Дело № 2 –1155/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 сентября 2015 года г. Алатырь
Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филатовой Л.Н., при секретаре судебного заседания Новиковой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трубниковой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики – Чувашии о включении в страховой (общий трудовой) стаж периода работы, перерасчете пенсии по старости,
Установил:
Трубникова Т.В. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики – Чувашии о перерасчете пенсии, исковые требования обосновала тем, что в ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление о перерасчете размера пенсии по старости по пп. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях». Исчисление размера пенсии, исходя из заработка, указанного в архивной справке за период с ДД.ММ.ГГГГ, позволило бы применить коэффициент соотношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране 1,2, что приведет к увеличению размера пенсии, но данная справка выдана с нарушением, как указано в решении об отказе в перерасчете размера пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ сведениям о заработной плате, её средний заработок составлял <данные изъяты>. Коэффициент соотношения её среднего заработка к среднему заработку по стране должен составлять не менее 0,97, а не 0,79 как рассчитано ответчиком при назначении пенсии. Пенсия, исчисленная на основании заработка, указанного в справке о заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ является наиболее выгодной для неё. Отказ в перерасчете пенсии является фактом, ухудшающим её положение как пенсионера.
Просила обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из факта получения в ДД.ММ.ГГГГ заработной платы, указанной в справке о заработной плате.
В ходе судебного разбирательства Трубникова Т.В. исковые требования уточнила, просила произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, включить в общий стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности швеи цеха № 1 Чебоксарской чулочно – трикотажной фабрики.
В судебном заседании истец Трубникова Т.В. исковые требования поддержала в уточненном варианте.
Представитель ответчика Ж.Т.Л., действующая на основании доверенности, исковые требования Трубниковой Т.В. не признала.
Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Трубниковой Т.В. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).
При этом в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 23 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Так, ст. 3, ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 -ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентировался Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ст. 11 Федерального закона № 400 – ФЗ от 28 декабря 2013 года).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п.п. 1,2,3 ст. 14 Федерального закона № 400 – ФЗ от 28 декабря 2013 года).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В силу ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В первоначальной редакции Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ч. 1 ст. 10 было предусмотрено, что суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих включаемые в страховой стаж периоды работы, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица и после такой регистрации, установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555.
Согласно пп. 6, 7 указанных Правил основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. В случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ).
В соответствии с ч.1, п.5 ч.2 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение имущественных прав граждан, в том числе факты принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами ЗАГСа свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Копией решения УПФР в г. Алатырь и Алатырском районе ЧР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Трубникова Т.В. обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Управление Пенсионного фонда с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях», представив справку о заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, выданную Государственным архивом современной истории Чувашской Республики на имя М.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Документами пенсионного дела подтверждается последовательное изменение фамилии М. на Трубникова (справки о заключении браков № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, копии свидетельств о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ). В представленной Трубниковой Т.В. для перерасчета размера пенсии справке не указаны имя и отчество заявителя.
Архивными справками № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ БУ Чувашской Республики «Государственный архив современной истории Чувашской Республики» в судебном заседании установлено, что в документах Объединенного архивного фонда документов по личному составу предприятий текстильной промышленности Чувашской Республики в ведомостях начисления заработной платы работникам швейного цеха № 1 Чебоксарской чулочно – трикотажной фабрики Российского промышленного трикотажного объединения «Рострикотажпром» Министерства текстильной промышленности РСФСР за ДД.ММ.ГГГГ годы имеются следующие сведения о заработной плате Мартыновой Т. (так в документе), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФЗУ, гр. 4, шв. №, с ДД.ММ.ГГГГ; Мартыновой Т. В. (так в документе), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФЗУ, гр. 4, шв. №, ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
В приказе Чебоксарской чулочно – трикотажной фабрики Российского промышленного трикотажного объединения «Рострикотажпром» Министерства текстильной промышленности РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № записано: «… Перевести учащихся профессионального училища: в швейный цех № по 3 – му разряду с ДД.ММ.ГГГГ в следующем составе: по группе №… М.Т.В. (так в документе)…».
М.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ заключила брак с С.Г.И., после заключения брака истцу присвоена фамилия – С (запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ), брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании актовой записи о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>
Согласно справке о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ между Т.Н.А. и С.Т.В. ДД.ММ.ГГГГ заключен брак, после регистрации брака истцу присвоена фамилия – Трубникова.
Поскольку основанием для отказа во включении в стаж истца периода работы с ДД.ММ.ГГГГ в должности швеи цеха № 1 Чебоксарской чулочно – трикотажной фабрики послужило лишь отсутствие имени и отчества заявителя в архивной справке, факт принадлежности архивной справки № от ДД.ММ.ГГГГ о размере заработной платы за период с ДД.ММ.ГГГГ истцу Трубниковой Т.В., выданной на имя М.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нашел свое подтверждение, вышеуказанный период работы подлежит включению в специальный стаж истца.
Исковые требования истца Трубниковой Т.В. о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ, увеличение трудового стажа истца влечет необходимость перерасчета размера пенсии.
Пунктом 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 года № 17/19, установлено, что в случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда РФ недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения.
Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, днем обращения за пенсией считается день приема заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1 – го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения (п. 1 ст. 20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).
Поскольку на момент назначения пенсии и на момент обращения истца за перерасчетом пенсии ДД.ММ.ГГГГ справка № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая размер заработной платы и страховой стаж Трубниковой Т.В. в спорный период времени, отсутствовала, данный документ был представлен по запросу Алатырского районного суда ЧР лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении 3 месяцев после вынесения решения пенсионного органа об отказе в перерасчете пенсии, факт принадлежности данной справки Трубниковой Т.В. установлен в ходе судебного разбирательства, другие доказательства наличия указанного стажа при подаче заявления о перерасчете пенсии отсутствуют, оснований для перерасчета пенсии истцу Трубниковой Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Перерасчет назначенной трудовой пенсии Трубниковой Т.В. следует произвести со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.
Подпунктом 5 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ установлено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, с учетом положений п. 3 настоящей статьи освобождаются истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Трубниковой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики – Чувашии о включении в страховой (общий трудовой) стаж периода работы, перерасчете пенсии по старости удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики включить период работы Трубниковой Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности швеи цеха № Чебоксарской Чулочно – трикотажной фабрики в страховой (общий трудовой) стаж для назначения пенсии по старости.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в г. Алатырь и Алатырском районе Чувашской Республики произвести перерасчет назначенной Трубниковой Т.В. пенсии по старости с учетом включения в её страховой (общий трудовой) стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности швеи цеха № Чебоксарской Чулочно – трикотажной фабрики с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия, с подачей жалобы через Алатырский районный суд.
Председательствующий