11RS0012-01-2023-001220-05 Дело № 2-439/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
26 декабря 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» к Шулеповой Е.Ю. о взыскании неосновательно полученных выплат,
установил:
ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» обратился в суд с иском к Шулеповой Е.Ю. о взыскании неосновательно полученных выплат. В обоснование иска указано, что между сторонами 27 февраля 2023 года заключен социальный контракт №, по условиям которого, истец выплатил Шулеповой Е.Ю. единовременное пособие в размере 200000 рублей с целью ведения личного подсобного хозяйства. Ответчик Шулепова Е.Ю. не исполнила обязательства социального контракта, а именно: не представила отчеты о выполнении мероприятий программ социальной адаптации за июнь, июль, и август 2023 года, отчет за май 2023 года оформлен ненадлежащим образом, дата не проставлена. На связь с работниками учреждения ответчик не выходит, на встречу с работниками учреждения не явилась. Истцом принято решение о досрочном расторжении социального контракта с Шулеповой Е.Ю., в её адрес направлено письмо с уведомлением о досрочном расторжении социального контракта и необходимости возврата полученных ею денежных средств. Шулепова Е.Ю. получила письмо 12 сентября 2023 года, однако обязательств по возврату денежных средств не исполнила. С учётом изложенного, ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» обратился в суд с настоящим иском.
Представитель истца, действующая на основании доверенности с соответствующими полномочиями, на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в иске, при этом указала, что вся полнота ответственности по исполнению социального контракта возложена на гражданина. Центром проводились попытки связаться с ответчиком по вопросу предоставления документов в рамках социального контракта (телефонные звонки, выезд по месту жительства), однако последние результатом не увенчались.
Ответчик, извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, о причине неявки не уведомила, не ходатайствовала об отложении дела.
Суд считает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело Шулеповой Е.Ю., отказной материал №, суд приходит к следующему.
В Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства; права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, они определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статьи 1, 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации).
Отсюда, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ), которая обеспечивается доступом к правосудию для разрешения любых споров, в том числе и социальных.
В силу ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституция Российской Федерации в соответствии с положениями ее статьи 39 (части 1 и 2), которой корреспондирует статья 40 (части 1 и 2) Конституции Республики Коми, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
Конституция Республики Коми провозглашает, что социальная и экономическая политика в Республике Коми направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 11), государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 17).
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. Данное положение отражено и в ст. 64 ч. 1 п. «ж» Конституции Республики Коми.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Не устанавливая конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Располагая достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки, законодатель вправе осуществлять выбор конкретных мер социальной защиты, порядка и условий их предоставления.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом определены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В силу ст. 3 вышеназванного Федерального закона государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; адресного использования бюджетных средств; усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; снижения уровня социального неравенства; повышения доходов населения.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Постановлением Правительства Республики Коми 31.12.2004 N 281"О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в п. 5 установлена государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в виде пособия на основании социального контракта по следующим мероприятиям и размерам:г) по ведению личного подсобного хозяйства в размере фактических затрат, но не более 200 000 рублей.
Установлено, что 13 февраля 2023 года Шулепова Е.Ю. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» с заявлением о заключении с ней социального контракта и назначении, выплате государственной социальной помощи в виде пособия на основании социального контракта для ведения личного подсобного хозяйства.
Шулеповой Е.Ю. представлена выписка из ЕГРН от 18.11.2021, согласно которой, в её собственности находится земельный участок площадью 1800 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу Республика Коми, Прилузский район, сельское поселение Ношуль, <адрес>, вид разрешённого использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Из листа собеседования с Шулеповой Е.Ю. следует, что последняя имеет личное подсобное хозяйство: земельный участок 18 соток, хозяйственные постройки (баня, хлев, дровяник, летняя кухня, гараж; домашний скот – куры – 13 штук, индюки – 2 шт., направление личного подсобного хозяйства – животноводство, огородничество. При этом, Шулепова Е.Ю. выразила согласие на выполнение обязательств по ведению личного подсобного хозяйства.
Справкой ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» семья Шулеповой Е.Ю. в составе 6 человек признана малоимущей, среднедушевой доход на 1 члена семьи составляет 16 128 рублей 70 копеек, совокупный доход семьи – 96 772 рубля 20 копеек.
По результатам рассмотрения заявления 27 февраля 2023 года между ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» и Шулеповой Е.Ю. заключен социальный контракт № по мероприятию – ведение личного подсобного хозяйства, по условиям которого, стороны договорились о сотрудничестве между Центром и заявителем по реализации программы социальной адаптации, являющейся приложением к контракту в целях максимальной адаптации заявителя (и членов его семьи) и включение его в процесс самообеспечения.
Из условий социального контракта также следует обязанность заявителя встать на учет в налоговом органе по субъекту Российской Федерации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход; приобрести в период действия социального контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а также продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции;осуществлять реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства в течение срока действия социального контракта; ежемесячно представлять в Центр отчет о выполнении мероприятий и документы, подтверждающие факт выполнения им мероприятий программы социальной адаптации (не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем выполнения мероприятий; предпринять активные действия по выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации; уведомить центр о прекращении ведения личного подсобного хозяйства в течение 3 рабочих дней в период действия социального контракта и 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; возвратить пособие в полном объёме и в срок не позднее 30 дней со дня прекращения ведения личного подсобного хозяйства (в случае использования пособия не по целевому назначению и (или) прекращения деятельности в период действия социального контракта по собственной инициативе; представлять по запросу Центра информацию об условиях жизни заявителя и ведении личного подсобного хозяйства и не препятствовать проверке факта ведения ЛПХ в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта.
Пунктом 2.4 Контракта предусмотрено, что конечным результатом является регистрация заявителя в качестве налогоплательщика на профессиональный доход и повышение денежных доходов заявителя (семьи заявителя) по истечении срока действия социального контракта.
Размер единовременного пособия для ведения ЛПХ составляет 200 000 рублей и пересмотру не подлежит (п. 3.1 Контракта).
Срок действия социального контракта - с 01.03.2023 по 29.02.2024 (п. 6.1 Контракта).
Приложением № 1 к социальному контракту установлен помесячный план мероприятий с марта 2023 года по февраль 2024 года.
Согласно смете затрат при предоставлении единовременной выплаты, для реализации единовременной выплаты в размере 200 000 рублей Шулеповой Е.Ю. необходимо приобрести: курицы (25 голов) - 15 500 рублей, индюки (10 голов) - 9000 рублей, комбикорм (30 мешков) - 38 100 рублей, минеральные добавки - 5875 рублей, клубнику (усы) - 1750 рублей, яблоня (2) - 1750 рублей, красная смородина (2) - 940 рублей, черная смородина (2) - 1080 рублей, триммер -12 840 рублей, мотоблок и навесное оборудование (косилка, плуг, окучник) - 69 295 рублей, теплица 6 м - 23 400 рублей, лопата (4) - 2000 рублей, вилы (2) - 540 рублей, тяпка (2) - 540 рублей, садовая тачка - 3040 рублей, ведро (6 шт.) - 840 рублей, сетка рабица - 13 460 рублей, итого - 200 000 рублей.
Согласно расписки Шулеповой Е.Ю., последняя 13 марта 2023 года получила социальный контракт от 27.02.2023 № и прилагаемую к нему программу социальной адаптации, подтвердила, что условия социального контракта и перечень мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, с ней согласованы, разъяснено, что последняя обязана до 20 числа каждого месяца в письменной форме отчитываться в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» о реализации мероприятий, предусмотренной программой социальной адаптации, за предыдущий месяц, а также то, что выделяемые ей денежные средства являются целевыми и не могут быть израсходованы на иные цели.
Протоколом о предоставлении социальной выплаты Шулеповой Е.Ю. начислено с 01.03.2023 по 29.02.2024 единовременное пособие в размере 200 000 рублей.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд исходит из оснований применения к Шулеповой Е.Ю. ответственности, предусмотренной условиями социального контракта, а также положений главы 60 ГК РФ, регулирующей обязательства вследствие неосновательного обогащения.
В соответствии с п.2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. Возможность использования института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов признано отвечающим конституционным требованиям в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 26.02.2018 № 10-П.
Таким образом, нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Согласно сведений Федеральной налоговой службы Шулепова Е.Ю. являелтся плательщиком налога на профессиональный доход.
28 марта 2023 года Шулеповой Е.Ю. в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» представлен отчет о выполнении программы социальной адаптации в марте 2023 года. Из отчета следует, что Шулепова Е.Ю. прошла диспансеризацию в соответствии с возрастом, изучила рынок основных средств, которые будут приобретены, мониторинг цен, изучила поставщиков, заказала необходимый товар; посадила рассаду овощей. В обоснование отчета представлена справка Ношульской амбулатории от 27.03.2023.
25 мая 2023 года Шулепова Е.Ю. представила в ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» отчет малоимущего гражданина о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной реабилитации за апрель 2023 года. Из отчёта следует, что Шулепова Е.Ю. приобрела товары для ведения ЛПХ, указанные в смете затрат на сумму 50 620 рублей; провела подготовку помещения для птиц; посадила рассаду (огурцы, помидоры, перец, зелень, капуста, цветы), осуществляет уход за рассадой; провела обработку ягодных кустов; провела переборку картофеля. Семья обеспечена овощами.
Согласно товарному чеку от 19.05.2023, Шулепова Е.Ю. приобрела в магазине <данные изъяты> колесо на сумму 2 600 руб., ступицу колеса (пара) на сумму 1500 рублей, плуг без сцепки на сумму 2300 рублей, всего товаров на сумму 6400 рублей.
Согласно кассовому чеку, 20.04.2023 Шулепова Е.Ю. приобрела мотоблок <данные изъяты> 470 М3 7 л.с., 96 кг на сумму 38 900 рублей.
Также Шулеповой Е.Ю. представлены чеки на 1370 рублей и 1950 рублей соответственно.
Согласно отчету малоимущего гражданина о выполнении мероприятий, предусмотренных программой социальной реабилитации, в мае 2023 года ФИО1 произвела вспахивание огорода, посадку овощей, посадку зелени, установку теплицы, посадку рассады, подготовку помещения для птицы (удлинение рабицей), приобретение товаров и сельхозпродукции для ведения ЛПХ, зарегистрировалась в качестве самозанятой. По реализации сельхоз продукции продала излишки семенного картофеля (без указания суммы), предоставление услуг населению по вспашке огорода (без указания суммы). Семья обеспечена овощами, яйцами, рассадой.
Шулеповой Е.Ю. представлены договоры купли-продажи от 14.06.2023, заключенные между гр. ФИО3 и Шулеповой Е.Ю., по условия которого, продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять в собственность индюков в количестве 10 шт. возрастом 3 месяца. Покупатель принимает указанное количество сельскохозяйственных животных и уплачивает продавцу за него 14 500 рублей.
Актом приёма-передачи денежных средств от 14.06.2023 Шулепова Е.Ю. передала ФИО3 денежные средства в счет исполнения обязательств по договору купли-продажи в размере 14 500 рублей.
Аналогичный договор купли-продажи был заключен 14.06.2023 между Шулеповой Е.Ю. и ФИО3 на приобретение кур-несушек в количестве 25 шт. возрастом 4 месяца, стоимостью 31 750 рублей.
Также Шулеповой Е.Ю. представлены чеки на сумму 801 рубль, 375 рублей, 1365 рублей, 100 рублей, 1 600 рублей, 650 рублей, 960 рублей, 515 рублей, 6 170 рублей, которыми подтверждается факт приобретения Шулеповой Е.Ю. у ИП ФИО4, ФИО5, зоотоваров и комбикорма.
Товарным чеком от 19.05.2023 № подтверждается факт приобретения Шулеповой Е.Ю. поликарбоната в количестве 6 шт. на сумму 27 600 рублей.
Накладной от 13.06.2023 № ФИО6 приобрела у ИП ФИО7 зоотовары и комбикорм на сумму 5 827 рублей 50 копеек.
Представителем истца данный факт не оспорен.
Из материала № об отказе в возбуждения уголовного дела в отношении Шулеповой Е.Ю. последней представлены дополнительные чеки на суммы 2798 рублей, 5500 рублей, 3952 рубля на приобретение пшеницы, а также остаток денежных средств, не освоенных в рамках социального контракта.
Из объяснений Шулеповой Е.Ю., данных в ходе проверки ОМВД России по Прилузскому району по обращению ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», следует, что из 200 000 рублей, выделенных ей в качестве единовременного пособия, ею освоено 176 600 рублей, однако отчиталась она только на сумму 142 000 рублей, так как приобрела на 9000 рублей на рынке кустарники, не взяла никаких подтверждающих документов, также утеряла чек и документы на триммер. Осознаёт, что нарушила условия социального контракта. На руках у неё имеется сумма оставшихся денежных средств в размере 23 400 рублей. Часть живности погибла, другая часть пошла на мясо. Из живности у Шулеповой Е.Ю. осталось 11 куриц.
Постановлением от 22.09.2023 в возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 160, ч. 1 ст. 159.2 УК РФ в отношении Шулеповой Е.Ю. отказано в соответствии со ст. 24 ч. 1 п. 2 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления). Постановление в установленном законом порядке не обжаловалось.
В ходе судебного заседания представитель истца не оспаривала факт приобретения ответчиком триммера, на который Шулеповой Е.Ю. утрачены чеки.
Также истцом не оспорен факт приобретения ответчиком плодовых культур, при этом ссылка представителя истца на не установление времени приобретения Шулеповой Е.Ю. кустов, кустарников и деревьев суд считает несостоятельным, поскольку, как отмечалось ранее, именно на истца возлагается обязанность доказать ненадлежащее исполнение гражданином условий социального контракта.
В случае правомерного одностороннего отказа от исполнения договорного обязательства полностью или частично договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 2 статьи 450.1 ГК РФ).
Как следует из разъяснений, данных в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 № 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", в силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
07 сентября 2023 года в адрес Шулеповой Е.Ю. направлено письмо, согласно которому, в связи с непредставлением отчета о выполнении мероприятий, социальный контракт между ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» и Шулеповой Е.Ю. расторгается на основании п. 2.3 Социального контракта от 27.02.2023 и п. 2 ст. 450.1 ГК РФ, указано на необходимость возврата Шулеповой Е.Ю. выплаченного социального пособия в размере 200 000 рублей. Письмо получено Шулеповой Е.Ю. 12 сентября 2023 года, что не оспаривается ответчиком, при этом последней не представлено доказательств того, что на день рассмотрения дела в суд условия социального контракта ею исполняются.
Между тем, исходя из установленных в совокупности обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что Шулепова Е.Ю. предприняла действия по реализации социального контракта. Так, последняя оформлена в статусе самозанятой, приобретала товары и продукцию, необходимую для осуществления деятельности по ведению личного подсобного хозяйства, реализовывала продукцию, прошла диспансеризацию, т.е., осуществила действия, предписанные программой социальной адаптации. Остаток целевых денежных средств, нереализованных ответчиком, в размере 23 400 рублей, находится у Шулеповой Е.Ю.
Таким образом, Шулепова Е.Ю. не допустила использования предоставленных ей денежных средств в размере 176 600 рублей не по целевому назначению.
В тоже время с учетом расторжения социального контракта и не реализации Шулеповой Е.Ю. мер социальной поддержки в размере 23 400 рублей, суд приходит к выводу о необходимости взыскания вышеназванной суммы с ответчика.
С учетом частичного удовлетворения требований истца и освобождением последнего от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, с Шулепвойо Е.Ю. в пользу местного бюджета надлежит взыскать госпошлину пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 608,00 рублей.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, суд
решил:
Иск Государственного бюджетного учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» (ИНН 1112004090) к Шулеповой Е.Ю. (<данные изъяты>) о взыскании неосновательно полученных выплат – удовлетворить частично.
Взыскать с Шулеповой Е.Ю. в пользу Государственного бюджетного учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» денежные средства в размере 23 400 (Двадцать три тысячи четыреста) рублей 00 копеек.
Взыскать с Шулеповой Е.Ю. в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 608 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.
Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Т.В. Можегова
Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2023 года.