числе эвакуирующихся более 15 чел.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Соблюдение правил и норм пожарной безопасности является одним из основных условий повышения уровня обеспечения правопорядка и общественной безопасности в местах массового пребывания и отдыха граждан и иных общественных местах, и непосредственно направлено на предупреждение совершения террористических актов в местах массового скопления граждан, на защиту от чрезвычайных ситуаций, возникших вследствие террористических акций.
Мероприятия по обеспечению требований Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994, до настоящего времени не выполнены, Администрацией медицинского учреждения достаточных мер к устранению нарушений не принято.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, права и свободы граждан являются, вышей ценностью государства.
Согласно ст. 18, 46 Конституции РФ, права, свободы граждан являются непосредственно действующим. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Кроме того, в соответствии со ст. 2. Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Указанные нарушения, в том числе, влекут снижение уровня антитеррористической и противопожарной защищенности объекта, увеличение потенциального количества пострадавших людей от террористического акта и пожара, создают препятствия для эффективного и оперативного осуществления мероприятий по ликвидации возгорания и последствий террористического акта.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора о возложении обязанности помещения различных классов функциональной пожарной опасности – помещение архива на первом этаже (Ф 5.1) и помещение здания нефрологического центра (Ф 1.1), а также помещения склада № на втором этаже согласно технического паспорта - хранение медикаментов (Ф 5.1) и помещения нефрологического центра (Ф 1.1) разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами; а также о возложении обязанности при эксплуатации эвакуационных выходов на первом этаже обеспечит соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности – ширину основного эвакуационного выхода из здания центра на первом этаже в свету выполнить не менее 1,2 метра.
Согласно ст. 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Предложенный прокурором срок для проведения мероприятия суд находит недостаточным. Выполнение указанных пунктов предписания требует больших материальных затрат, которые ответчику, как бюджетному учреждению, выделяются Министерством здравоохранения Свердловской области, с учетом объема работ, необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд полагает необходимым увеличить срок для устранения данного нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.
По исковым требованиям о возложении обязанности при эксплуатации эвакуационных путей на втором этаже обеспечить соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности – ширину горизонтального участка пути эвакуации в свету в коридоре у палаты № и № не менее <...> метра, суд приходит к следующему.
РР· материалов дела следует, что здание ГБУЗ РЎРћ «Демидовская городская больница» РїРѕ адресу: <адрес> введено РІ эксплуатацию РІ 1973 РіРѕРґСѓ.
ГБУЗ СО «Демидовская городская больница» вменяют нарушение требований п. 6.27 21-01-97 введенного в действие 01.01.1998г., то есть значительно позднее введения в эксплуатацию данного здания.
Согласно п. 6.27 СНиП 21.01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности - более 50 чел.; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусмотрено, что в отношении объектов защиты, введенных в эксплуатацию до вступления в силу положений настоящего Закона, устанавливающих более высокие требования пожарной безопасности (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 настоящего Закона), применяются ранее действовавшие требования. В отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования этого Закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 80 указанного Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
Таким образом, системный анализ вышеприведенных норм действующего законодательства о пожарной безопасности позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию зданий до введения в действие различных СНиПов данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в указанных СНиПах требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания, а не в процессе его текущей эксплуатации.
В процессе эксплуатации завершенного строительством и введенного в эксплуатацию в установленном порядке здания должны соблюдаться не все предусмотренные СНиП 21-01-97* требования, а только те из них, которые относятся к режиму противопожарного содержания данного здания.
В частности, по смыслу пункта 4.3 названных строительных норм и правил в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке.
Кроме того, согласно п. 1.7 СНиП 21-01-97* необходимость приведения существующих зданий в соответствие с данными нормами определяется пунктом 8.5 СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения", которые утратили силу с 01.10.2003.
В соответствии с пунктом 8.5 СНиП 10-01-94, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, который может быть определен расчетом, в рамках проверочных мероприятий, выполненным по соответствующим методикам, утвержденным в установленном порядке. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
Таким образом, изначально при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введенные в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. Рдаже в этом случае соответствующие требования СНиП 21-01-97* по смыслу пункта 4.3 данных правил и пункта 8.5 СНиП 10-01-94, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания.
Системный анализ приведенных выше положений СНиП 21-01-97* и действовавших на момент введения их в действие СНиП 10-01-94 позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до вступления в силу указанных строительных норм и правил объектов капитального строительства, данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Нарушения требований правил пожарной безопасности, указанные в рассматриваемом предписании органов государственного пожарного надзора относятся именно к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
Ответчиком в подтверждение своей позиции о том, что до настоящего времени реконструкция и капитальный ремонт здания не производились, и в обоснование своих возражений представлен в материалы дела технический паспорт, согласно которому здание центра экстракорпоральных методов детоксикации было введено в эксплуатацию в 1973 году, до настоящего времени в зданиях не проводилась реконструкция или капитальные ремонты зданий в целом, поэтому приведение конструктивных и объемно-планировочных характеристик в соответствие с новыми нормативами возможно только при условии реконструкции здания или капитального ремонта здания.
Согласно п. 4.10 СНиП II-Л.2-72, действовавшего в период с 01.10.1972 по 01.07.1986г. суммарную ширину лестничных маршей в зависимости от наибольшего количества людей, одновременно пребывающих на любом этаже, кроме первого, а также ширину дверей, коридоров или проходов на путях эвакуации во всех этажах общественных зданий, за исключением зданий кинотеатров, клубов, театров и спортивных сооружений, следует принимать из расчета не менее 0,6 м на 100 человек.
РР· технического паспорта следует, что ширина горизонтального участка пути эвакуации РІ свету РІ РєРѕСЂРёРґРѕСЂРµ Сѓ помещений в„–, в„– поэтажного плана технического паспорта здания литер Рђ - палаты в„– Рё в„– менее <...> метра, составляет <...>.
РР· представленной ответчиком фототаблицы следует, что существующая ширина эвакуационных путей СЃ учетом РёС… геометрии позволяет беспрепятственно пронести носилки.
Расчет недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей, в рамках проверочных мероприятий, выполненным по соответствующим методикам, утвержденным в установленном порядке, не производился.
Согласно Уставу ГБУЗ РЎРћ «Демидовская центральная городская больница» собственником имущества Рё учредителем учреждения является Свердловская область. Функции Рё полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Свердловской области. Рсковые требования Рє собственнику объекта РЅРµ предъявлялись.
Поскольку реконструкция или капитальный ремонт здания не производились, здание, введенное в эксплуатацию в <...>, соответствовало требованиям пожарной безопасности, действующим на момент его сдачи в эксплуатацию, иное не доказано, поэтому требование п. 6.27 СНиП 21.01.97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», к ширине эвакуационного пути здания введенного в эксплуатацию до вступления в силу действующих требований, является необоснованным, и вследствие этого исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.
Р’ соответствии СЃ частью 1 статьи 103 Гражданского процессуальн░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░░░·░ґ░µ░Ђ░¶░є░░, ░ї░ѕ░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░Ѕ░‹░µ ░Ѓ░ѓ░ґ░ѕ░ј ░І ░Ѓ░І░Џ░·░░ ░Ѓ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░ј░ѕ░‚░Ђ░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ґ░µ░»░°, ░░ ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░°, ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░є░ѕ░‚░ѕ░Ђ░‹░… ░░░Ѓ░‚░µ░† ░±░‹░» ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ, ░І░·░‹░Ѓ░є░░░І░°░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░°, ░Ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░ѕ░±░ѕ░¶░ґ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░‚ ░ѓ░ї░»░°░‚░‹ ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░‹░… ░Ђ░°░Ѓ░…░ѕ░ґ░ѕ░І, ░І ░„░µ░ґ░µ░Ђ░°░»░Њ░Ѕ░‹░№ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚ ░ї░Ђ░ѕ░ї░ѕ░Ђ░†░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№.
░’ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░░░░ ░Ѓ ░ї░ѕ░ґ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѕ░ј 3 ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° 1 ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░░ 333.19 ░ќ░°░»░ѕ░і░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░ ░ї░ѕ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░ј ░Ѕ░µ░░░ј░ѓ░‰░µ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░…░°░Ђ░°░є░‚░µ░Ђ░° ░І ░ґ░ѕ░…░ѕ░ґ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░° ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░░░‚ ░І░·░‹░Ѓ░є░°░Ѕ░░░Ћ ░Ѓ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░°░Џ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░° ░І ░Ѓ░ѓ░ј░ј░µ <...>
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚░°░‚░Њ░Џ░ј░░ 12, 194-199, 320, 321 ░“░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░Ђ░ѕ░†░µ░Ѓ░Ѓ░ѓ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░ѕ░ґ░µ░є░Ѓ░° ░ ░ѕ░Ѓ░Ѓ░░░№░Ѓ░є░ѕ░№ ░¤░µ░ґ░µ░Ђ░°░†░░░░, ░Ѓ░ѓ░ґ
░ ░•░░░░›:
░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ї░Ђ░ѕ░є░ѓ░Ђ░ѕ░Ђ░° ░›░µ░Ѕ░░░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░ќ░░░¶░Ѕ░░░№ ░ў░°░і░░░» ░І ░░░Ѕ░‚░µ░Ђ░µ░Ѓ░°░… ░Ѕ░µ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░є░Ђ░ѓ░і░° ░»░░░† ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░░░‚░Њ ░‡░°░Ѓ░‚░░░‡░Ѕ░ѕ.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░«░”░µ░ј░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░» ░І ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░ѕ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“ ░І ░·░ґ░°░Ѕ░░░░ ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░«░”░µ░ј░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░», ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░°░·░»░░░‡░Ѕ░‹░… ░є░»░°░Ѓ░Ѓ░ѕ░І ░„░ѓ░Ѕ░є░†░░░ѕ░Ѕ░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░Ђ“ ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░°░Ђ░…░░░І░° ░Ѕ░° ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░ј ░Ќ░‚░°░¶░µ (░¤ 5.1) ░░ ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ░„░Ђ░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░†░µ░Ѕ░‚░Ђ░° (░¤ 1.1), ░° ░‚░°░є░¶░µ ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѓ░є░»░°░ґ░° ░„– ░Ѕ░° ░І░‚░ѕ░Ђ░ѕ░ј ░Ќ░‚░°░¶░µ, ░Ѓ░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░‚░µ░…░Ѕ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ї░°░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░° - ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░ґ░░░є░°░ј░µ░Ѕ░‚░ѕ░І (░¤ 5.1) ░░ ░ї░ѕ░ј░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ ░Ѕ░µ░„░Ђ░ѕ░»░ѕ░і░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░†░µ░Ѕ░‚░Ђ░° (░¤ 1.1) ░Ђ░°░·░ґ░µ░»░░░‚░Њ ░ј░µ░¶░ґ░ѓ ░Ѓ░ѕ░±░ѕ░№ ░ѕ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ћ░‰░░░ј░░ ░є░ѕ░Ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░є░†░░░Џ░ј░░ ░Ѓ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░░░Ђ░ѓ░µ░ј░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░ј░░ ░ѕ░і░Ѕ░µ░Ѓ░‚░ѕ░№░є░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░ ░є░»░°░Ѓ░Ѓ░°░ј░░ ░є░ѕ░Ѕ░Ѓ░‚░Ђ░ѓ░є░‚░░░І░Ѕ░ѕ░№ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░░░»░░ ░ї░Ђ░ѕ░‚░░░І░ѕ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░‹░ј░░ ░ї░Ђ░µ░і░Ђ░°░ґ░°░ј░░.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░µ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░«░”░µ░ј░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░» ░І ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░ѕ ░”░”.░њ░њ.░“░“░“░“. ░І ░·░ґ░°░Ѕ░░░░ ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░«░”░µ░ј░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░», ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ ░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ░ѓ: <░°░ґ░Ђ░µ░Ѓ> ░ї░Ђ░░ ░Ќ░є░Ѓ░ї░»░ѓ░°░‚░°░†░░░░ ░Ќ░І░°░є░ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І░‹░…░ѕ░ґ░ѕ░І ░Ѕ░° ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░ј ░Ќ░‚░°░¶░µ ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░ѕ░±░µ░Ѓ░ї░µ░‡░░░‚░Њ ░Ѓ░ѕ░±░»░Ћ░ґ░µ░Ѕ░░░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№ ░Ѕ░ѕ░Ђ░ј░°░‚░░░І░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░є░ѓ░ј░µ░Ѕ░‚░ѕ░І ░ї░ѕ ░ї░ѕ░¶░°░Ђ░Ѕ░ѕ░№ ░±░µ░·░ѕ░ї░°░Ѓ░Ѕ░ѕ░Ѓ░‚░░ ░ї░ѕ ░Ђ░°░·░ј░µ░Ђ░°░ј ░Ќ░І░°░є░ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І░‹░…░ѕ░ґ░ѕ░І, ░€░░░Ђ░░░Ѕ░ѓ ░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ќ░І░°░є░ѓ░°░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І░‹░…░ѕ░ґ░° ░░░· ░·░ґ░°░Ѕ░░░Џ ░†░µ░Ѕ░‚░Ђ░° ░Ѕ░° ░ї░µ░Ђ░І░ѕ░ј ░Ќ░‚░°░¶░µ ░І ░Ѓ░І░µ░‚░ѓ ░І░‹░ї░ѕ░»░Ѕ░░░‚░Њ ░Ѕ░µ ░ј░µ░Ѕ░µ░µ <...> ░ј░µ░‚░Ђ░°.
░’ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░░ ░ѕ░Ѓ░‚░°░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░‡░°░Ѓ░‚░░ ░░░Ѓ░є░ѕ░І░‹░… ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░№, ░ѕ░‚░є░°░·░°░‚░Њ.
░’░·░‹░Ѓ░є░°░‚░Њ ░Ѓ ░“░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░Ђ░µ░¶░ґ░µ░Ѕ░░░Џ ░·░ґ░Ђ░°░І░ѕ░ѕ░…░Ђ░°░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░«░”░µ░ј░░░ґ░ѕ░І░Ѓ░є░°░Џ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░Ѓ░є░°░Џ ░±░ѕ░»░Њ░Ѕ░░░†░°░» ░І ░ґ░ѕ░…░ѕ░ґ ░ј░µ░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░±░Ћ░ґ░¶░µ░‚░° ░і░ѕ░Ѓ░ѓ░ґ░°░Ђ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѓ░Ћ ░ї░ѕ░€░»░░░Ѕ░ѓ 300,00 ░Ђ░ѓ░±.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ѓ░ѓ░ґ░µ░±░Ѕ░ѓ░Ћ ░є░ѕ░»░»░µ░і░░░Ћ ░ї░ѕ ░і░Ђ░°░¶░ґ░°░Ѕ░Ѓ░є░░░ј ░ґ░µ░»░°░ј ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѓ░ѓ░ґ░° ░ї░ѓ░‚░µ░ј ░ї░ѕ░ґ░°░‡░░ ░¶░°░»░ѕ░±░‹ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░›░µ░Ѕ░░░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░і░ѕ░Ђ░ѕ░ґ░° ░ќ░░░¶░Ѕ░░░№ ░ў░°░і░░░» ░Ў░І░µ░Ђ░ґ░»░ѕ░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░І░‹░Ѕ░µ░Ѓ░µ░Ѕ░░░Џ ░ј░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░‚░µ░є░Ѓ░‚░° ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ.
░њ░ѕ░‚░░░І░░░Ђ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░‚░µ░є░Ѓ░‚ ░Ђ░µ░€░µ░Ѕ░░░Џ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ 30 ░°░ї░Ђ░µ░»░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░°.
░џ░Ђ░µ░ґ░Ѓ░µ░ґ░°░‚░µ░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░Ћ░‰░░░№