Дело № 2-87/2022
УИД: 91RS0011-01-2021-002898-73
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
пгт Красногвардейское 10 марта 2022 г.
Красногвардейский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Сангаджи-Горяева Д.Б.,
при секретаре судебного заседания Мухетдиновой Э.И.,
с участием истца Левицкий Н.Н.,
представителя истца Эскелина В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Левицкий Н.Н. к администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым о признании частично незаконным распоряжения, возложении обязанностей совершить определенные действия,
у с т а н о в и л :
ДД.ММ.ГГГГ Левицкий Н.Н. обратился в суд с названным исковым заявлением, мотивируя тем, что распоряжением администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный <адрес> по адресу: <адрес>, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Данное распоряжение было вынесено с нарушением законодательства, а именно не был определен срок расселения жильцов из аварийного жилья. Позже нарушения были устранены и установлен срок расселения жильцов из аварийного жилого дома – до ДД.ММ.ГГГГ. С учетом состояния жилого дома, находящегося в аварийном состоянии, угрожающем жизни и здоровью граждан, установленный срок расселения жильцов не является разумным. Просил суд признать распоряжение администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в части определения срока расселения жильцов из аварийного дома незаконным, возложить обязанность на администрацию установить новый срок расселения жильцов – ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства истцом изменены исковые требования в части определения срока расселения жильцов из аварийного дома, просил расселить жильцов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Левицкий Н.Н. и его представитель Эскелин В.П. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика глава администрации Октябрьского сельского поселения Мельников В.В. в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя ответчика, возражал против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица Ромазанова С.Р., Ибраимова Г.С., Карпова Т.Н., Сергали Ф.Ю., Сергали А.А., Сергали Р.А., надлежаще извещенные о времени, дате и месте судебного разбирательства, в суд не явились.
В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав сторону истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) к компетенции органов местного самоуправления отнесено признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с абзацем 1 пункта 7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Судом установлено, что распоряжением администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу в связи с тем, что согласно техническому заключению специализированной организации ООО «Крым-проект» строительные конструкции многоквартирного <адрес> целом находятся в аварийном состоянии, проживание в жилом доме недопустимо, отдельные строительные конструкции создают угрозу обрушения. С учетом его физического и морального износа, восстановление и усиление конструкций жилого дома нецелесообразно. Собственникам помещения данного многоквартирного дома рекомендовано проведение срочных противоаварийных мероприятий.
Распоряжением администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ установлен срок расселения жильцов из аварийного дома по адресу: <адрес>, - ДД.ММ.ГГГГ. Также определено, что собственникам помещений данного жилого дома необходимо осуществить снос дома до ДД.ММ.ГГГГ после окончания расселения жильцов.
На основании протеста прокуратуры <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжение администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ: срок расселения жильцов из аварийного дома по адресу: <адрес>, установлен до ДД.ММ.ГГГГ, а собственникам помещений данного жилого дома снос дома осуществить до ДД.ММ.ГГГГ после окончания расселения жильцов.
Спорный жилой дом на основании распоряжения администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ включен ДД.ММ.ГГГГ в реестр аварийных домов. Информация о включении дома в программу переселения и ходе расселения в Фонде ЖКХ отсутствует.
Согласно техническому заключению ООО «Крым-проект» № общее техническое состояние конструктивных элементов жилого дома по адресу: <адрес>, оценивается как аварийное; жилой дом не соответствует государственным стандартам и стандартам эксплуатационной безопасности; пространственная жесткость здания не обеспечена; аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций в целом, характеризуется их разрушением, повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг.
Достоверных доказательств и обоснованных мотивов к установлению срока, приходящегося на ДД.ММ.ГГГГ, в отношении многоквартирного дома, признанного аварийным, имеющего недопустимое техническое состояние, грозящее его обрушением, со стороны администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым не представлено и не приведено, что свидетельствует об использовании органом местного самоуправления дискреционных полномочий по установлению спорного срока вопреки законной цели и правам, законным интересам собственников помещений в данном доме. Отселение жителей спорного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать разумным, столь длительный срок отселения нарушает права и интересы истца, поскольку, учитывая техническое заключение, имеется реальная угроза обрушения дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья людей, так как имеется реальная опасность их самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. С момента издания оспариваемого постановления, доказательств принятия каких-либо мер по исполнению данного постановления ответчиком не представлено, как не представлено каких-либо обоснований того, что срок, установленный в оспариваемом постановлении, является разумным.
При таких обстоятельствах суд признаёт требование истца о признании незаконным распоряжения администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ в части определения срока расселения жильцов из аварийного дома обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, который не может реализовываться произвольно.
Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к расселению дома в разумный срок. При этом решение конкретных вопросов, связанные с расселением аварийного дома и его возможным последующим сносом, как объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности, относятся к компетенции ответчика, являющегося органом местного самоуправления на территории пгт <адрес> Республики Крым.
Таким образом, в силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится с исключительной компетенции органа государственной власти, а потому установление таких сроков в судебном порядке недопустимо.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Левицкий Н.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков расселения жильцов из аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и сроках его сноса» (в редакции распоряжения администрации Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №) в части установления срока расселения жильцов из аварийного жилого дома по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать администрацию Октябрьского сельского поселения <адрес> Республики Крым вновь рассмотреть вопрос об установлении срока отселения жильцов спорного многоквартирного дома не позднее одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Красногвардейский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение составлено 17.03.2022.
Председательствующий (подпись) Д.Б. Сангаджи-Горяев