Дело №
УИД 23RS0№-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес>
<адрес> 02 декабря 2024 года
Туапсинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Желдаковой В.П.
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО6, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика АО «НЭСК» - ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО "НЭСК" о признании соглашения о порядке оплаты за электрическую энергию ничтожным и применении последствий недействительности сделки, взыскании неосновательного обогащения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к АО "НЭСК" о признании соглашения о порядке оплаты за электрическую энергию ничтожным и применении последствий недействительности сделки, взыскании неосновательного обогащения.
Заявленные требования мотивированы тем, что истцу ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, площадью 246,5 кв.м., расположенный по адресу: Россия, <адрес>, с/о "Горка", <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Истцом от ответчика было получено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о том, что специалистами Туапсинского участка Приморского филиала АО «НЭСК» было произведено обследование вышеназванного домовладения и установлен факт возобновления коммерческой деятельности, а именно, работа гостевого дома. В связи с чем, ответчик уведомил истца, что с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, с/о "Горка", <адрес> расчеты будут осуществляться по тарифу «прочие», и направлено соглашение о порядке оплаты за электрическую энергию, потребляемую на нужды, отличные от коммунально-бытовых к договору № с просьбой его подписать и вернуть ответчику. Истец, ФИО1, данное соглашение подписать отказалась, после чего в адрес истца поступил лист согласования дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный сотрудниками АО «НЭСК». В дальнейшем, в адрес истца от ответчика поступила претензия №НЭ-04/01-7-6355 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой ответчик требовал оплатить по предлагаемому новому соглашению задолженность за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 31 513 рублей 37 копеек и пени на сумму 31 рубль 51 копейки начисленную по тарифу «прочие».
Под угрозой отключения электроэнергии ДД.ММ.ГГГГ истица была вынуждена оплатить выставленную АО «НЭСК» задолженность в размере 31 500 рублей, однако считает, что ответчик необоснованно и незаконно вынудил её заплатить указанную сумму долга на основании дополнительного соглашения, которое фактически не заключалось. Основания для заключения такого договора отсутствуют, так как в спорный период времени коммерческой деятельностью она не занималась. Предпринимательской деятельностью не занимается, предприятий и коммерческой недвижимости по вышеуказанному адресу не имеет. Электрическую энергию использует исключительно для бытового потребления. Ответчик не может однозначно утверждать, что помещения в доме истицы сдавались отдыхающим на коммерческой основе, а не использовались для размещения гостей из числа ее родственников. В связи с чем, ответчиком АО «НЭСК» были нарушены права истца как потребителя услуг гарантирующего поставщика электрической энергии.
В связи с чем, просила суд признать соглашение о порядке оплаты за электрическую энергию, потребляемую на нужды, отличные от коммунально-бытовых к договору (лицевому счету) № от ДД.ММ.ГГГГ, между ФИО1 и АО «НЭСК» ничтожным, применить последствия ничтожной сделки; взыскать с ответчика АО «НЭСК» в пользу ФИО1 31 500 рублей в качестве неосновательного обогащения.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлена надлежащим образом.
Представитель истицы ФИО1 – ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить, поскольку достоверных доказательств тому, что дом истицы используется в коммерческих целях ответчиком не представлено, следовательно, у него не имелось оснований для начисления оплаты по тарифу «прочие».
Представитель ответчика АО «НЭСК» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, поскольку ответчику достоверно известно, что ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ использовала дом по адресу: <адрес>, с/о "Горка", <адрес> коммерческих целях. Это подтверждается и информацией из сети «Интернет» как о предоставлении комнат посуточно, так и отзывами клиентов. Соответственно, истице на законных оснований было направлено соглашение о порядке оплаты за электрическую энергию, потребляемую на нужды, отличные от коммунально-бытовых к договору №. Просила в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или если суд признает причины их неявки неуважительными, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Как следует из материалов дела, выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 жилого дома, площадью 246,5 кв.м. и нежилое здание (садовый дом), площадью 66,7 кв.м., расположенные по адресу: Россия, <адрес>, с/о "Горка", <адрес>.
Дом технологически присоединен к электрическим сетям и ДД.ММ.ГГГГ между АО «НЭСК» и ФИО1 был заключен договор электроснабжения с № для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, использующих электроэнергию для коммерческих целей (включая собственников нежилых помещений в многоквартирных домах).
По заявлению ФИО1, ссылаясь на прекращение коммерческой деятельности, действие данного договора было приостановлено.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ АО «НЭСК» уведомил истицу ФИО1 о том, что в результате обследования, проведенного представителями Туапсинского участка АО «НЭСК» по адресу: <адрес>, СНТ "Горка", <адрес>, был установлен факт возобновления коммерческой деятельности, а именно, работа гостевого дома «Любовь». Также в письме истцу было сообщено, что с ДД.ММ.ГГГГ расчеты будут осуществлены по тарифу "прочие". Истице было направлено соглашение о порядке оплаты за электроэнергию, потребленную на нужды, отличные от коммунально-бытовых (при сдаче жилья в наем) к договору (лицевому счету) № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями.
Оспаривая законность соглашения о порядке оплаты за электрическую энергию, потребляемую на нужды, отличные от коммунально-бытовых к договору (лицевому счету) № от ДД.ММ.ГГГГ, истица обратилась в суд с иском.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии (статья 1).
Из пунктов 3, 4 статьи 37 Закона об электроэнергетике следует, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
В пункте 3 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике установлено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.
Согласно пункту 67 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1178, перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности), приведен в приложении N 1.
Приложением N 1 к "Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" N 1178 установлен исчерпывающий перечень категорий потребителей, приравненных к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
В данный перечень входят, в том числе юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору учета электрической энергии.
В соответствии с пунктом 71 (1) "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" N 1178 цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов; наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного проживания лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объемах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда; юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учета электрической энергии.
К тарифной группе "Население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
К группе "прочие потребители" относятся физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность в жилом отдельно выделенном помещении, для которого в обязательном порядке должен быть установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для целей осуществления указанной деятельности. При отсутствии прибора учета электроэнергии данный объем определяется в порядке, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергии.
Таким образом, применяемый по рассматриваемому спору тариф на электрическую энергию, подлежащий применению при расчетах, должен соответствовать группе потребителей, к которой относится абонент. В рассматриваемом случае юридически значимым обстоятельством, подлежащим выявлению по делу является установление цели использования указанного жилого помещения.
В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно п. 3 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
В силу ч. 2 ст. 150 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Согласно положениям ст. ст. 55, 56, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Так, разрешая спор по существу, суд исходит из того, что АО "НЭСК" доказан факт осуществления коммерческой деятельности по адресу: Россия, <адрес>, с/о "Горка", <адрес>.
Не смотря на то, что акт выявления факта ведения в жилом помещении предпринимательской (иной профессиональной) деятельности от ДД.ММ.ГГГГ составлен в отсутствие потребителя, приложенные к нему фотоматериалы и скриншоты из сети «Интернет» объективно свидетельствовали о наличии в заявленный период времени факта осуществления в данном объекте недвижимости коммерческой деятельности.
Оснований не доверять представленной в материалы дела информации у суда не имеется, суд находит представленные ответчиком доказательства относимыми и допустимыми, доказательств обратного истцом не представлено.
Ссылки представителя истца на то, что имеющиеся отзывы являются недостоверными ничем не подтверждены, тогда как в силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, АО «НЭСК» был установлен факт ведения коммерческой деятельности ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ, что не опровергается истребованной судом информации из Межрайонный ФНС № по <адрес>, согласно которой, ФИО1 была поставлена на налоговый учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Сумма дохода самозанятого согласно зарегистрированным чекам составила за 2024 год – 247 210 руб. по виду деятельности, в том числе «Сдача комнаты». В чеках ведение деятельности не отображается.
Учитывая вышеизложенное, истцом не представлено относимых и допустимых доказательств тому, что коммерческая деятельность ФИО1 по сдаче в наем жилья в указанном жилом доме в период с ДД.ММ.ГГГГ и на момент осмотра объекта представителем общества (ДД.ММ.ГГГГ) была полностью прекращена, и дом использовался исключительно в личных целях, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.
В связи с чем, суд приходит к выводу об оставлении без удовлетворения исковых требований ФИО1, как в части признания соглашения о порядке оплаты за электрическую энергию ничтожным и применении последствий недействительности сделки, так и в части производных исковых требований о взыскании с ответчика неосновательного обогащения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск ФИО1 к АО "НЭСК" о признании соглашения о порядке оплаты за электрическую энергию ничтожным и применении последствий недействительности сделки, взыскании неосновательного обогащения – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд апелляционной инстанции <адрес>вого суда через Туапсинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Туапсинского городского суда (подпись) В.П. Желдакова
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Туапсинского городского суда В.П. Желдакова