РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Козьмодемьянск 03 июня 2016 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебного заседания Ерофеевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу к Белкину <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу, и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилась с административным иском к Белкину С.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 4680 руб., пени по транспортному налогу в размере 3325 руб. 24 коп., ссылаясь на неисполнение административным ответчиком обязанности по своевременной уплате налога. Направленные в адрес ответчика требования от 22 сентября 2015 года № 1778, от 29 октября 2015 г. № 10048 об уплате налога и пени в добровольном порядке до настоящего времени не исполнены.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу в суд представителя не направила, ходатайствовала о рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Белкин С.В. в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, о причинах неявки не уведомила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала.
На основании ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
В силу ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствие с законодательством Российской Федерации (ст. 358 НК РФ).
Согласно статье 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Статьей 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
В статье 2 Закона ЯНАО от 25 ноября 2002 г. № 61-ЗАО «О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»» установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, в частности для грузовых автомобилей с мощностью двигателя от 150 до 250 л.с. - 40 рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2016 г.) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым в соответствии со статьей 360 НК РФ признается календарный год, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Установлено, что по сведениям регистрирующих органов за Белкиным С.В. зарегистрировано транспортное средство - грузовой <данные изъяты> номер № с мощностью двигателя 117 л.с.
10 апреля 2015 г. Белкину С.В. заказным письмом направлено налоговое уведомление № 212727 от 02.04.2015, содержащее сумму транспортного налога, подлежащего уплате за 2014 г., расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (до 01.10.2015 г.).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии ст. 75 Налогового кодека РФ в случае задержки уплаты налога с налогоплательщика подлежит взысканию пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки.
Ввиду неуплаты ответчиком транспортного налога в установленные сроки на сумму недоимки согласно представленному административным истцом расчету начислены пени за периоды с 19.11.2014 г. по 22.09.2015 г., с 23.09.2015 г. по 01.10.2015 г., с 02.10.2015 г. по 29.10.2015 г.
Ответчику в порядке и сроки, предусмотренные ст. 69, 70 НК РФ направлены требования об уплате транспортного налога и пеней:
по состоянию на 22.09.2015 года № 1778 на сумму пени по транспортному налогу в размере 2936 руб. 45 коп.;
по состоянию на 29.10.2015 г. № 10048 на сумму недоимки по транспортному налогу за 2014 г. в размере 4680 руб. пени по транспортному налогу - 388 руб. 79 коп.
До настоящего времени указанная задолженность административным ответчиком не погашена. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии задолженности по налогу, ее полном либо частичном погашении, в суд не представлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу положений статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Судом учитывается, что положения ст. 48 НК РФ применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.
В силу п. 1 ст. 72 НК РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исходя из приведенных положений закона, учитывая акцессорный характер пени, ее взыскание возможно только тогда, когда сохраняется обязанность по уплате налога, в связи с чем после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению, а начисленные пени не подлежат взысканию.
Из материалов дела и расчета пеней, произведенного административным истцом, следует, что налоговым органом Белкину С.В. начислены пени по транспортному налогу за периоды с 19.11.2014 г. по 22.09.2015 г. и с 23.09.2015 г. по 01.10.2015 г., в то время как требование о взыскании указанной в расчете недоимки по транспортному налогу в сумме 34667 руб. 50 коп. административным истцом не заявлялось, в требованиях об уплате налогов, пеней недоимка за эти периоды не указаны. Согласно требованию № 10048 задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в размере 4680 руб. образовалась только со 02 октября 2015 г.
По мнению суда, утрата права на взыскание налога исключает признание права требования взыскания пени в связи с неуплатой налога независимо от периода, за который пени начислены. Следовательно, рассчитанные истцом пени по налогу на имущество за период с 19.11.2014 г. по 22.09.2015 г. и с 23.09.2015 г. по 01.10.2015 г. в общей сумме 3022 руб. 25 коп. взысканию не подлежат. А за период со 02.10.2015 г. по 29.10.2015 г. сумма подлежащих взысканию с ответчика пеней составляет 36 руб. 04 коп. (4680 руб.*8,25%/300*28 дней)
В остальной части административного иска, учитывая, что срок исполнения требования № 10048 истек 26.01.2016 г., административный иск направлен в суд 26 апреля 2016 г., т.е. предусмотренный законом срок обращения в суд с иском о взыскании обязательных платежей и санкций налоговым органом не нарушен, заявленные Межрайонной ИФНС России № 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу требования о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме 4680 руб. и пени по транспортному налогу в сумме 36 руб. 04 коп. подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Исходя из размера исковых требований, которые были удовлетворены судом, с ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 177, 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу удовлетворить частично.
Взыскать с Белкина <данные изъяты>, проживающего по адресу: <адрес> Эл, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ямало-Ненецкому автономному округу задолженность по транспортному налогу в сумме 4680 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 36 рублей 04 копеек, всего 4716 рублей 04 копейки.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Взыскать с Белкина <данные изъяты> в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья К.Г. Шахова
решение принято в окончательной форме 03 июня 2016 г.